Колонизировать новые земли можно разными способами — это, как говорится, исторический факт. И, что интересно, «Катанская» франшиза от Клауса Тойбера сей факт подтверждает: игрокам предлагается колонизировать пресловутый остров множеством способов в разных вариантах игры. К которым существуют собственные дополнения, расширяя франшизу всё больше и больше…
Сегодня у нас речь пойдёт о карточных «Колонизаторах», которые на русский язык, правда, были локализованы без дополнений… но повод поговорить именно об этой версии как раз сейчас имеется. Дело в том, что осенью нынешнего 2010 года готовится её перезапуск под названием «Принцы Катана» (базовый набор и к нему три дополнительных). Хотя, конечно, и не факт, что «Принцев» локализуют.
Главной особенностью данной версии является её дуэльность: рассчитано ровно на двух игроков. Я — как-то так уж получилось — традиционно неравнодушен к «дуалкам», так что в своё время не смог пройти мимо.
Игра хотя и называется карточной, оперирует не то чтобы картами, а скорее карточками. Квадратными такими. На то есть две причины. Первая — это раскладка: взаимное расположение карточек имеет значение, и квадратная форма несколько упрощает её, делая более компактной. Вторая более интересна: поворотом некоторых карточек предлагается отмечать количество хранящихся на них ресурсов (разные количества указаны вдоль разных сторон), так что здесь прямоугольная форма была бы неподходящей.
Такой способ, впрочем, не очень удобен на практике: наличие и количество ресурсов должно быть хорошо видно обоим игрокам (они будут ими меняться по ходу игры), и здесь гораздо нагляднее класть на карточки какие-либо каунтеры.
Как можно видеть по снимку, наряду с обычным «d6» используется специальный кубик событий. Помимо него, комплект содержит ещё две весьма симпатичных фишки: рыцаря и мельницу.
Обычный кубик определяет, где чего произрастёт или добудется — благодаря ему у игроков появляются ресурсы: золото, лес, шерсть и т.д. В центре каждой «производящей» карточки изображено число 1-6, и что на кубике выпало, то и будет соответствующими карточками произведено.
Кубик событий определяет, чего в данный ход произошло на острове. Четыре его грани показывают нападение разбойников, рыцарский турнир, урожайный год и всплеск торговли. Две остальные грани содержат вопросительный знак и означают, что событие задаётся карточкой из специальной стопки.
Фишки мельницы и рыцаря переходят от игрока к игроку, отмечая текущего лидера в торговых и военных делах. В конце игры каждая из них даёт победное очко хозяину, а мельница, кроме того, приносит своему владельцу профит во время всплеска торговли.
В начале игры каждый имеет стандартные владения, показанные на снимке выше (с учётом того, что ресурсопроизводящие карточки можно разложить произвольно, и каждая из них будет нести на себе один ресурс) и три карты в руке. Центральная карточка владений служит заодно небольшой шпаргалкой.
А дальше всё происходит по очень простому и прозрачному сценарию. Каждый игрок в свой ход действует следующим образом:
- Бросает кубики «d6» и событий.
- (Происходит то, что определил кубик событий. Оно происходит всегда у обоих, вне зависимости от того, чей ход.)
- (По кубику «d6» производятся ресурсы. Тоже у обоих игроков.)
- В любом порядке и количестве ходящий играет действия с руки, меняется ресурсами с оппонентом и расширяет свои владения карточками с руки. (Действия играются бесплатно; обмен осуществляется произвольно с единственным условием обоюдного согласия; расширение оплачивается ресурсами согласно расширяющей карточке.)
- Добирает руку до трёх карточек.
Это всё. Прочее определяется свойствами карточек на столе и как обычно, текст карт перекрывает текст правил. Остаётся только сказать, что игроки должны следить за двумя вещами: чтобы ни в какой момент на руках не было карт сверх положенного лимита (по умолчанию три), и чтобы мельница с рыцарем своевременно переходили из рук в руки согласно текущей ситуации.
Как ни странно, комментариев требует добор карт в руку. Дело в том, что доступные карточки хранятся в виде нескольких независимых стопок, содержимое которых при определённых условиях можно смотреть. Так что хорошая память (где что лежит) играет весьма важную роль…
Игра заканчивается немедленно, как только кто-то из игроков набирает 12 победных очков — он, соответственно, и будет победителем. Очки считаются по специальным символам на карточках, плюс бонус от рыцаря и мельницы. Начальные владения — это 2 очка, и пока у игрока не появится третье, играть события он не может.
На русский язык игра локализована «Смартом», и сделано это вполне прилично. Нарекания вызывает лишь традиционная гигантомания коробки и отсутствие локализованных дополнений. Со вторым, увы, ничего не поделаешь… а штатную коробку можно выбросить, и все компоненты отлично влезут в стандартный декбокс для ККИ (разве что правила туда не поместятся). Следует, впрочем, иметь в виду: такая компактность хранения никоим образом не означает низкие требования к игровому пространству — место для игры таки требуется немаленькое…
А теперь можно итожить по традиционной схеме.
Достоинства игры:
- Очень приличная адаптация традиционных «Колонизаторов» для двух участников (напомню, что «классика» требует 3-4 игроков, а вариант «на кубиках» вдвоём хоть и играется, но шибко рандомен и как-то несерьёзен).
- Очень прозрачные правила, которые (как показывает опыт) легко объясняются и без всяких трудностей усваиваются новичками.
- Практически отсутствует даунтайм: на чужом ходу всё равно происходят события, производятся ресурсы и идёт торговля.
Недостатки игры:
- Неслабые требования к памяти игрока.
- Неудобный штатный способ регистрации ресурсов, желательно использование каунтеров.
Неоднозначные особенности игры:
- Значительный контраст между простотой правил и глубиной игры. Для кого-то это именно то, что нужно… но кому-то может и не понравиться.
Спасибо за обзор! К игре присматривался давно, но не решался брать в слепую.
ОтветитьУдалитьИгра хорошая, но на любителя.
ОтветитьУдалитьХорошая игра.
ОтветитьУдалитьЕсть правда один момент который терзает меня.
В моей коробке было 9 деревень и 7 городов. Когда построены все деревни остается еще одна карта с ресурсами и по-моему две дороги. Спрашивается зачем.
Так и должно быть или издатель направильно укомплектовал коробку?
Нет, правильно всё, в оригинале комплектация такая же. Судя по всему, просто при печати занимают свободное место на листах. :)
ОтветитьУдалитьЯ тоже долго думал, зачем - потом понялю
ОтветитьУдалитьЧТобы конкуренция за последнее поселение шла до конца - а в ином случае его бы строил тот, кто построит последнюю дорогу. Это проще сделать, чем накопить на связку поселение плюс дорога. А поскольку дорог больше, то каждый ее может построить.
Добрый день. А не попадались ли где-нибудь правила в электронном виде. Получил игру с неполной книгой правил, страницы с 9 по 20 отсутствуют
ОтветитьУдалитьЕсть на «Игроведе», правда без альманаха (подробного описания отдельных карт), но сами правила полностью:
ОтветитьУдалитьhttp://igroved.ru/games/settlers/settlers-cards/rules.html