Это окончание статьи. Начало было здесь.
Средние века
Средневековье представляет собой мало интереса для любителей нард. Важнейшей вехой в истории игры было лишь то, что где-то около Х или XI века сложилось и окончательно утвердилось правило двойного отыгрывания выпавших дублей. Теперь выпавшее на костях, допустим, 5+5 игралось четырьмя перемещениями шашек на пять позиций каждое, в точности как сейчас. Но когда именно это произошло, сейчас уже неизвестно и вряд ли будет когда-то выяснено.
Зато известно, что во время крестовых походов нарды распространились по Европе, так как доблестные “воины креста” охотно перенимали у нечестивых сарацинов неведомые ранее способы развлечений.
Достойны упоминания два письменных документа той эпохи, из которых особенно замечателен первый. Для современного человека он весьма и весьма забавен. Речь идёт об указе Ричарда I Английского “Львиное сердце” (1189–1199) и Филиппа II Августа Французского (1180–1223), совместно командовавших войском крестоносцев во время Третьего похода (1189–1192). Указ датируется 1190 годом.
Первая половина указа была посвящена описанию и обличению греховности азартных игр с перечислением оных. Само по себе оно неинтересно, интерес представляет лишь то, что в этом описании наряду с костями и шахматами (!) присутствуют нарды.
Вторая половина гораздо веселее. Здесь венценосные командиры регламентировали порядок азартных игр в своём войске — у них-таки хватило ума понять, что совсем запретить игры невозможно. Регламент состоял из трёх основных пунктов:
- Всем, кто не имел рыцарского звания, категорически запрещалось играть на деньги под страхом смертной казни. (При этом отнюдь не запрещалось проиграть самого себя в рабство, чего на практике неоднократно и происходило. Видимо, это представлялось автором указа гораздо меньшим грехом, нежели проигрыш нескольких медяков.) Впрочем, простолюдины легко нашли лазейку в этом пункте и вовсю играли на “поставить выигравшему выпивку”, на услуги походно-полевых подруг, на банальное “раз-два по морде” и тому подобные радости жизни.
- Дворянам и рыцарям из простолюдинов играть на деньги дозволялось, однако запрещалось проигрывать в день сумму более ста фунтов. (Опять же, интересен тот факт, что суммы выигрышей ничем не ограничивались. С точки зрения указа, профессиональный шулер, обыгрывавший простаков направо и налево, был виновен меньше простака, проигравшего что-то сверх разрешённого. Хотя справедливости ради следует упомянуть, что сто фунтов по тем временам были громадными деньгами, и проиграться в таких масштабах нужно было ещё суметь...) Нарушители этого пункта подвергались штрафу в пользу церкви и выставлению на позор (они обязаны были отстоять несколько часов нагишом на видном месте, возле которого специальный герольд провозглашал проходящим мимо вину наказанных).
- Особам королевского звания дозволялось играть на деньги без каких-либо ограничений. Таковых особ во всём войске было ровно две — сами Ричард и Филипп, так что данный пункт явно исходил от Филиппа. Во всяком случае, точно известно, что Ричарду любые игры были глубоко до светильника: его интересовали гораздо более интеллектуальные развлечения вроде массового истребления неверных, выкачивания из своих английских подданных (которых он за всё время своего правления и видел-то лишь два или три раза) денег на соответствующие военные нужды, и воспевания рыцарских подвигов себя любимого в балладах (впрочем, отдать ему должное, на рыцарские подвиги и баллады Ричард был действительно силён)...
А тем временем в Англии регентствующий брат Ричарда, будущий король Джон “Безземельный” вовсю увлекался нардами: сохранились его заметки, куда он скрупулёзно вносил свои выигрыши и проигрыши. Впрочем, их размеры крайне редко превышали несколько фунтов в день, так что принца нельзя упрекнуть в игромании. Зато можно сделать вывод о том, что нарды при английском дворе были довольно популярны.
Другим из двух упомянутых документов является трактат об играх, написанный в 1283 году королём Альфонсом Х “Мудрым” Кастильским (1252–1284). Этот трактат представлял собой обширное и подробное описание практиковавшихся тогда настольных игр, причём автор всячески порицал игры, результат в которых зависит исключительно от везения, и противопоставлял им те, где от игрока требуется принятие тактически и стратегически важных решений. Применительно к нардам здесь обсуждались возможные начальные ходы в зависимости от выпавших костей и описывались сравнительные преимущества тех или иных вариантов.
Более ничем средние века в истории нард не примечательны. Можно лишь упомянуть многочисленные попытки церковных и светских властей бороться с популярностью азартных игр (к которым, как уже говорилось, причислялись тогда и нарды с шахматами), но нет ничего удивительного, что эти попытки терпели одну неудачу за другой.
Новое время
После того, как нарды пришли в Европу, развитие игры в разных странах пошло независимо, и за несколько последующих веков сложилось множество национальных вариаций правил. Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, вот несколько примеров.
