ноября 13, 2010

«Процветание» — закат «Доминиона»?!

Коробка «Доминион» — гениальная игра. Кто бы сомневался. И одной из граней его гениальности является внешняя простота механики.

В некоторых англоязычных обзорах можно видеть утверждение, что данная игра «проста, как ABC». Собственно, вот это «ABC» и заключает в себе всю суть механики — сокращённо, конечно: «Action — Buy — Cleanup». То есть «Действие — Покупка — Очистка».

К сожалению, такая простота имеет и оборотную сторону: чем проще игра, тем сложнее её расширять. А не расширять нельзя, ибо в силу своей гениальности «Доминион» снискал колоссальный успех. Вот об этой дилемме у нас сегодня и пойдёт речь.

Если посмотреть на вышеописанную механику подробно, то станет ясно, что расширять и дополнять игру можно лишь по четырём пунктам (или каким-то их комбинациям):

  • Вводить новые действия;
  • Вводить новые способы совершения и оплаты покупок;
  • Вводить какие-то исключения для столь простой и очевидной фазы очистки;
  • Вводить новые способы набора и подсчёта победных очков.

Собственно, если посмотреть на историю дополнений к игре, то всё это тут же и обнаружится. Во всех дополнениях велись активные эксперименты с новыми действиями вплоть до апофеоза — «Одержимости» из «Алхимии». Эксперименты с деньгами и оплатой тоже не прекращались: здесь и «Мост» с «Гаремом» из «Интриги», и «Пиратский корабль» с «Картой сокровищ» из «Приморья», и зелья с «Философским камнем» из «Алхимии»… Исключения для фазы очистки — это основная особенность «Приморья», в котором восемь видов карт не уходят в сброс, а оказывают влияние на следующий ход. Хитрые карты победных очков были везде, начиная с базовой коробки — от «Садов» до алхимических «Виноградников».

Тенденция Если же посмотреть на BGG, то можно будет наблюдать, как коробка и дополнения к ней были восприняты сообществом настольщиков. Как видно, «Интрига» и «Приморье» были восприняты с возрастающим интересом, а вот «Алхимия» заметно просела. Как можно видеть по моим собственным оценкам, я тоже поставил её ниже прочих дополнений, хотя и не могу назвать неудачей. :) Но народ воспринял неоднозначно.

А вот потом было объявлено о следующем дополнении, под названием «Процветание» («Prosperity»), и я слегка насторожился. Дело в том, что темой «Процветания» должны были стать сверхценные карты, а это как-то сомнительно.

Если, исчерпав прочие направления расширений, разработчик переходит к экстенсивному пути развития (т.е., тупо наращивает-прокачивает уже имеющийся функционал), то это просто не может не настораживать. Это первый звоночек, свидетельствующий об остановке развития. А когда игра исчерпала потенциал развития, но её упорно пытаются пропихивать дальше — ничем хорошим это обычно не заканчивается. Вон, достаточно посмотреть на Wizards of the Coast, яростно насилующих агонизирующий полутруп Magic the Gathering. Только что-то не рождаются у них новые легионы хомячков, готовых радостно расставаться с родительскими деньгами за право причмокивать «мы играем в лучшую в мире ККИ». ;)

Но подозрения ещё не есть уверенность, можно и ошибиться. Летом 2010 Rio Grande Games выложили у себя на сайте правила «Процветания», совмещённые с альманахом карт. Я тогда намеренно не стал смотреть альманах, дабы не создавать у себя предубеждений: дескать, поиграю, и буду судить уже по игре.

В октябре «Процветание» пошло в продажу. Своим экземпляром я, правда, покамест не обзавёлся, но есть же возможность поиграться с компьютерной версией. Не ради состязания с AI, конечно — он там слаб откровенно, — но ради эксперимента с новыми картами, благо там все дополнения реализованы. И вот по осени у меня таки дошли до этого руки.

Ну… что тут можно сказать… Худшие опасения, увы, подтвердились. Как ни прискорбно говорить, но звезда «Доминиона», кажется, начала клониться к закату. Попробую описать свои впечатления.

Во-первых и главных, «Процветание» ничем не цепляет. Ему просто нечем цеплять, там нет изюминки. Потому что девиз «больше и круче!» на изюминку не тянет совершенно. Это, как я уже говорил, просто первое, что должно было прийти в голову разработчикам после истощения фантазии, и оно пришло. Именно так и воспринимается.

