Что-то в последнее время меня ностальгически потянуло на манчкинскую тематику… но данный конкретный обзор был обещан уже двум людям, а обещания надо выполнять.
От популярности карточного «Манчкина» в России никуда не деться, и локализация дополнений к нему ожидалась уже очень и очень давно. В настоящий момент дело наконец сдвинулось с мёртвой точки: «СМАРТ» на своём сайте начал продажу первого дополнения, и по весне обещается выход ещё двух-трёх. По их переводу производились даже консультации с играющей общественностью — правда, странно и криво, так что я не верю в их действенность — но всё же какой-никакой шаг вперёд…
Давайте посмотрим, что можно найти в этих дополнениях и как они влияют на игру. Нумерация их начинается с двойки: единица молчаливо зарезервирована за базовой коробкой. Все дополнения предназначены только для игры вместе с базовыми колодами, их самостоятельное применение невозможно.
Munchkin 2: Unnatural Axe
На момент написания обзора локализован под названием «Дикий топор». Содержит 112 новых карт плюс несколько чистых (как Двери, так и Сокровища) для реализации собственных творческих замыслов.
Механика игры принципиально не меняется: просто добавлены новые монстры, шмотки, зелья и проклятия. Можно отметить, что у многих вводимых здесь монстров имеется тот или иной «долгоиграющий» эффект. Например, Гигантский Скунс (Giant Skunk) в случае победы над манчкином обвоняет ему одежду и доспехи, так что бедняге никто не поможет в бою до тех пор, пока он не избавится от этих вещей. :) Ситуация осложняется ещё и тем, что продать их за уровень теперь можно только по половинной цене (кому нужна такая вонища?). Другой пример: Санта (Santa), одолев манчкина, занесёт его в Список Плохих Детей, после чего тот никакими способами не сможет получать карты Сокровищ (даже в дар от других игроков!), пока не одолеет какого-нибудь монстра в одиночку.
В дополнении вводится новая раса — Орк. Орки являются коренными жителями подземелий и прокляты от начала времён… поэтому они меньше других подвержены проклятиям. Орк при желании может просто сбросить один уровень и не обращать на проклятие никакого внимания (если только не находится на первом уровне). Кроме того, побеждая монстра в одиночку с превосходством более чем на 10, Орк поднимается на один дополнительный уровень.
Для сохранения игрового баланса при увеличении колоды в набор включены дополнительные экземпляры карт из базовой игры, но с новым артом.
Munchkin 3: Clerical Errors
Это дополнение также содержит 112 карт и принципиально ничем не отличается от предыдущего. Новые монстры, новые шмотки и т.п. Игровая механика никак не модифицируется. Новшества заключаются в том, что вводится один новый класс (бард) и одна новая раса (гном).
Бард (при некоторой удаче) может уболтать любого другого манчкина помочь ему в бою. Чтобы попытаться, нужно сбросить три карты и бросить кубик. Если Бард выбросил не меньше, чем убалтывемый, то придётся помогать. :) Кроме того, побеждая монстра (-ов) на своём ходу с помощью или без, Бард берёт на одно Сокровище больше положенного и затем из доставшихся ему таким образом карт должен сбросить одну.
По поводу новой расы нужно прокомментировать: что бы там не бубнили учителя русского языка и литературы на школьных уроках, а в части мифологической традиции русский язык не просто беден — он нищ. В нём просто нет разных слов для обозначения двух совершенно разных волшебных народов, и даже то что есть, употребляется обычно неправильно. «Dwarf», традиционно переводимый словом «гном», — это на самом деле представитель подземного народа, кряжистого и сильного, искусного в горном деле и кузнечном мастерстве. «Gnome» же, который собственно и есть настоящий гном, — это один из Маленьких Человечков, народа слабого, но хитрого и коварного, весьма сведущего в магии обмана и иллюзий. В локализации базового «Манчкина» поступили совершенно правильно (хотя вряд ли осознанно) и просто транскрибировали «Dwarf» как «Дварф». А в этом дополнении появились Гномы.
Гном во многом подобен Хафлингу, он тоже имеет «-1 к Смывке», и почти все монстры реагируют на него, как на Хафлинга. Но если Хафлинги имели преимущество в торговле, то Гномы куда опаснее в бою. Сражающийся Гном может выложить из руки монстра, и тот даст ему бонус, равный своему уровню. Его можно прокачать или ослабить, точно как обыкновенного монстра. А после боя он исчезнет: это была лишь иллюзия…
Для сохранения баланса и здесь включены экземпляры «старых» карт. Их уже довольно много: расы-классы занимают треть колоды Дверей.
