июня 19, 2010

Карточные «Колонизаторы»: обзор игры

Коробка Колонизировать новые земли можно разными способами — это, как говорится, исторический факт. И, что интересно, «Катанская» франшиза от Клауса Тойбера сей факт подтверждает: игрокам предлагается колонизировать пресловутый остров множеством способов в разных вариантах игры. К которым существуют собственные дополнения, расширяя франшизу всё больше и больше…

Сегодня у нас речь пойдёт о карточных «Колонизаторах», которые на русский язык, правда, были локализованы без дополнений… но повод поговорить именно об этой версии как раз сейчас имеется. Дело в том, что осенью нынешнего 2010 года готовится её перезапуск под названием «Принцы Катана» (базовый набор и к нему три дополнительных). Хотя, конечно, и не факт, что «Принцев» локализуют.

Главной особенностью данной версии является её дуэльность: рассчитано ровно на двух игроков. Я — как-то так уж получилось — традиционно неравнодушен к «дуалкам», так что в своё время не смог пройти мимо.

Игра хотя и называется карточной, оперирует не то чтобы картами, а скорее карточками. Квадратными такими. На то есть две причины. Первая — это раскладка: взаимное расположение карточек имеет значение, и квадратная форма несколько упрощает её, делая более компактной. Вторая более интересна: поворотом некоторых карточек предлагается отмечать количество хранящихся на них ресурсов (разные количества указаны вдоль разных сторон), так что здесь прямоугольная форма была бы неподходящей.

Колонизация в действии Такой способ, впрочем, не очень удобен на практике: наличие и количество ресурсов должно быть хорошо видно обоим игрокам (они будут ими меняться по ходу игры), и здесь гораздо нагляднее класть на карточки какие-либо каунтеры.

Инвентарь Как можно видеть по снимку, наряду с обычным «d6» используется специальный кубик событий. Помимо него, комплект содержит ещё две весьма симпатичных фишки: рыцаря и мельницу.

Обычный кубик определяет, где чего произрастёт или добудется — благодаря ему у игроков появляются ресурсы: золото, лес, шерсть и т.д. В центре каждой «производящей» карточки изображено число 1-6, и что на кубике выпало, то и будет соответствующими карточками произведено.

Кубик событий определяет, чего в данный ход произошло на острове. Четыре его грани показывают нападение разбойников, рыцарский турнир, урожайный год и всплеск торговли. Две остальные грани содержат вопросительный знак и означают, что событие задаётся карточкой из специальной стопки.

Фишки мельницы и рыцаря переходят от игрока к игроку, отмечая текущего лидера в торговых и военных делах. В конце игры каждая из них даёт победное очко хозяину, а мельница, кроме того, приносит своему владельцу профит во время всплеска торговли.

В начале игры каждый имеет стандартные владения, показанные на снимке выше (с учётом того, что ресурсопроизводящие карточки можно разложить произвольно, и каждая из них будет нести на себе один ресурс) и три карты в руке. Центральная карточка владений служит заодно небольшой шпаргалкой.

А дальше всё происходит по очень простому и прозрачному сценарию. Каждый игрок в свой ход действует следующим образом:

  1. Бросает кубики «d6» и событий.
  2. (Происходит то, что определил кубик событий. Оно происходит всегда у обоих, вне зависимости от того, чей ход.)
  3. (По кубику «d6» производятся ресурсы. Тоже у обоих игроков.)
  4. В любом порядке и количестве ходящий играет действия с руки, меняется ресурсами с оппонентом и расширяет свои владения карточками с руки. (Действия играются бесплатно; обмен осуществляется произвольно с единственным условием обоюдного согласия; расширение оплачивается ресурсами согласно расширяющей карточке.)
  5. Добирает руку до трёх карточек.

Это всё. Прочее определяется свойствами карточек на столе и как обычно, текст карт перекрывает текст правил. Остаётся только сказать, что игроки должны следить за двумя вещами: чтобы ни в какой момент на руках не было карт сверх положенного лимита (по умолчанию три), и чтобы мельница с рыцарем своевременно переходили из рук в руки согласно текущей ситуации.

Как ни странно, комментариев требует добор карт в руку. Дело в том, что доступные карточки хранятся в виде нескольких независимых стопок, содержимое которых при определённых условиях можно смотреть. Так что хорошая память (где что лежит) играет весьма важную роль…

Игра заканчивается немедленно, как только кто-то из игроков набирает 12 победных очков — он, соответственно, и будет победителем. Очки считаются по специальным символам на карточках, плюс бонус от рыцаря и мельницы. Начальные владения — это 2 очка, и пока у игрока не появится третье, играть события он не может.

Репак На русский язык игра локализована «Смартом», и сделано это вполне прилично. Нарекания вызывает лишь традиционная гигантомания коробки и отсутствие локализованных дополнений. Со вторым, увы, ничего не поделаешь… а штатную коробку можно выбросить, и все компоненты отлично влезут в стандартный декбокс для ККИ (разве что правила туда не поместятся). Следует, впрочем, иметь в виду: такая компактность хранения никоим образом не означает низкие требования к игровому пространству — место для игры таки требуется немаленькое…

А теперь можно итожить по традиционной схеме.

Достоинства игры:

  • Очень приличная адаптация традиционных «Колонизаторов» для двух участников (напомню, что «классика» требует 3-4 игроков, а вариант «на кубиках» вдвоём хоть и играется, но шибко рандомен и как-то несерьёзен).
  • Очень прозрачные правила, которые (как показывает опыт) легко объясняются и без всяких трудностей усваиваются новичками.
  • Практически отсутствует даунтайм: на чужом ходу всё равно происходят события, производятся ресурсы и идёт торговля.

Недостатки игры:

  • Неслабые требования к памяти игрока.
  • Неудобный штатный способ регистрации ресурсов, желательно использование каунтеров.

Неоднозначные особенности игры:

  • Значительный контраст между простотой правил и глубиной игры. Для кого-то это именно то, что нужно… но кому-то может и не понравиться.

7 комментариев:

  1. Спасибо за обзор! К игре присматривался давно, но не решался брать в слепую.

    ОтветитьУдалить
  2. Игра хорошая, но на любителя.

    ОтветитьУдалить
  3. Хорошая игра.

    Есть правда один момент который терзает меня.

    В моей коробке было 9 деревень и 7 городов. Когда построены все деревни остается еще одна карта с ресурсами и по-моему две дороги. Спрашивается зачем.

    Так и должно быть или издатель направильно укомплектовал коробку?

    ОтветитьУдалить
  4. Нет, правильно всё, в оригинале комплектация такая же. Судя по всему, просто при печати занимают свободное место на листах. :)

    ОтветитьУдалить
  5. Я тоже долго думал, зачем - потом понялю
    ЧТобы конкуренция за последнее поселение шла до конца - а в ином случае его бы строил тот, кто построит последнюю дорогу. Это проще сделать, чем накопить на связку поселение плюс дорога. А поскольку дорог больше, то каждый ее может построить.

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день. А не попадались ли где-нибудь правила в электронном виде. Получил игру с неполной книгой правил, страницы с 9 по 20 отсутствуют

    ОтветитьУдалить
  7. Есть на «Игроведе», правда без альманаха (подробного описания отдельных карт), но сами правила полностью:
    http://igroved.ru/games/settlers/settlers-cards/rules.html

    ОтветитьУдалить