января 26, 2010

«Lifeboat»: обзор игры и дополнения

Коробка В 1944 году маэстро Хичкок снял фильм «Спасательная шлюпка». Речь там шла о людях с английского корабля, потопленного немецкой подводной лодкой… к которым в этой самой шлюпке потом присоединился ещё один человек, оказавшийся капитаном той самой лодки. (К сожалению, устроить ему образцово-показательный экстерминатус не позволял тот факт, что он один из всей этой компании был опытным моряком.) Нетрудно сообразить, чего может проистечь из описанной истории, ну а уж если рассказывать её берётся маэстро Хичкок…

Пересказывать фильм я, конечно, не буду — захотите, так найдёте и посмóтрите, благо найти его нетрудно и он того однозначно стóит. Но прочувствовать атмосферу вполне можно и без фильма, достаточно поиграть в одноимённую игру от Джеффа Сьядека. Тот наверняка был знаком с первоисточником, хотя в игре сюжет несколько попроще.

Никакой военно-морской предыстории здесь нет. Есть шлюпка, в которой несколько потерпевших кораблекрушение пытаются доплыть до спасения. Но страсти от этого кипят ничуть не меньше. Все спорят за лучшие места, пытаются делить прихваченные с корабля ценности, дерутся, крадут друг у друга… Кто-то, как ни странно, даже пытается грести, кто-нибудь периодически падает за борт… Как водится, каждый кому-то симпатизирует и кого-то терпеть не может — в общем, этакая плавучая паучья банка.

Персонаж Каждому игроку соответствует один персонаж, представленный соответствующей картой лицом вверх (таких карт даже две: одна лежит рядом с игроком, обозначая его статус, другая лежит рядом с чужими картами, показывая занимаемое в лодке место). И вместе с ней каждому полагается ещё две карты втёмную. На этих говорится, кого персонаж втайне любит и кого ненавидит.

Все персонажи индивидуальны, у всех есть какие-то характерные особенности. Вот, например, справа приведена карта французика. “Size” — это, попросту говоря, физическая сила (в данном случае 6). “Survival value” — это очки, которые данный персонаж получит в случае своего выживания (здесь, по совпадению, тоже 6). Нетрудно догадаться, что чем больше первая величина, тем меньше вторая: сильным выжить проще… равно как, кстати, и проще отобрать чего-нибудь ценное у слабых. И ещё есть особое свойство — французик, например, отлично плавает, и падение за борт не приносит ему вреда (правда, имеющиеся при себе вещи таки утонут, и если вдруг акулы приплывут, тогда ой).

А вот примеры двух карт любви и ненависти, которые также полагаются каждому:

Я люблю… Я ненавижу…

Как следует из них, гибель Леди Лорен принесёт хозяину этих карт дополнительно 4 очка, а выживание Сэра Стефана — дополнительно 7 очков. Есть пикантный момент, если кому-то досталось ненавидеть самого себя: такой персонаж является маньяком и получит очки за гибель любого другого, а за выживание себя любимого не получит. (За себя он их получит только в том случае, если ему выпадет ещё и любовь к самому себе.)

Но вот карты розданы. Участники «рассаживаются в лодке»: их карты кладутся в порядке, предписанном правилами. Потом он, конечно, много раз поменяется. А «в носу» и «на корме» кладутся ещё две колоды. На носу расположен форпик, и в нём хранятся всякие полезности. А на корме сидит рулевой.

Ништяки. Аптечка. Каждый ход начинается с того, что сидящий возле форпика персонаж достаёт и делит между экипажем шлюпки ништяки. Из соответствующей колоды берутся карты по числу живых и находящихся в сознании, затем одну из них он оставляет себе и остальные передаёт далее — чем ближе к корме, тем меньше там уже остаётся выбора.

Затем все могут чего-нибудь сделать (в том порядке, как сидят). Что-нибудь одно из следующего:

  • Грести.
  • Поменяться местами с другим.
  • Забрать какую-нибудь вещь у другого.
  • Выполнить действие, разрешаемое имеющейся на руках картой.

Грести — это значит посмотреть верхние две карты «навигационной» колоды (той, что лежит на корме), и одну из них сунуть под низ, а другую (более понравившуюся) оставить, положив рядом втёмную. Потом это сыграет роль при выборе курса.