- где-то отказались от “персидского правила”, а где-то оно продолжало иметь силу;
- в некоторых французских колониях действовало правило, запрещающее ставить на одну позицию доски более пяти шашек, причём у этого правила были свои вариации: где-то запрещение было безусловным, а где-то ставить “лишние” шашки разрешалось лишь при условии, что не было другой возможности хода (так называемое “египетское правило”);
- где-то практиковались особые правила начала игры: перед партией сначала бросались кости на право первого хода, а затем выигравший этот ход игрок отдельно бросал кости для самогó хода, так что игра могла начинаться с дубля. Да ещё и каждая следующая партия могла начинаться не по жребию, а ходом того игрока, который выиграл партию предыдущую (так называемое “русское начало”);
- кое-где хитро регламентировалась ситуация, когда игрок не мог выполнить свой ход полностью: не сыгранные им перемещения шашек “передавались” сопернику, который мог воспользоваться ими в свою очерёдность.
И это далеко не всё. Сложившихся “местечковых” вариантов игры было множество, некоторые из них продолжают существовать даже и по сей день. Можно представить себе, как приходилось договариваться игрокам из разных стран во избежание возможных недоразумений — а ведь игра часто велась на деньги, и ставки нередко доходили до крупных сумм!
Ситуация в корне переменилась в 1743 году. Англичанин Эдмунд Хойл, известный как “собиратель игр”, написал и опубликовал небольшую книгу, посвящённую нардам. В ней он давал краткую историческую справку, описал сложившиеся к тому времени правила с известными ему вариациями и изложил основные тактические принципы игры, как они понимались современными Хойлу игроками. Кроме того, в книге Хойл сформулировал основные понятия игрового этикета и привёл своё вѝдение того, что из национальных вариаций следует принять, а что отбросить. Вкратце его предложения заключались в следующем:
- отказ от “персидского правила”;
- принятие правила “выпавший дубль ходят вдвое против обычного”;
- принятие соглашения о различной “цене победы” по оставшимся на доске шашкам проигравшего и их расположению.
Как видно, этими предложениями Хойл фактически установил современные правила на основе старых персидских. Его книга широко переводилась, и теперь игрокам стало гораздо легче находить общий язык: достаточно было договорённости “играть по Хойлу”. Правила стали интернациональными, и постепенно большинство отклонений от них стало забываться.
Новейшее время
Начиная с XIX века, в нардах постепенно складывается ситуация, схожая с той, которая имела место в некоторых карточных играх наподобие бриджа, виста, преферанса. Такие игры трансформировались из азартных в интеллектуальные.
Подобные трансформации были направлены на две цели: во-первых, сделать игру более стратегической при сохранении базовых правил; во-вторых, свести к минимуму (насколько возможно) примитивный фактор удачи, дабы на первый план вышли мастерство и умение.
К началу ХХ века появилось много игровых клубов, в каждом из которых эти задачи пытались решать по-своему. Результат сильно напоминал ситуацию XVIII века: при устройстве межклубных турниров приходилось долго согласовывать правила и уточнять, чтó каждая из сторон имеет в виду для каждого конкретного обсуждаемого случая. Затем с этими согласованиями долго и мучительно знакомили участвующих игроков...
Проблема разрешилась в 1931 году, когда в США собралась небольшая конференция, созванная по инициативе Уитона Вогана — одного из лучших игроков того времени. В конференции участвовали как профессиональные игроки, так и владельцы игровых клубов (которые чаще всего сами в прошлом были игроками). Основной задачей была провозглашена выработка современных турнирных правил.
После долгих обсуждений был принят ряд прозвучавших предложений, и тогда правила игры в нарды приобрели свой окончательный вид. Вот вкратце суть нововведений 1931 года.
Базовые правила (задачи игры, порядок перемещения, выбивания, ввода и вывода шашек с доски, классификация побед) оставались прежними — “по Эдмунду Хойлу”.
Результат состязания двух игроков теперь определялся не победой в одной партии (или оговорённом их числе), а набором заранее условленного количества очков. Последовательность отдельных партий во избежание недоразумений стали называть матчем.
Изначально в каждой партии разыгрывалось одно очко, однако стоимость партии могла повышаться путём удвоения по обоюдному согласию игроков. В случае же отказа от удвоения отказавшийся игрок автоматически считался проигравшим эту партию.
Для отслеживания стоимости текущей партии и очерёдности удвоений в игровой инвентарь вводился специальный кубик с гранями, пронумерованными степенями двойки: 2, 4, 8, 16, 32, 64.
В игровую практику вводилось так называемое “правило Кроуфорда”: при первом достижении ситуации “матч-пойнт” (когда одному из игроков не хватает до победы единственного очка) в следующей играемой партии удвоения запрещены. Если же в этой партии лидирующий игрок не выигрывал, то в дальнейшем удвоения вновь разрешались.
Для случаев, когда победа в матче по уговору требовала набора большого числа очков, оговаривалась возможность применения “правила Джейкоби”. Это правило гласило, что в тех партиях, в которых ставки ни разу не удваивались, любая победа считалась только за одно очко — вне зависимости от положения шашек проигравшего игрока. Тем самым поощрялось повышение ставок игроками и ускорение процесса игры.
Конференция также сформулировала ряд дополнений к игровому этикету — например, не разрешалось удваивать ставку игроку, который в случае выигрыша текущей партии и так выигрывал весь матч. Не разрешалось отказываться принять капитуляцию противника, если эта капитуляция вне зависимости от положения на доске приводила к выигрышу всего матча, и т.д.
Так появились современные нарды в том виде, какими мы их знаем сейчас. С 1931 года и до сего дня никаких изменений в правилах больше не вводилось.
Отличный обзор, автору огромное спасибо!
ОтветитьУдалить