Из традиционных игр нарды — моя самая любимая, и было бы странно, если бы я не рассказал о ней. Из-за древности (по меньшей мере 25 веков!) историю нард уже вряд ли можно воссоздать точно; существует много версий, в той или иной степени обросших красивыми легендами. Версия, изложенная ниже, представляется наиболее достоверной. Для упоминаемых по тексту царей, императоров и т.д. в скобках указаны годы правления (а не жизни).
Египет
Самым сложным является вопрос о зарождении игры и её предтечах. Все версии начинаются с рассказов о древнеегипетской игре сенет, самые старые упоминания о которой относятся ко времени третьей династии (2686–2613 до н.э.). Благодаря египетской традиции снабжать мёртвых всем необходимым, до наших времён дошли прекрасно сохранившиеся игровые комплекты, а среди росписей гробниц и барельефов найдено немало изображений игроков и процесса игры.
Строго говоря, сенет не является предком нард. Эта игра (см. справа) велась на доске 3×10, а не 2×(6+6). Правила до нас не дошли, а все попытки их реконструкции являются не более чем фантазиями. Однако неоспоримым фактом является то, что сенет — это первая в истории человечества игра (во всяком случае, первая из известных), в которой использовались кости, но которая не сводилась к простому их выбрасыванию и сравниванию выпавших результатов. Показания костей использовались для передвижения фишек по доске с наличием у игроков выбора, и здесь сходство с нардами несомненно.
Интересно, что на сохранившихся досках некоторые позиции отмечены тем или иным образом (например, резьбой или инкрустацией), причём на разных досках — разные позиции. Поскольку они найдены в гробницах богатых и знатных людей, историки сходятся на том, что отмеченные позиции просто когда-то сыграли важную роль в их крупных выигрышах. Похожая традиция много позже существовала и в Индии, где хозяева шахматных досок нередко украшали позиции, на которой вражеского короля застиг мат...
Рим
По-настоящему достоверная история нард начинается с римского периода и игры табула. (Некоторые авторы утверждают, что табула пришла в Рим из Греции, но этому едва ли можно верить — бесстыдство греков в приписывании себе авторства всех благ цивилизации общеизвестно и никак не способствует доверию.)
В письменных источниках первые упоминания о табула встречаются в V в. до н.э., а на рисунке, датируемом 200 г. до н.э., игра и игроки изображены во всех подробностях. Из этого рисунка видно, что доска по структуре в точности совпадает с современной доской для игры в нарды, и каждый игрок имеет в своём распоряжении 15 шашек — тоже как в нардах. Бросаются кости, однако здесь табула отличается от нард: костей не две, а три.
Последующие источники продолжают регулярно упоминать игру, и главным образом ссылки встречаются в жизнеописаниях: дескать, такой-то император или чиновник был её большим любителем — в частности, заядлым игроком был печально известный Нерон (54–68 г. н.э.). Особо следует упомянуть его предшественника императора Клавдия (51–54 г. н.э.), который не только любил играть, но и написал об игре трактат с объяснением правил и стратегии.
Трактат Клавдия до нас не дошёл, зато дошли его повседневные заметки (что-то вроде дневника), в которых он фиксировал интересные позиции и свои комментарии к ним. По этим комментариям понять правила оказалось для историков совсем несложной задачей.
Начальная расстановка шашек соответствовала нынешним длинным нардам. Цель игры, правила передвижения и вывода шашек с доски также ничем не отличались от нынешних. Каждый ход выполнялся согласно показаниям трёх костей, причём выпавшие дубли и триады считались обычными комбинациями и игрались обычным образом. Одиночную шашку противника можно было выбивать (как в нынешних коротких нардах), если только она находилась не на начальной позиции (в голове). Выбитая шашка возвращалась в голову, а если эта позиция была уже занята двумя или более шашками другого цвета, то неудачливому игроку приходилось ожидать её освобождения.