Поменяться местами и забрать чего-нибудь — действия, не требующие комментариев. :) Если тот, кому это предложение адресовано, не возражает, то так тому и быть; в противном же случае будет драка. О драке чуть позже.

Последнее тоже достаточно понятно. Например, если есть карта аптечки, то можно скинуть её и полечить кого-нибудь. Хотя бы и самого себя.

Навигация Ход заканчивается тем, что рулевой (игрок на корме) смотрит отложенные гребцами навигационные карты и выбирает из них одну (если никто не грёб, то просто открывает верхнюю из колоды). Всё указанное на ней выполняется, и тем самым подводится итог совершённым действиям. Вот как это происходит.

Все, кто грёб, должны положить рядом с картой персонажа маркер. Все, кто дрался (независимо от исхода) тоже. Нижняя половина навигационной карты говорит, ктó в этот ход испытывает жажду. (Для карты справа это капитан, ребёнок и все, кто грёб). Если у этих персонажей нет воды (тоже такие карты на руках), то они кладут себе «жетон раны». В противном случае можно выпить воду (сбросить её карту), и тогда ничего не будет.

Верхняя половина карты говорит, кто в этот ход выпал за борт. (На карте справа это Сэр Стефан.) Падение в воду также даёт жетон раны (кроме французика — он, как мы помним, отличный пловец), а если за борт падает кто-то без сознания и без надетого спасательного круга, то он гибнет. Ах да, есть ещё совершенно дивная возможность выбросить за борт ведро объедков. :) Это привлечёт акул, и все выпавшие за борт положат себе ещё по жетону. :)

Сознание теряется, когда у кого-то количество жетонов сравнивается с показателем “Size”. И лучше до этого не доводить. Потому что бессознательное тело (равно как, кстати, и мёртвое) можно куда угодно переложить и чего угодно с него забрать совершенно безнаказанно.

Кстати о вещах. Карты вещей можно держать как открыто, так и втёмную. Открытые карты соответствуют вещам, которые персонаж держит при себе — ими, например, можно пользоваться в драке. Но в случае выпадения за борт такие вещи утонут. А закрытые карты — это вещи, которые припрятаны где-то в лодке. Пользоваться нельзя, но не утонут. А украсть, конечно, по-прежнему можно, и если в игре есть ребёнок, то ему даже по голове за это не настучишь. :)

Осталось рассказать про драки. Они происходят по принципу, хорошо знакомому всем любителям карточных «манчкинов». Каждый драчун складывает собственный показатель “size” с аналогичным показателем имеющихся при нём вещей. У кого больше, тот и победил (при равенстве побеждает защищающийся). Каждому дерущемуся можно звать на помощь других в любом количестве. Проигравшая сторона кладёт себе жетоны ран. Вот и всё.

Как нетрудно понять, задача игрока заключается в том, чтобы пореже выпадать за борт и накопить побольше бонусных ништяков, дающих очки в конце игры. При этом надо постараться угробить того, кого ненавидишь, и помочь выжить тому, кого любишь.

С первой половиной задачи всё более-менее понятно. Гребля и руление помогают избежать купаний и при случае помочь булькнуться другим. Место на носу возле форпика позволяет контролировать ништяки. За тёплые места, понятно, придётся драться.

А вот драки, союзы и взаимопомощь — это, как говорится, чего-то особенного. :) С учётом того, что слабым персонажам приходится искать помощи у сильных, а те за это чего-нибудь захотят… С учётом того, что любимый тобой человек запросто может тебя ненавидеть… С учётом того, что все любви-ненависти надо ещё вычислить… Тут, знаете, такие страсти и альянсы полезут — сам маэстро Хичкок пришёл бы в восторг. :)

Но все безобразия должны когда-нибудь заканчиваться. Игра тоже закончится. Как только на открытых навигационных картах обнаружится достаточное число птиц: это символизирует доплытие до берега. Есть, правда, и карты с зачёркнутыми птицами, которые замедляют процесс…

Несколько слов о дополнении к игре. Оно называется «Каннибализм» и технически выполнено очень просто. Если «база» позволяет играть вшестером максимум, то дополнение добавляет ещё одного персонажа со всеми причитающимися ему картами (любовь, ненависть, навигация). А вот стратегически всё совсем не так просто, ведь этот персонаж является доктором. Он слаб, но может лечить без сброса аптечек — и тут, знаете, не раз подумаешь: а стоит ли на него наезжать? Ну, и кроме того, добавляется та самая карта карта пресловутого каннибализма (скорее по приколу и для антуража)…

