ноября 03, 2010

«Thunderstone»: обзор игры, часть 1. Коробка и правила.

Коробка «Когда мир был выкован, Вершитель простёр свою руку к смертным и одарил их Громовыми Камнями, каждый из которых был средоточием мощи. Веками люди сражались и умирали, стремясь завладеть ими ради власти над другими, и в этих сражениях большинство Камней было утрачено.
        Несколько столетий назад восемь архимагов укрыли первый из Громовых Камней в пещере Гримхольд. Ужасные монстры и зловещие создания собрались там, подобно грозовым тучам в осенний день, привлечённые колоссальной мощью. Питая ей свои собственные силы, они ревностно охраняют Камень от смертных. Сможете ли вы бросить им вызов и заявить на Камень свои права?»

Так начинается книга правил к «Thunderstone» — творению Alderac Entertainment Group (AEG). Творению, которое просто обречено быть сравниваемым с «Доминионом».

Кстати говоря, есть ещё один продукт, также выпускавшийся AEG, который тоже нередко сравнивают с «Доминионом» — это «Arcana», о которой я уже рассказывал. Но там причин для подобного сравнения несравненно меньше, и «Громовой Камень» гораздо интереснее для анализа. Чем мы нынче и займёмся.

Знаете, что мне не очень нравится — чисто эстетически — в «Доминионе»? Две вещи. Во-первых, подход к оформлению игры; во-вторых же, сильная притянутость за уши механики к легенде. Сейчас поясню.

Издатель «Доминиона» подошёл к художественной стороне способом, который трудно назвать иначе, нежели чисто ККИ-шным. То есть рисование карт раздали куче художников. Но если в ККИ это вполне оправдано (там карт много, а сроки выпуска жёсткие), то в игре с общей карточной базой выглядит по меньшей мере странно: там же всего-то 25 видов карт, нешто один художник не потянет?! Как следствие, получился разнобой в стиле, и кое-кому из «доминионовских» оформителей очень хочется высказать пару ласковых.

Ребята из AEG эту ошибку не повторили. «Громовой Камень» оформлял один человек — Джейсон Энгл, — и он сделал это отменно. Получилось красиво и стильно, «Доминион» курит в углу. :) Забегая вперёд, добавлю: по части дизайна (т.е., организации и представления игровой информации на картах — а её там немало) здесь тоже всё в полном порядке.

Правда, AEG есть за что попенять с другой стороны, и это видно сразу же при открытии коробки. Здесь 40 видов карт (11 — герои, 8 — монстры, 19 — деревня, плюс ещё карты экспы и болезней). Точно как в «Доминионе», карты каждого вида должны храниться отдельно, иначе подготовка к игре превратится в каторгу (а она тут и так не сахар).

Открытая коробка Вот только если «Доминион» идёт со специальным вкладышем, в котором заботливо предусмотрены индивидуальные подписанные ячейки для всех типов карт, то «Громовой Камень» по этой части убог. Его коробка предлагает всего лишь шесть коллективных здоровенных ячеек, в которые карты пихаются большими пачками. Отделять карты разных видов предлагается — прости господи! — тоненькими картонками чуть большей (на 2 мм) ширины. Убогость. Ладно ещё, что карты в протекторах нормально помещаются…

Одев все карты в протекторы, уложив их в коробку и несколько раз воззвав к такой-то матери при виде результата, я плюнул и переложил игру в нашедшуюся симпатичную жестяную коробочку от мультитула Leatherman: всё вошло тик в тик, и при случае я займусь изготовлением системы нормальных ячеек с подписями, для чего толстый картон уже приготовлен…

Но поехали дальше. Между открытием коробки и собственно игрой у нас происходит что? — правильно, сетап. Возможно, кто-то помнит, как в обзоре «Доминиона» я жаловался на тамошний сетап? Беру свои слова обратно. :) В «Громовом Камне» всё ещё круче.

В «Доминионе» нужно было выбрать 10 видов карт из 25 и разложить их матрицей 2×5 по возрастанию стоимости, над каковой матрицей клался ещё ряд из семи базовых карт. Затем необходимо отсчитать каждому участнику колоду из базовых карт, и всё. А вот как это делается здесь:

  • Выбираем три класса монстров из 8, смешиваем меж собой, в нижнюю десятку карт втасовываем Громокамень, кладём получившуюся колоду лицом вниз и открываем её верхние три карты.
  • Выбираем четырёх героев из 11 и кладём в ряд по возрастанию стоимости. При этом следим, чтобы в каждой из четырёх стопок герои лежали по возрастанию уровня.
  • Выбираем восемь деревенских карт из 19 и кладём в два ряда по возрастанию стоимости.
  • Последним рядом кладём базовые карты.
  • Отсчитываем каждому игроку колоду из базовых карт.

В общем, получается такая немаленькая матрица карт 5×4, и сбоку ещё вспомогательный ряд (экспа, болезни, трэш-зона). И сами карты здесь больше, чем в «Доминионе». К счастью, есть специальные программы-рандомизаторы, которые помогут вам эту матрицу сформировать. :)

А вот если прочитать правила дальше сетапа, то «Доминион» опять начинает курить в углу. :) Потому что его только ленивый не пнул за полнейшую абстрактность, тогда как «Громовой Камень» реализует игровую легенду дотошно и скрупулёзно.

