декабря 10, 2009

«Container»: обзор игры

КоробкаБез всяких сомнений, экономическая тема была, есть и будет оставаться одной из самых популярных для настольных игр. Собственно, зайдите в любой магазин, не чуждый торговле играми, и вы гарантированно увидите всевозможные «монополии» с их клонами: «миллионерами», «миллиардерами», «менеджерами», и т.д., и т.п. Тысячи их. Кто весь этот шлак покупает, мне неизвестно. Зато точно известно, что именно по этому шлаку люди зачастую судят как о настолках вообще, так и об экономических играх в частности.

Что обидно, ведь среди «экономик» есть множество замечательных, оригинальных игр, которым «монополии» в подмётки не годятся. «Контейнер» точно принадлежит к их числу, и о нём-то у нас сегодня пойдёт речь.

Прежде всего, однако, считаю необходимым написать следующий абзац:

Пожалуйста, имейте в виду, что в «шапке» обзора приведена фотография коробки от фабричной версии игры. Сам обзор при этом проиллюстрирован фотографиями самодельной версии — пусть это не вводит вас в заблуждение! Заслуга её изготовления принадлежит Ивану «Lance» Хрусталёву.

Игровые компоненты Игра внушает большое уважение уже одним своим видом из открытой коробки. Множество разноцветных компонентов и толстая пачка игровых денег, а также поля для каждого игрока и поле острова-импортёра. С описания полей и начнём.

Поле игрока — это его производственно-торгово-портовый сектор. Здесь он производит товары, сюда закупает их на свои склады у других игроков, и отсюда же отгружает на корабли. Места для складов немножко неудачно размещены рядом с торговыми позициями, как будто связаны с ними — на самом деле количество складов говорит только об их совокупной вместимости, а торговать хранящимися там товарами можно уже по любым угодным игроку ценам.

Отсюда достаточно ясно, что экономика в игре многогранна, и каждому участнику придётся выступать во множестве ролей. Цепочка в общих чертах выглядит так.

Остров и перевозки Сначала игрок производит товар на своих фабриках и выставляет его на продажу в «фабричные» склады. Выбирая цену на своё усмотрение. Любой игрок может закупить его там и выставить для экспорта на своих «портовых» складах. Опять же по любым ценам, какие выберет. Дальше должен найтись перевозчик, который купит этот груз и на своём корабле увезёт неким островитянам. А на острове у всех игроков тоже есть свои интересы, и там привезённые товары продаются с аукциона. Причём, если перевозчика не устроит аукционная цена, он может взять, да и оставить груз в собственной зоне влияния. Интересы игроков на острове определяются картами, которые тайно раздаются в начале игры. В конце они определят, сколько денег принесут каждому бизнесмены товары, пристроенные им в свою зону влияния.

В принципе, вот и вся игровая механика. Осталось только добавить, что каждый начинает с некоторым запасом денег, одной фабрикой и одним складом. Их можно достраивать в свой ход, а всего за ход можно совершить два действия (произвести, построиться, купить, войти в порт, выйти из порта — каждое из перечисленного это одно действие).

Чтобы купить чего-нибудь или построиться, нужно, разумеется, платить. А вот здесь игра очень интересна — в отличие от множества других экономик, в «Контейнере» деньги не берутся из ниоткуда, и не утекают в никуда. Можно, конечно, брать займы, но в отличие от недавно описанного «Railroad Tycoon», здесь они реализованы гораздо более естественно: по займам, безусловно, нужно платить проценты, но долг можно вернуть в любой момент, и он больше не будет висеть до конца игры, отягощая финальный подсчёт.

Подсчёт, собственно, очень прост: у кого больше всех денег (с учётом действий по реализации своих интересов на острове), тот и победитель.

Описание, может быть, звучит немного замысловато, но на самом деле правила предельно просты и прозрачны. Я бы даже сказал, что они обманчиво просты. Набор возможных действий усваивается буквально на втором ходу… а вот построить их последовательность таким образом, чтобы она вела к обогащению — это гораздо, гораздо сложнее!

Кстати, придерживаться одной раз навсегда выбранной стратегии — плохая идея. Ведь соперники развиваются, что-то меняют в своих действиях, и под них придётся подстраиваться. Особенно этому способствует тот факт, что нельзя покупать что бы то ни было у самого себя. :) Так что придётся строить сложные взаимодействия. И там ещё много чего намешано — например, запросто можно устроить себе на острове переизбыток товаров.

Процесс очень увлекает, причём до последнего момента непонятно, кто лидирует. Во-первых, секретные карты интересов, а во-вторых, количество денег на руках тоже не очень понятно. Деньги держатся взакрытую, и отслеживать их количество у соперника можно лишь косвенно — по количеству карточек да суммам недавних сделок.

Гарантирую, что за партию вы несколько раз смените свою точку зрения на экономические аспекты ситуации, порадуетесь удачным сделкам, огорчитесь неудачным (или отсутствию возможностей совершить удачные), удивитесь результатам… а потом, скорее всего, захотите сыграть ещё раз. :) Ибо игра отличная.

А теперь резюмирую в своём обычном стиле.

Достоинства игры:

  • Очень прозрачная, но при этом весьма нетривиальная и реалистичная экономика с простыми правилами игры.
  • Наличие тайных целей и незнание денежных объёмов у соперников отлично держат интригу до самого конца.
  • Отслеживание рынка, аукционы и получение денег за производство/продажу товаров не даёт игрокам скучать между ходами.
  • Множество разноцветных игровых компонентов поистине радует глаза и руки в процессе игры. :)

Недостатки игры:

  • Требует значительного места. В фабричной версии каждое поле (включая остров) имеет размеры 15×25 см, а их в общей сложности шесть, да место между ними нужно предусмотреть, да ещё запас компонентов (в общей сложности полтораста брусочков/цилиндров/домиков).
  • По отзывам, производитель неудачно выбрал два цвета. Они близки, и при не очень ярком освещении легко могут быть перепутаны.
  • Немаленькая цена из-за обилия деревянных элементов. По той же причине игра сложна для самостоятельного изготовления.

Неоднозначные особенности игры:

  • В зависимости от стратегий игроков и их взаимной рассадки между ними могут складываться — вольно или невольно — промышленно-торгово-транспортные альянсы. Если это произойдёт, то другим участникам будет трудно что-то противопоставить им.

5 комментариев:

  1. а можно ссылочку или контак автора этой PnP версии? очень бы хотелось сделать)

    ОтветитьУдалить
  2. Это не совсем PnP, ибо тут работы по дереву куда больше, чем печати… :) но вот профиль создателя на BGG:

    http://www.boardgamegeek.com/user/Lance_civru

    ОтветитьУдалить
  3. ну ничего с "работой по дереву"как нибудь справимся, есть же и другие варианты)

    ОтветитьУдалить
  4. Игрушка просто великолепная. В принципе и изготовление ее в примтивном варианте - очень простое, но если хочется атомсферности, то придется попотеть :)
    Действительно простая и глубокй, абстрактная и атмосферная одновременно )))

    ОтветитьУдалить
  5. PnP у вас просто офигенный )))

    ОтветитьУдалить