Munchkin 4: The Need for Steed
Ещё 112 карт, главным образом Двери. А вот это дополнение не похоже на два предыдущих. Здесь нет новых рас и классов, зато вводится новая игровая механика! Помимо того, что каждый персонаж может иметь расу и класс (как мы помним, иногда даже по несколько), он теперь может разъезжать по исследуемому подземелью на собственном скакуне (Steed). Да, иногда даже не на одном. :)
Скакуны являются шмотками и обычно можно иметь лишь одного скакуна (однако есть карты, перекрывающие данное правило). Они дают бонусы как боевого, так и небоевого характера, так что весьма полезны. Курица в качестве скакуна, к примеру, даёт в бою всего «+1» (что она там может сделать — клюнуть?), зато пятой точкой чует любую опасность и не знает себе равных в удирании от неё. :) Все броски на смывку будут автоматически удаваться её хозяину.
Как следствие, это дополнение содержит немало карт, которые позволяют усиливать, ослаблять и переманивать скакунов, как своих, так и чужих.
Кроме того, здесь можно найти некоторое количество карт подручных (Hirelings). Такие уже встречались в базовой игре и предыдущих дополнениях, но в данном расширении их особенно много.
Munchkin 5: De-Ranged
Ещё 112 карт, этакое накопительно-балансирующее дополнение. Здесь вводится новый класс (напомню, что дополнения 2-3 ранее ввели две расы и один класс) и куча шмоток с модификаторами, влияющих на всё то,что появилось здесь и ранее.
Новый класс называется Ranger. В данном контексте можно понимать как «следопыт», «бродяга»… а можно так и оставить Рейнджером. Я бы оставил. В любом случае, при локализации неминуемо потеряется юмор одного из свойств этого класса, именуемого «Ranged Support». Оно заключается в том, что помогая кому-то в бою, Рейнджер автоматически имеет бонус «+2». Другое свойство заключается в том, что Рейнджер может приручать монстров, разъезжая на них, как на скакунах.
Приручить можно одного монстра из боя на своём ходу. Для этого нужно сбросить прежнего скакуна (если был) плюс число карт, равное числу Сокровищ полагающихся за одоление приручаемого. Это число и становится боевым бонусом нового скакуна. Его нельзя продавать, дарить или меняться им на что-то с другим игроком.
Munchkin 6: Demented Dungeons
Здесь всего 36 карт, но это карты в высшей степени необычные. Всё это дополнение является одним сплошным изменением игровой механики!
Двадцать карт имеют двойной размер и вообще новый тип — это Подземелья. Каждая описывает некоторый эффект, действующий на всех участников разом. Причём эффект может быть трояким: что-то происходит при появлении этой карты в игре, что-то действует постоянно, пока она активна, что-то происходит, когда она уходит в сброс. Ниже вы видите карту «Подземелья Смертельно Смертоносной Смерти»: пока она активна, к непотребству каждого монстра автоматически добавляется смерть. А если монстр и так имел смерть в своём непотребстве, то придётся ещё и уровень потерять!
Справа приведены примеры двух карт порталов — это из оставшихся 16. Они имеют обычный размер и втасовываются в колоду Дверей. Порталы, как нетрудно догадаться, позволяют перемещаться между Подземельями. Например, «Ходим кругами» добавляет к уже активным картам ещё одну, из числа сброшенных ранее — совершенно верно, в игре может быть одновременно несколько карт Подземелий. А «Подземелье зачищено!» разом поднимает всех на один уровень и требует сбросить одну из активных карт Подземелий (если активна только одна — поменять её на новую).
Munchkin 7: More Good Cards
Небольшое дополнение (56 карт) двоякого характера. Во-первых, сюда включили много карт из «Munchkin Blender» — набора, предназначенного для смешивания «манчкиновских» игр различных тематик, — но с новым артом. И то верно: если пользоваться многими дополнениями, то многие «блендеровские» идеи становятся актуальными.
Во-вторых, при составлении данного расширения были учтены данные интернет-опроса на сайте Steve Jackson Games. Что называется, «по просьбам трудящихся» были добавлены некоторые карты или придуманы новые, на схожую с желаемой тематику.
Никаких новшеств в игровую механику это дополнение не вносит и новых рас/классов не содержит. Им не рекомендуется пользоваться без хотя бы двух дополнений из числа описанных выше.
Munckin Dice
Это не то чтобы чистое дополнение — это скорее нечто среднее между дополнением и игровым аксессуаром.
Если говорить об игровых аксессуарах, то «Munchkin Dice» содержит шесть больших костей-десятигранников для отсчёта игровых уровней. (Не путать с «Wicked Munckin Die», описанным здесь: там был один десятигранник с бонусами и артом, а здесь шесть штук обычных кубиков). И, раз уж в игре появились кубики, Стив Джексон не был бы Стивом Джексоном, если бы не нашёл им альтернативного применения. :) Нет, бонусов они не дают. Но…
На своём ходу до вынесения Двери можно скинуть себе один уровень и бросить десятигранник. Специальная таблица, входящая в комплект, определяет, чего игрок за это получит. Далеко не факт, что оно окажется полезным… но никто же не заставлял это делать, верно?