Достоинства игры:

  • Атмосферность. Тайные страсти, постоянно перезаключаемые альянсы, драки — мало не покажется.
  • Карты любви и ненависти заметно осложняют возможность игры по предварительному сговору. В конце концов, если среди вашей игровой компании есть парочка, привыкшая вдвоём самозабвенно валить всех остальных, просто дайте им карты ненависти друг на друга! :)

Недостатки игры:

  • Реально злой сюжет, требующий от участников социальной адекватности.
  • В «Lifeboat» нельзя играть небольшой компанией. Втроём — разве только для того, чтобы распробовать правила. Вчетвером — ещё куда ни шло, но всё равно не то. Нормальная игра начинается только от пяти участников.

Игра должна понравиться любителям интриг и тайных целей… ну и, кроме того, её должны быстро освоить любители карточных «манчкинов».

11 комментариев:

  1. Давно хочу попробовать Lifeboat - компания отлично подходит под такую игру, а игра под компанию. Поделитесь опытом: "как вы приобрели эту игру в России" или "где можно добыть материалы для изготовления pnp версии"?

    ОтветитьУдалить
  2. Я её покупал через американский интернет-магазин, поэтому о приобретении в России ничего сказать не могу. А материалы для P’N’P имеются:
    http://www.boardgamer.ru/lifeboat-raspechataj-i-igraj

    ОтветитьУдалить
  3. Всем привет, простите, что без приглашения)))
    Спасибо за Ваш обзор, после него наконец-то решился и распечатал эту замечательную игру.
    Печатал просто на ч/б принтере на работе, там же и вырезал,
    потом вложил все карты в протекторы
    получилось замечательно
    смотрится как ч/б кино, прям как «Спасательная шлюпка» Хичкока
    ч/б цвет придает атмосферности игре, все-таки на лодке разыгрывается трагедия)))
    так что всем советую не заморачиваться и печатать так
    о самой игре
    мне она очень понравилась, правила объясняются быстро и легко
    есть правда несколько пробелов, но мы их решали путем обсуждения
    играется быстро. Партия проходила очень весело, особенно драки и падения за борт, ну и постоянно возникавшие неожиданные союзы. Так что рекомендую попробовать.
    Единственно, читая другие отзывы, замечал, что некоторые не адекватно воспринимают карты «ненависть» и очень серьезно относятся к игровым моментам, таким как например удар по голове веслом )))) на что обижаются или ругаются и не хотят играть. Хорошо у нас таких не было и всё проходило очень весело. Отдельно отличился Французик, он постоянно был у руля и абсолютно все падали за борт, включая и его самого, в результате у нас было много утонувших в бессознательном состоянии.

    ОтветитьУдалить
  4. Вот про отношение к игровому «по голове веслом» — это как раз и называется социальной адекватностью участников. :)

    ОтветитьУдалить
  5. А сканы дополнения есть? А то на бордгеймере только основная игра...

    ОтветитьУдалить
  6. Честно говоря, никогда не задавался этим вопросом, имея настоящую игру и не имея любви к изготовлению P'N'P... Можно в принципе отсканить, там совсем немного карт.

    ОтветитьУдалить
  7. Отсканьте пожалуйста. Там 10 карт всего - на один проход сканера А4. Несколько человек будут благодарны :)

    ОтветитьУдалить
  8. по-видимому, "завтра" так и не наступило?) все-таки хотелось бы увидеть сканы оригинальных карт)

    ОтветитьУдалить
  9. Вместо того, чтобы терпеливо ждать с марта 2010 по декабрь 2011, за эти полтора года можно было догадаться кликнуть ссылку «Скачать файлы» в подзаголовке…

    ОтветитьУдалить
  10. помогите .. .
    не можем придти к договоренности относительно вскрытия карт.

    1) начало драки, когда кто вскрывается .. сразу или после раздела команды?
    2) использовать аптечку можно во время получения раны или только во время своего действия?
    3) пример акулы и спас.круг .. использовать во время действия или можно когда видишь что упал за борт и говоришь а у меня круг?!??

    ОтветитьУдалить