Во-вторых, ничего нового в механику не привнесено. Напомню, в «Интриге» были альтернативные способы розыгрыша карт, в «Приморье» была возможность продлевать действия карт на ход вперёд, в «Алхимии» были карты, которые оплачивались двумя валютами и мало значили сами по себе, но усиливали основные карты…

В «Процветании» ничего такого нового нет. Единственная мелкая новинка, которую можно здесь обнаружить — победные очки, дающиеся картами не при финальном подсчёте, а по факту розыгрыша этих карт. Они отсчитываются специальными жетончиками на специальных планшетках… и это слишком похоже на «Приморье», чтобы могло считаться настоящей новинкой. Карт, которые дают такой эффект, всего три вида («Bishop», «Goons», «Monument»).

В-третьих, несколько карт слишком уж беспардонно сдуты с карт прошлых выпусков. «Платина» — это то же «Золото», только дороже. «Колония» — это та же «Провинция», только ценнее. «King’s Court» — та же «Throne Room», только ровно в полтора раза мощнее (повторяет эффект следующей карты три раза вместо двух). Аналогично, «Expand» ровно в полтора раза круче «Remodel» (добавка к стоимости при конверсии три монеты вместо двух).

В-четвёртых, много денежных карт. Очень много. Аж восемь видов. А это неизбежно ведёт к преобладанию стратегий «уйду в деньги» над другими. Статистически, конечно. Но по опыту нескольких десятков разложенных на компьютере партий, такое встречается заметно чаще, чем с предыдущими дополнениями.

В-пятых, карты «Процветания» дороже карт предыдущих коробок. Сравните сами, средняя цена карты из базовой коробки и «Интриги» — 3.96 монет. Из «Приморья» — 3.73 монеты. А карты «Процветания» в среднем стóят 5.12 монет. Нетрудно понять, к чему это может привести: преобладание дорогих карт запросто способно с самого начала опять-таки увести партию в деньги, что не есть интересно.

«Торговый Путь»Карта «Торговый Путь» ужасна. Она тупо и совершенно беспричинно раздаёт денежные бонусы всем подряд, причём бонусы эти возрастают по мере продвижения игры к концу. Чем больше разных видов карт победных очков было куплено (опять же, неважно кем), тем больше бонус.

Я знаю, некоторые не любят «Пиратский Корабль» и «Карту Сокровища» из «Приморья». «Карту…» я и сам недолюбливаю. Но по сравнению с «Торговым Путём» они в высшей степени разумны и логичны! Чтобы «корабль» начал приносить профит, им надо сперва награбить, а это трата драгоценных действий. Чтобы «карта…» дала четыре Золота, надо разыграть два экземпляра разом (а это значит — либо полагаться на удачу, либо мусорить себе колоду кучей экземпляров для гарантии). В каждом случае приходится чем-то поступаться ради надежды на будущую выгоду… и надежда запросто может не оправдаться. А здесь халява оптом и всем подряд. Ужасно!

По-настоящему стóящих карт я насчитал в «Процветании» всего восемь видов:

  • «Bank» — сокровище, которое стóит 1 монету за каждое сокровище в игре;
  • «Bishop» — можно затрэшить карту за половину её денежной стоимости и победное очко жетоном, другие игроки тоже могут затрэшить по карте, но без выгоды;
  • «Contraband» — сокровище, которое стоит 3 монеты и даёт одну покупку, но не может использоваться для покупки карты, названной соседом слева;
  • «Mint» — даёт копию сокровища, показанного из руки, но при своей покупке убивает все разыгранные для этого сокровища;
  • «Monument» — при розыгрыше даёт две монеты и победное очко жетоном;
  • «Mountebank» — ИМХО самая интересная карта выпуска. Каждый оппонент либо скидывает проклятие с руки, либо получает медяк и проклятие;
  • «Royal Seal» — сокровище стоимостью 2 монеты, находясь в игре позволяет положить получаемые карты не в дискард, а наверх колоды;
  • «Watchtower» — похоже на предыдущую, но является реакцией на атаку, позволяет убить получаемую при атаке карту или опять же положить наверх колоды.

Скажу так. Когда схлынет пост-эссенский покупательский ажиотаж, я, скорее всего, приобрету себе «Процветание». Но… скорее всего, я положу названные карты в коробку «Алхимии» как мини-дополнение (там как раз ячейки имеются). А остальными не факт что буду пользоваться.

Грустно, в общем.

14 комментариев:

  1. В базовом наборе уже 25!/(10!*15!) = 3'268'760 сетов. Так ли уж нужны дополнения?

    ОтветитьУдалить
  2. Пока есть явный спрос и заведомо не иссяк потенциал расширения - нужны. Это закон. :) А вот остановиться вовремя может быть проблемой. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Не понимаю почему вы говорите что этот аддон плох ведь у него очень высокий рейтинг на bgg

    ОтветитьУдалить
  4. >Не понимаю почему вы говорите что этот аддон плох ведь у него очень высокий рейтинг на bgg

    Аддон не так уж плох сам по себе, но проигрывает предшественникам в количестве новшеств.

    ОтветитьУдалить
  5. Судя по оценкам на BGG все дополнения хороши, но если стоит вопрос покупки пока одного дополнения, какое посоветуете приобрести?

    ОтветитьУдалить
  6. Seaside наверное самое лучшее пока дополнение. Интрига она не совсем дополнение, тоже достойна, но для меня Сисайд лучше. Алхимия сильно на любителя.

    ОтветитьУдалить
  7. Приморье самое вкусное, факт. Но тут есть вопрос: для дома покупка, или для клуба с турнирами/игротеками? Если для дома, то Приморье и советую, но с ним 4 игрока максимум (единовременно). А если для клуба, то Интригу, — это уже на две группы играющих разом, причём в каждой могут быть карты из базы и допа одновременно. По интересу Интрига хоть и уступает Приморью, но совсем чуть-чуть.

    ОтветитьУдалить
  8. to Михаил, Tanone
    Спасибо за ответы. Игра для дома и как раз нас больше 4 не бывает. Теперь не придётся ломать голову :)

    ОтветитьУдалить
  9. Dan вариантов может быть и миллионы, но доменатных стратегий на много меньше, поскольку многие карты дают похожий эффект. А с допами, если их играть в перемешку каждый раз приходится нащупывать новый баланс.

    ОтветитьУдалить
  10. Кстати, Михаил

    Играйте не с ИИ можно тут - и бесплатно. Причем не только вдоминион. И все на английском. http://www.brettspielwelt.de/Hilfe/Anleitungen/Dominion/?nation=en

    ОтветитьУдалить
  11. У меня вопрос лично к автору поста. Вы так живенько описали предсмертные страдания MTG. У вас есть веские основания так полагать? Предлагаю накидать заметку "Эпитафия MTG" или вкратце изложить свои соображения. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  12. Я очень рад, что мои усилия по формулированию пары ядовитейших фраз в адрес MtG не пропали даром и кто-то обратил на них внимание. ;)

    У меня есть не основания, а ощущения. Личного характера. Я также лично наблюдал несколько драм вида «злые родители отлучают юного падавана от MtG» — родители доходили аж до института и плакались там об этих драмах преподавателям, в том числе мне. Стороннему человеку доставляет неимоверно… но публично рассказывать подробности как-то неэтично.

    Так что этой парой фраз я просто не отказал себе в удовольствии слегка поизощряться в ядовитом злословии, не более того. :) До коммерческой смерти MtG еще далековато, хотя первые звоночки, кажется, уже звучат. Достаточно вспомнить, что прошлогодний (лето’09) пересмотр правил одним из главных своих аргументов имел тезис «излишние сложности отпугивают юных падаванов от коммерческих турниров» (=«наша прибыль, кажется, показывает подозрительную тенденцию»).

    ОтветитьУдалить
  13. Я играю в Mtg много лет (хоть в Про и не участвую), и могу сказать, что в плане интересности мтг в последние годы только растёт. Один из главных лидов пишет каждую неделю по статье на сайте и у него есть просто замечательные экземпляры, где он рассказывает, как они учатся на ошибках по созданию механик, миров, форматов. Мы каждый новый сет играем по одному драфту на реальных картах, и иногда я играю в онлайн. Могу сказать, что в мтго драфты играются каждые 15-20 минут, что довольно прилично. В нашем городе сейчас тоже полно народу стало играть (человек 20), хотя лет 5 назад оставалось 3-4, когда многие говорили, что мэджик у нас умер. Поэтому считаю всё не так страшно :)

    А по поводу изменения в правилах, вы их читали?) Да, многие возражали, но так всегда было и будет, как впрочем ругались и во времена изменения правил в 6ой редакции, которые, как потом оказалось, обогатили игру. Так вот, могу сказать, что убрали по большей части ненужное, непонятное + то, что мешало новичкам быстро войти в игру (и они часто играли неправильно), + то, что дало возможность реализовывать новые механики. Разве это не развитие игры? По-моему, да.
    Хотя не спорю, они это делали и с позиции продаж, но бизнес есть бизнес, не думаю, что геймплей от этого пострадал.
    И еще - у них всегда есть план на близжайшие 6 лет, а карты они делают и тестят за 1,5 года до выхода, у них даже есть т.н. future future league, где проводятся внутренние чемпионаты с возможно будущими картами. Какая игра еще может так похвастаться:)

    ОтветитьУдалить
  14. Про агонию Магии очень забавно. Роузвотер и команда знают свое дело. Игра постоянно обновляется, каждый новый сет оригинален и не дает заскучать. Боюсь на своем веку смерти Магии вам не застать.

    ОтветитьУдалить