Как видно, табула не слишком отличалась от игры в нарды: современному игроку хватит пары минут, чтобы понять правила; единственная серьёзная разница заключается в количестве используемых костей (в наши дни все национальные вариации на тему нард используют две кости). Не подлежит никакому сомнению, что табула является прямым предком нард и таким образом, история игры насчитывает чуть менее двух с половиной тысяч лет. (Для сравнения: индийская игра чатуранга, являющаяся прямым предком шахмат, появилась в середине IV в. н.э., а появление шахмат в современном виде относится к концу V — началу VI в. н.э.)
Римские завоевательные походы привели к тому, что табула стала известна на ближнем Востоке, постепенно трансформировавшись в нынешние длинные нарды (появление которых относится к II–V в. н.э.). Именно на Востоке для неё придумали современную форму игровой доски, на которой позиции обозначаются клиньями (римляне пользовались расчерченной таблицей, в которой каждая позиция была одной из 24 клеток).
Персия
Установлено, что современная игра в нарды появилась в Персии середины VI в. н.э., в царствование Хосрова I “Ануширвана” (531–579) — сохранился чётко датируемый фрагмент рукописи с астрологическим и нумерологическим толкованием игры. По стилю этого документа автором считают придворного мудреца и астролога Важурмихра (в другой транскрипции его имя читается как Бюзермехр).
Если со временем появления всё ясно и достоверно, то обстоятельства появления игры известны лишь по преданиям. Все они сходятся на том, что Важурмихр придумал нарды по просьбе Хосрова в качестве “нашего персидского ответа индийским шахматам”. Это вполне правдоподобно — появление шахмат в их тогдашнем виде (а он, естественно, отличался от нынешнего) в Персии относится как раз к началу VI века, — но остаётся неясным, зачем вообще понадобилось придумывать такой “ответ”. Из нескольких версий наиболее правдоподобны две.
Первая версия утверждает, что Хосрову с детства полюбились шахматы, однако, взойдя на трон, он столкнулся с неприятным сюрпризом: за придворными делами у него совершенно не оставалось времени на игру, и четыре партии из пяти просто приходилось бросать на середине. Раздосадованный этим обстоятельством, царь обратился к мудрецам и велел им придумать игру, похожую на шахматы, но требующую меньше времени.
Вторая версия говорит: да, Хосров и впрямь был неравнодушен к шахматам, однако играл весьма посредственно, если не сказать слабо, в чём прекрасно отдавал себе отчёт. Кто-то из индийских соседей, зная об этом обстоятельстве, регулярно присылал ему в подарок шахматные наборы с тонкими дипломатическими насмешками в сопровождающих письмах. В конце концов царское терпение лопнуло и он позвал своих мудрецов… В итоге оскорбителю Хосрова отправился ответный подарок: комплект для игры в нарды и письмо, в котором говорилось примерно следующее: “Хоть я и слабый игрок в шахматы, однако разобраться в вашей игре моей мудрости всё-таки хватило. Попробуйте-ка разобраться в нашей национальной игре!” При этом никаких объяснений правил письмо не содержало; оскорбитель озадачился, но разобраться, конечно, ни в чём не смог и свои насмешки прекратил.
Предания сходятся ещё в одном, и рукопись это подтверждает: первоначально Важурмихр назвал новую игру нард-шир (что-то вроде “деревянный полигон”). Это название было созвучно имени царя Ардашира (224-240), основателя династии Сасанидов, к которой принадлежал Хосров, весьма чтивший своего предка. Видимо, сие должно было символизировать, что достижение успеха в игре поможет царю приобщиться к мудрости его предшественника. Однако Ануширван, познакомившись с игрой, якобы предрёк ей вечное существование и дал новое имя, не привязанное к историческим личностям и эпохам: тахте-нард (“битва на деревянной доске”).