Если же говорить о дополнении, то по этой части комплект содержит 14 новых карт. Немного, верно. Зато карты очень интересные. Здесь моей любимой картой является «Rocks Fall, Everyone Dies»: «Играй эту карту, потерпев поражение в бою. Все остальные теряют один уровень. Исключение: если в результате поражения ты УМЕР, то все остальные тоже умирают». :)
Вот примерно так. Не факт, что всё это будет в локализации, но что-то будет. Кое-что ведь уже есть. Имеет ли смысл замешивать все эти дополнения разом? Думаю, что нет. :) Но выбирать, право же, есть из чего. :)
> в части мифологической традиции русский язык не просто беден — он нищ
ОтветитьУдалитьЕстественно, он нищ, когда дело касается иностранной мифологии. Но сомневаюсь, что в английском языке найдутся аналоги названий существ из славянской мифологии.
Разница в том, что на основе европейских мифов литературы родилось чуть более, чем немеряно. В том числе и на славянских языках. Где слов не хватает. А наоборот — как-то оно, мягко говоря, негусто. :) Посему вопрос: а оно ему надо, английскому-то языку? :)
ОтветитьУдалитьВот ещё бы найти верную формулу для смешивания колод, а то сколько не делали всем оригинальный нравится больше))
ОтветитьУдалить«Дварф» это правильно?? В этом случае Human переводим как Хуман, да?
ОтветитьУдалитьВ некоторых кругах (так называемое «furry-движение») именно этот вариант и употребляется. :)
ОтветитьУдалитьА для «dwarf» русского эквивалента нет. Вообще. Как такового. Поэтому гораздо лучше было оставить транскрипцию, чем лепить «гномовскую» замену. Хотя в целом СМАРТ-овскому переводчику за «Манчкина» руки бы поотрывать…
Уважаемый Михаил, всегда с удовольствием читаю Ваши обзоры и ценю Ваше мнение, но по поводу нищеты русского языка, не согласен совершенно. Все дело в том, что дварфы, гном, эльфы, гоблины и т.д. это карлики, которые наделялись особыми возможностями. Таких карликов в славянской мифологии намного больше и "специализации" у них более узкие (от этого собственно и больше), но разница в том, что в западной мифологии, все эти существа селились в труднодоступных местах, а "наши" рядом с человеком. Плюс не стоит забывать о том что славяне жили в основном в лесах и степях и под землей у них селилась нечисть. У уральских народов были свои гномы. Кстати, считается, что само слово «гном», ввел Парацельс. Так что "гном" и "дварф"(еще были «цверги» и «свартальвы» и т.д.), это не два разных народа населяющих недры гор, а один и тот же, только с разными возможностями, что в свою очередь зависело от того, что за народ их выдумал и к какому типу существ причислял, т.е. к добрым или злым. Более того, если я не ошибаюсь, описанные Вами различия между "гномом" и "дварфом", введены в системе D&D, и не являются различными существами в мифологии.
ОтветитьУдалитьДа, если из текста не понятно, то dwarf c английского переводится как карлик. Zwerg с немецкого точно также. Кстати гоблин то же dwarf, что нам как бы говорит о бедности английского языка.
ОтветитьУдалитьDwarf традиционно переводится, как гном. Это традиция перевода. Gnome традиционно переводится как карлик или что то типа того. Так сложилось. Как с Энштейном и т.д.
ОтветитьУдалитьОткрою страшную тайну: мелкие провокации имеют свою вполне конкретную цель и являются одним из типичных приёмов при регулярной публикации текстов «на публику». :) Как видно, этот приём работает… ;)
ОтветитьУдалитьГм... Вообщем то не понял возмущения бедностью русского языка. У них тоже нету кучи разновидностей домовых. Типа домовой, банный, сенный и т.д. Тебе правильно указали что отсутсвие разнообразия завязано на то что у нас в фольклёре нету такого.
ОтветитьУдалитьПолучается что базовую перевели неправильно. Транскрибировать Дварф нельзя по правилам перевода. Потому что если есть устоявшийся перевод надо обязательно использовать его. А пеервод "Gnome" как "гном" только путает, потому что придаёт термину другой смысл.
Tanone, эта вся запутка с D&D пошла. Если люди не в теме, то "Dwarf" переводят как "гном", потому что это так и есть, не будут же они переводить как "карлик"? Это как для многих тигр и пантера, два разных животных, хотя на самом деле одно и то же.
ОтветитьУдалитьНе могу понять как зайти в Инструкцию, которая на Gooogle Docs... Помогите пожалуйста!
ОтветитьУдалитьhttp://dl.dropbox.com/u/13073758/GameRules/MunchkinRussianBigFile.pdf
ОтветитьУдалитьЛюди ГДЕ В ИНТЕРНЕТЕ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ ДОПОЛНЕНИЯ (СО СКИДКОЙ ИЛИ УСТУПКОЙ) К ИГРЕ МАНЧИКИ?????????????
ОтветитьУдалитьOzon, wildberries
Удалить