На полном серьёзе — здесь игрокам предстоит командовать партией приключенцев, которые собираются с силами в деревне неподалёку от пещеры с монстрами и регулярно наведываются в эту пещеру, карая монстров во имя великой справедливости. :) Всё взаправду. И столь милые сердцу настоящего приключенца вещи — лут, экспа, левел-ап, — всё это тоже реализовано! :)

Базовые правила посложнее, чем в «Доминионе», но в целом проблем не представляют. По моемý опыту — девятилетний ребёнок въехал довольно шустро. Идея та же самая: у каждого изначально есть нищебродская колода (шесть мужиков-деревенщин и на них два ножа с двумя факелами, плюс две пачки «Доширака»), которые пытаются прокачаться до Настоящих Приключенцев, экипируясь в деревне и моча монстров в сортире пещере.

Собственно, каждый ход для игрока представляет собой выбор, куда ему пойти: в деревню или в пещеру. Допустим, что заявлена деревня. Игрок открывает свою руку (шесть карт), срабатывают указанные на них деревенские эффекты (в любой последовательности). Вследствие этого число карт может и увеличиться. Затем считаются указанные на картах деньги (плюс те, которые образовались вследствие эффектов), и на эту сумму можно чего-нибудь купить. По умолчанию покупка одна, но эффекты могут и добавить.

Если же заявлена пещера, то всё происходит аналогично. Только срабатывают пещерные эффекты. Герои разбирают оружие, подкрепляются etc. И потом происходит бой. Тут срабатывают боевые эффекты и считается суммарная атака партии. Вводится поправка на темноту (зависит от наличия у приключенцев источников света и положения атакованного монстра). Если результат не меньше силы монстра, то монстр повержен и поступает в колоду своего победителя как лут. Если нет, то он удовлетворённо уходит обратно в пещеру (под низ колоды), а вместо него вылезает новый. Впрочем, новый монстр вылезет в любом случае.

В общих чертах так. Осталось добавить лишь несколько уточнений. Во-первых, убиенные монстры небесполезны (лут же!) Кто-то даёт денег (типа, ценная шкура/клыки). Кто-то победные очки (типа, чучело заваленного дракона — это престижно!) Кто-то плюсы в бою (типа, из тушки сварили магический эликсир). Всё это, конечно, в разных пропорциях, в зависимости от конкретного чуда-юда.

Во-вторых, за каждого убиенного монстра героям полагается экспа. Она символизируется специальными карточками, которые, впрочем, необязательны. Тут могут сгодиться любые счётные жетоны, так как эти карточки всё равно в колоду не втасовываются.

В-третьих, экспа нужна для чего? Для левел-апа, естественно! Любого героя можно проапгрейдить до более высокого уровня, отдав указанное на соответствующей карте количество экспы. И даже мужик-деревенщина имеет все шансы однажды проснуться каким-нибудь… ну, скажем, клириком. И дальше вплоть до епископа, в точности по Высоцкому:

Пускай живёшь ты дворником — родишься вновь прорабом.
А после из прораба до министра дорастёшь…

Делается это под занавес визита в деревню. Апгрейдить можно любых имеющихся на руках героев, лишь бы хватило экспы. Но каждого не более чем на один уровень за один раз. То есть возможность, даваемая в «Доминионе» отдельными картами («Remodel», «Upgrade»), реализована здесь на уровне механики.

Ну и, в-четвёртых, помимо деревни и пещеры, есть ещё один вариант. Можно просто отдохнуть, сбросив всю руку и затрэшив из неё (при желании) одну карту. А это иногда нелишне, ведь от некоторых монстров в бою можно подхватить какую-нибудь нехорошую заразу. Сие реализовано специальными картами, каждая из которых уменьшает атаку в бою (аналог проклятий в «Доминионе»). Что интересно, отрицательного влияния на победные очки эта зараза не оказывает.

Вот. Всё остальное, как обычно в карточных играх, написано на самих картах. Здесь много чего наворочено, в традициях ККИ. Некоторых монстров, например, нельзя атаковать в темноте. На некоторых действуют только магические атаки, которые умеют лишь маги и клирики. Некоторые имеют бронированную шкуру, которую не берёт холодное оружие. Ну и так далее — отдать создателям должное, все эти эффекты и их связки сформулированы чётко, внятно и вопросов не вызывают. Здесь нельзя не отметить, что на картах активно используется механика ключевых слов, через которую можно реализовывать довольно сложные игровые взаимоотношения объектов и субъектов.

Игра заканчивается, когда карта Громового Камня — напомню, она втасовывается в колоду монстров снизу, в число последних десяти карт, — покидает пещеру. Это происходит при условии, что все предыдущие монстры ушли (либо в колоды игроков, либо под низ пещерной колоды), причём если самый последний монстр был убит, то Камень тоже поступает в колоду  погубителя и приносит ему очки.

Я думаю, вы поняли: на уровне правил игра мне очень понравилась. Её буквально можно приводить примером аккуратного подхода к реализации легенды средствами механики. В отличие от «Доминиона», где для доброй половины карт названия явно придумывались постфактум их действий, в «Громовом Камне» действительно происходит то, что заявлено. Герои бухают-торгуются в деревне, жрут-подкрепляются перед боем, прикидывают оружие себе по руке, страдают от полученных в бою ранений и т.п.

Но! Любая игра ведь предназначена для того, чтобы в неё играли, нет? И если в «Громовой Камень» поиграть, то всё окажется не таким уж шоколадным!

Однако на этом месте я бессовестно прервусь и свои игровые впечатления с детальным анализом их причин изложу во второй, следующей части обзора. И так уже длинно получилось. :) Посему —

Продолжение следует.

6 комментариев:

  1. Проблему с разделителями и коробкой они решили в первом дополнении..

    ОтветитьУдалить
  2. Я в курсе, но его у меня пока нет. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Хороший обзор, подробный.
    Как бы скорее продолжение узнать, а то собирался покупать в понедельник с дополнением, теперь как-то стремно.

    ОтветитьУдалить
  4. Ссылку «продолжение следует» кликнуть слабо? :)

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить