Мой мартовский обзор «Доминиона» был приурочен к анонсу локализации. А сегодня вам предлагается обзор дополнений к этой замечательной игре… приуроченный к тому, что я наконец обзавёлся всеми ими, успевшими выйти на данный момент. :)
Помимо базовой коробки, пока выпущено три дополнения, коробки которых вы и видите на снимке справа: «Intrigue» («Интрига»), «Seaside» («Приморье») и «Alchemy» («Алхимия»). Карты выпусков нетрудно различить между собой по маленькой эмблеме в правом нижнем углу: у базового выпуска там изображён зáмок, у «Интриги» маска, у «Приморья» якорь, у «Алхимии» колба. Вот они все:
Как нетрудно понять из названий, выпуски тематические, и обладают они тем полезным свойством, что любым из дополнений можно пользоваться совершенно независимо от остальных. Даже более того… но давайте по порядку.
«Dominion: Intrigue»
Феодальная интрига — о, это целое искусство! Давайте же спросим себя, что нужно для успешного проведения искусной интриги?
Кто сказал «тщательно продуманный план»? Вы совершенно правы. Без этого никуда. Интрига должна быть очень тщательно и глубоко продумана, чтобы до самого последнего момента не дать соперникам адекватно ответить и даже заподозрить. Но этого мало.
Жизнь и политика — это очень непредсказуемые явления. Как показывает опыт, многие планы просто-напросто не выдерживают столкновения с реальностью… так что нужно ещё и умение творчески адаптировать свои планы к текущему моменту.
Все эти рассуждения как нельзя более точно отражены в первом дополнении к игре. Его главной особенностью является большое количество многоцелевых карт. Если быть точным, то эффект четырёх видов карт начинается со слова «выберите…» — а карта «Pawn» («Пешка» или «Шестёрка») даже предлагает выбрать два эффекта из четырёх возможных (таким образом, использовать её можно аж шестью разными способами!). Прикинув свою стратегию, можно и нужно в дальнейшем корректировать её подбором конкретных действий.
Есть тут и многоцелевые карты в смысле принадлежности к нескольким типам. «Harem» («Гарем»), к примеру, является деньгами и победными очками одновременно. «Nobles» («Дворянство») — победными очками и действием (причём действие можно выбрать одно из двух предлагаемых).
Некоторые карты имеют эффект, зависящий от уже проделанных на текущем ходу действий и наличия/отсутствия на руке других определённых карт. Таковы «Baron» («Барон»), «Conspirator» («Заговорщик»), «Shanty Town» («Трущобы»).
Некоторые карты оказывают действие с несколькими возможными результатами и в зависимости от получившегося имеют дополнительный эффект. Это «Ironworks» («Сталелитейная мастерская») и «Tribute» («Дань»).
Атаки стали более изощрёнными. Это вам уже не просто кидаться в соперников проклятиями и красть у них из колод деньги. «Swindler» («Жулик») и «Saboteur» («Вредитель») позволяют менять карты во вражеских колодах на другие.
Говоря об атаках, нужно сказать и о реакции на них. «Secret Chamber» («Тайник») позволяет посмотреть верхние две карты колоды и при желании заменить на две другие из руки. Против «Ведьмы» или «Ополчения», конечно, не поможет… а вот против «Вора» — вполне. Можно даже и к своей пользе обратить. Да и против упомянутых «Жулика» с «Вредителем» может сработать, ежели с умом…
В общем, карты и их комбинации в «Интриге» куда более изощрённы, чем в базовом «Доминионе». Начинать с них знакомство с игрой не рекомендуется. Хотя в принципе это возможно, ибо мы подошли к приятному моменту. Дело в том, что «Интрига» — это не совсем дополнение.
Как игра, она вполне самостоятельна, содержит абсолютно всё необходимое и может играться даже без базовой коробки. То есть это как бы «другой “Доминион”» на абсолютно той же механике. А если базовая коробка есть, то можно составить игровой набор из двух выпусков. Соответственно, можно играть более чем вчетвером. А можно (и правила рекомендуют именно так) разбиться на две компании и каждая будет играть двумя выпусками. А потом можно поменяться. Очень удобно для организации турниров и игротек. Кстати сказать, рекомендуемые правилами наборы «Deconstruction» и «Underlings» для этого хорошо подходят — они не пересекаются.
Вот такое вот оно, первое дополнение, которое даже не совсем дополнение.
«Dominion: Seaside»
Морские путешествия — это, безусловно, романтично. Но опасно. Зато выгодно. А ещё в эпоху пáруса такие путешествия занимали много времени.
Вот это последнее обстоятельство и послужило центральной идеей второго дополнения, получившего название «Приморье». Его фишка — это карты длительного действия. Здесь введён даже специальный тип карт «Duration» (они имеют оранжевый цвет), и таких карт в выпуске восемь.
Типичное действие таких карт имеет вид «сейчас вы получаете … и в начале следующего хода вы получаете …». Например, «Merchant Ship» («Торговый корабль») даёт две монеты в момент розыгрыша и ещё две в начале следующего хода.
Отражены здесь и кое-какие морские предания. «Ghost Ship» («Призрачный Корабль») представляет собой очень изощрённую атаку: все другие игроки с 4 и более картами на руках должны сложить наверх своей колоды столько карт, чтобы на руке их осталось три. Сложишь хорошие — испортишь ближайший ход, сложишь плохие — испортишь следующий…
Но особенно интересны карты, махинирующие с колодой и базой доступных карт. Чего стоит только «Ambassador» («Посол»)! Он позволяет не только вернуть одну-две однотипные карты в базу, но и заставить всех соперников взять себе по экземпляру этой карты. Тут ещё как следует подумаешь, прежде чем кидаться в кого-то проклятиями: «Посол» не только позволит вернуть проклятие назад, но и наградить им «в ответ». :)
А «Pirate Ship» («Пиратский корабль»)? Эта карта мало того, что изрядно доставляет своим артом (пиратский корабль под алыми парусами). :) Пираты самым натуральным образом набигают на других игроков, заставляя их трэшить деньги, и в случае удачного набега потом приносят своему нанимателю неиллюзорный профит. :)
А «Embargo» («Эмбарго»)? Наложите его на какую-нибудь стопку карт, и покупка карты из этой стопки будет приносить купившему проклятие… возможно даже, не одно.
Ну и что ж это за морские приключения без пиратского клада?! Есть такой. Хотите найти — вам нужна «Treasure Map» («Карта Клада»). Вот только она на две половинки разделена. Посчастливится заполучить обе — будет клад: четыре золота, причём наверх колоды.
В общем, понятно. Много тут всего вкусного. Особенно интересны три типа карт: «Island» («Остров»), «Native Village» («Туземная Деревня») и «Pirate Ship» («Пиратский Корабль»). Их эффект может быть особо длительным (у «Острова» — до конца игры), и для его регистрации в комплектность введены специальные планшетки, на которые откладываются карты и жетоны. Планшетки не простые — на них тот самый арт, что на соответствующих картах, причём изображения стыкуются, составляя целую картинку.
Жетоны заслуживают отдельного упоминания. Их два вида, они металлические и очень симпатичные. На снимке вы видите их практически в натуральную величину. Монетки используются для запоминания результатов пиратских набегов, а жетоны эмбарго… ну, уже говорилось. Не так-то легко разобрать изображение на последних — но это опять-таки стилизованный рисунок с соответствующей карты (несколько лодок, загораживающих путь к острову).
В отличие от «Интриги», «Приморье» является именно дополнением — здесь нет основных карт (деньги, победные очки, проклятия), и их придётся брать либо из базы, либо из «Интриги». Соответственно, без них и не поиграешь. (Есть некоторое подозрение, что именно из-за планшеток и жетонов базовые карты не вошли в издание — дабы не увеличивать цену). Но место в коробке для них предусмотрено и даже подписано.
«Приморье» может играться как самостоятельно (при условии добавления базовых карт), так и в объединении с «Доминионом» или «Интригой»… но желательно с чем-нибудь одним. Опыт замешивания всех трёх выпусков показал, что из этого обычно получается нечто странное. :)
«Dominion: Alchemy»
Алхимия когда-то была «наукой №1». Конечно, всякие там философские камни и алкагесты — это, скорее, абстракция и рассматривалось как дело далёкой перспективы. Но вот яды-противоядия и всякие там взрывчатые вещества в делах практического интриганства куда как полезны!
А вот в мире «Доминиона» получен философский камень, и всякие алхимические чудеса вроде големов уже поставлены на поток. Но чтобы эти чудеса творить — одних денег мало. Тут нужны всякие хитрые зелья-снадобья… и именно это служит темой третьего дополнения: мощные и ценные карты, приобретаемые не только деньгами. Дополнительным средством оплаты является «Зелье» («Potion»), которое тоже относится к treasure-картам и предварительно приобретается за 4 монеты (либо творится из других карт средствами других выпусков).
Алхимические карты действительно сильны. Упомянутый «Философский Камень» («Philosopher’s Stone»), например, имеет ценность в монетах, связанную с размером колоды (число карт в колоде плюс число карт сброса, и всё разделить на пять). Упомянутый «Голем» («Golem») играет две следующие карты действий из колоды, отличные от себя самогó, причём в любом порядке.
А ещё алхимия всегда считалась тесно связанной с магией. Вот и здесь имеются такие карты, как «Familiar» («Фамильяр», или, более по-русски, «Знакомец»). А «Possession» («Одержимость»)?! Это самая дорогая и самая сильная карта выпуска. Позволяет играть картами соседа слева, принимая за него все решения и забирая себе все карты, полученные им на «одержимом» ходу. Ну, тут правила не из простых, они расписаны на самóй карте и подробно истолкованы в прилагающемся буклете.
А «University» («Университет»)? Даёт два действия, да ещё позволяет даром получить action-карту стоимостью до 5 монет включительно…
Но есть один нюанс. «Алхимия» — это малое дополнение. В нём предлагается всего 12 видов карт (тринадцатым видом является «Зелье»), и оно обязательно должно играться вместе с другим выпуском. Тематически хорошо подходят базовая коробка и «Интрига»; играть с «Приморьем» в принципе можно, но будет опять же нечто странное. :)
Этот факт сказался на оформлении коробки. Как видно по снимкам, она в полтора раза меньше предыдущих (а можно было и ещё уменьшить!), и карты в ней хранятся в один ряд. Есть свободные ячейки, но они сделаны «просто так» и не предназначены для каких-то конкретных карт. Сюда можно упаковать чистые «бланковые» карты, если они никак не используются…
Как это в целом и что дальше?
Пока «доминионовская» серия производит исключительно приятное впечатление. Политика издателя не направлена на бессовестное выкачивание денег из карманов настольщиков, дополнения независимы, и я не могу назвать среди первых трёх ни одного неудачного. При этом каждый имеет возможность выбирать тематику себе по вкусу.
Я бы только хотел, чтобы «Rio Grande Games» выпустили какой-нибудь «Dominion: Core Set», состоящий из необходимых для любой игры карт денег, победных очков и проклятий. Можно было бы доукомплектовать им «Приморье» и получить самодостаточную игру, чтобы в случае чего не перекладывать карты из других коробок…
А осенью 2010 года нам обещают четвёртое дополнение, под названием «Prosperity» («Процветание»). Сообразно названию, его «фишкой» является богатство: сверхценные карты денег и победных очков, дорогие карты действий, сокровища с побочными действиями и т.п. Известно также, что это будет большое дополнение; информацию от издателя можно увидеть здесь.
Следует также упомянуть две промо-карты к игре: «Envoy» («Эмиссар») и «Black Market» («Чёрный рынок»). Если у вас есть «Доминион», «Интрига» и «Приморье», то вы как раз наберёте достаточно бланковых карт для изготовления. Что именно должно быть на этих картах? См. здесь и здесь.
Одеваем «Доминион» в протекторы
Раз уж я описал всю «доминионовскую» линейку, то имеет смысл рассмотреть и этот вопрос. :) Карты оригинального издания по терминологии Mayday Games — это «euro size», и для них нужны такие вот протекторы, как показано справа. Размером 59×92 мм. Карты входят в них «тик в тик», оставляя в кармашке незанятым только миллиметр сверху.
Сколько нужно протекторов? Для полной линейки, «одеваемой» по полной программе, — 15 пачек (в пачке 100 штук). Если же вы хотите сэкономить (а сделать это можно, например, не «одевая» карты случайного выбора) или не предполагаете покупать всю линейку, то смотрите следующую табличку.
Выпуск | Основные | Игровые | Дополнительные | Бланковые |
«Доминион» | 208 | 252 | 33 | 7 |
«Интрига» | 208 | 258 | 26 | 8 |
«Приморье» | — | 262 | 26 | 12 |
«Алхимия» | 16 | 122 | 12 | — |
Под «дополнительными» здесь подразумеваются карты рандомизации выбора и маркеры трэш-зоны.
"Treasure map" ОЧЕНЬ неудачная карта. Мы играли с ней игр 5 и каждая превратилась в лотерею, кто первый сыграет 2 "карты сокровищ". Собственно то кто первый их играет тот выиграл. Получив 4 золота за ним просто не реально угнаться.
ОтветитьУдалитьЯ бы крайне не рекомендовал её использовать.
Пиратский корабль и Эмбарго мне понравились.
Алхимия из того что я видел на БСВ тоже понравилась. Своя будет через пол месяца.
Да, я тоже не люблю «Treasure Map». Но согласись, что без чего-то подобного разработчика могла обвинить в нераскрытии пиратско-морской темы? :)
ОтветитьУдалитьЭто верно, но вкладывать 10 крат которыми фактически невозможно пользоваться это не очень красиво. Стоило продумать действие карт получше.
ОтветитьУдалитьМихаил, здравствуйте, подскажите плз, где можно купить эти сливы Mayday Games?
ОтветитьУдалитьЯ нашел только такие http://igransk.ru/product/Card-Pro-mini но они 58*90 (может изза другого перевода с дюймов). Вот хз подойдут ли они, написано на Blue Moon City подходят, а у них с Доминионом вроде один размер.
К сожалению, купить протекторы от Mayday стало практически невозможно. На B&B (откуда они без проблем заказывались раньше) разлетаются как горячие пирожки. Я когда-то брал там с большим запасом, теперь вот он подходит к концу…
ОтветитьУдалитьПро данные конкретные протекторы не знаю. Вообще 2.4" = 61 мм, а 3.4" = 86 мм. Так что вряд ли.
Мой Доминион одет в протекторы от Swan Panasia размерами 6 на 9.2 см... Сидят идеально.
ОтветитьУдалитьВ продаже есть на Треминосе.
Мне бы гденибудь в Новосибирске
ОтветитьУдалитьТогда ламинируйте. Проще будет.
ОтветитьУдалить