Отметим также, что Хосрову нужна была “царская” игра, то есть она должна была содержать в себе некую военную или государственную метафору, подобно тому, как шахматы моделируют битву двух армий с различными родами войск. Такая метафора была (об этом чуть ниже), но игра получилась ещё более “царской”, чем ожидалось: поскольку в ней использовались кости, царственные особы могли играть в нарды, не боясь потерять лицо. В случае проигрыша легко можно было сослаться на то, что кости выпадали не самым удачным образом.
В уже упоминавшейся рукописи Важурмихр подробнейшим образом истолковывал мельчайшие аспекты новой игры. Он не скрывал, что взял за основу некую игру с запада (речь явно идёт о табула или каком-то её варианте), но указывал, что открыл-де спрятанные и зашифрованные в ней премудрости, о которых до него никто не догадывался. Структуру доски и количество шашек он связывал с тогдашним календарём и известными ему астрономическими сведениями, но поскольку и то, и другое успело сильно измениться, в наши дни эти толкования особого интереса не представляют.
Гораздо интереснее смысл игры, как его описывал мудрец. Доску он уподобил земле, шашки — людям. Игроки трактовались как цари двух соперничающих стран, а кости — как воля богов. Таким образом, царь правит своими подданными, но даже он не может нарушать божественных предопределений. Начальную расстановку шашек Важурмихр понимал как расселение людей по большим и малым городам (здесь у него тоже были нумерологические и астрологические рассуждения). Продвижение каждой из шашек по доске изображало жизненный путь человека, который, служа своей стране и царю, пускается в путь, строит города, сражается (и бывает, что гибнет) на войне с другими странами. Идеальным завершением жизни мудрец считал мирную смерть от старости в собственном доме, символизируемую выводом шашек с доски в конце игры. Таким образом, победа одного из игроков, первым выведшего свои шашки, означала следующее: лучшим из царей является тот, кто в своей стране сумел устроить всё наиболее гладким образом, так что его подданные проходят свой жизненный путь с наименьшей зависимостью от внешних обстоятельств и происков врагов государства.
Осталось упомянуть только отличия персидских правил игры VI века от нынешних. Они минимальны и их всего три.
Во-первых, в те времена дубли игрались как обычные комбинации. Иными словами, выбросив, скажем, 3 и 3, игрок делал два перемещения шашек: 3+3, а не четыре 3+3+3+3, как сейчас. Правило удвоения ходов появилось значительно позже, примерно через пять-семь веков.
Во-вторых, существовало особое правило, касающееся выбивания вражеских шашек в собственном доме. А именно, выбив шашку на первом полуходе в своей домашней четверти доски, игрок вторым полуходом не мог спрятать выбившую шашку на защищённую позицию. Он должен был либо оставить её на месте, либо вывести с доски, либо передвинуть на другую позицию, но обязательно незащищённую. Разрешалось, впрочем, на втором полуходе закрыть эту шашку другой, сдвоив её и защитив позицию. Правило это ныне носит название “персидского” и сохранилось кое-где в странах Средней Азии (в том числе республиках бывшего СССР), хотя в западном мире от него давно отказались.
В-третьих, во времена Хосрова и Важурмихра победы не различались по цене в зависимости от шашек, оставшихся на доске. В этом просто не было необходимости: играли тогда почти исключительно на деньги или иную выгоду, и выигрыш полностью определялся предварительной договорённостью. Впрочем, из письменных источников известно, что в ходу нередко были ставки типа “побеждённый платит победителю 50 монет и ещё по монете за каждую свою оставшуюся шашку”.
Итак, родившись в Персии VI века, нарды стали постепенно распространяться, главным образом на запад. Страны Востока были связаны довольно развитыми торговыми отношениями, и процесс этот протекал достаточно быстро. Этому немало способствовало то обстоятельство, что игра получилась несложной по правилам, совсем простой по инвентарю и в определённой мере азартной.
Спасибо. Очень хорошая статья.
ОтветитьУдалить