Как говаривал старина Тот-Амон, «если вы одолели колдуна, это ещё не означает, что вы одолели колдуна». Что характерно, он не только говорил, но и вовсю демонстрировал этот тезис на своём собственном примере.
Вот. А Самаэль из Виджила колдуном не был. Он был аж целым богом, пусть даже и падшим. Некоторое количество веков тому назад в этом самом Виджиле народ решил, что такие боги им нафиг не сдались, и изгнал Самаэля в ничто («…засунуть в списанный “Призрак” и загнать в подпространство до конца времён…»). Надо полагать, тот испытывал по этому поводу нехилую фрустрацию и сильно жаждал вернуться. Отнюдь не с букетами цветов. :)
Поэтому когда чокнутым поклонникам мрачных культов удалось расшатать заклятие Великой Печати и мир Виджила начал получать приветы от Самаэля в виде радостно прущих через порталы монстров, фрустрация появилась уже у жителей этого самого мира. Остро возникла потребность в спасителях-богоборцах, и они таки не замедлили появиться.
Карточная игра «Ascension: Chronicle of the Godslayer» («Возвышение: Хроника богоборца») как раз и предлагает вам возможность побыть в шкуре спасителя. Причём, помимо описанной выше игровой легенды, здесь имеется ещё и бизнес-легенда. Которая утверждает, что игру создали крутые мастера Magic the Gathering, по совместительству являющиеся ещё и поклонниками «Доминиона».
Насчёт «Доминиона» сказать трудно, а вот причастность создателей к миру MtG (и коллекционно-карточных игр вообще) видна очень даже чётко. Сейчас мы посмотрим на игру ближе и поймём почему.
В основе механики лежит всё тот же колодостроительный принцип: вы начинаете с примитивной колоды (восемь магов-учеников и пара деревенщин-ополченцев с вилами), а затем призываете под свои знамёна героев покруче, вооружаетесь разными артефактами и во имя великой справедливости боретесь с внешними (те самые монстры из порталов) и внутренними (те самые культисты) врагами.
Героев и артефакты, кстати, приходится именно призывать — из соседних миров тоже через порталы. Для этого, собственно, и нужны маги в команде. В самóм Виджиле можно обзавестись разве что волшебниками-мистиками чуть покруче ученического уровня да профессиональными солдатами-латниками. И вот здесь мы получаем первый привет от MtG.
Все ресурсы, призываемые через портал, распределены по четырём фракциям с разными стилями магии и боя. Вот они:
- Просвещённые. Эти превыше всего ценят знания. Умеют добирать вам карты в руку из колоды и предпочитают сражаться без использования грубой силы.
- Механисты. Как нетрудно догадаться, эти любят создавать интересные штуковины и сильны именно работой с артефактами — главным образом, конечно, своими собственными.
- Служители Пустоты. То есть жрецы Смерти, без которой невозможна Жизнь. Несмотря на своё мрачное название, вполне нормальные ребята. Отличные бойцы и специалисты по освобождению от ненужных карт.
- Жизнепоклонники. Как и все «зелёные», большие любители халявы и специалисты по её добыванию. :) Этим всё сказано.
Комбинируя карты разных фракций в своей колоде, игроки пытаются как можно сильнее возвыситься на ниве богоборчества. Возвышение отмечается очками славы, которые отсчитываются двояко: с одной стороны, специальными кристаллами, с другой же стороны — ценностью карт.
Помимо очков славы, есть два вида ресурсов: руны и боевая мощь. Если с последней всё достаточно ясно (чем её больше, тем более крутых монстров можно завалить), то руны — это просто-напросто некоторый аналог денег. Чем больше рун, тем более крутую магию ваша боевая группа наколдовала в этот ход, и тем более крутых героев с артефактами вы в этот ход можете призвать через портал.
Итак, каждая карта может иметь следующие характеристики (одну или несколько разом):
- Боевая мощь;
- Руны;
- Очки славы;
- Прочие эффекты розыгрыша (например, добрать сколько-то карт в руку или скопировать эффект другой ранее разыгранной на этом ходу карты).
Весь набор присутствующих в игре карт делится на четыре категории:
- Элементарные карты — ученики и ополченцы, составляющие начальную колоду;
- Базовые карты — мистик, латник и культист; эти доступны в любой момент;
- Монстры, лезущие через портал;
- Герои и артефакты, доступные для призыва через портал.
(Строго говоря, культист тоже является монстром, а ученик, ополченец, мистик и латник — герои. Разница лишь в их доступности.)
Портал образован шестью картами. Как только одна из них покидает своё место (по любой причине), её место тут же занимает карта с верха основной колоды. Тут же рядом лежат базовые карты. В комплект входит игровое поле, призванное упростить всю раскладку, но после второй-третьей партии необходимость в нём практически полностью отпадает.
Каждый ход отдельно взятого игрока выглядит следующим образом. Он разыгрывает карты с руки в любом желаемом количестве и порядке. Карты генерируют эффекты, боевую мощь и руны. Эффекты разрешаются, руны употребляются для призыва героев и артефактов, боевая мощь идёт на убиение монстров. Порядок розыгрыша, призыва и убийства может опять-таки быть произвольным.
Призванные карты кладутся в дискард персональной колоды (если нет эффектов, позволяющих поступить с ними иным способом). Убитые монстры уходят в пустоту, а убивший их игрок получает награду, указанную на карте монстра.
В конце хода сыгранные карты героев уходят в персональный дискард, а сыгранные карты артефактов остаются на столе. Карты, по какой-то причине оставшиеся несыгранными (если таковые есть, конечно), также идут в дискард. Игрок набирает новую руку в пять карт и ждёт своего следующего хода.
Вот в принципе и все правила. Игра заканчивается, когда опустеет «банк очков славы», размер которого зависит от количества игроков. Но не моментально — текущий раунд проходит до конца, так чтобы все игроки имели возможность сделать одинаковое число ходов.
Если присмотреться, то мы увидим ещё два момента, недвусмысленно отсылающих нас к коллекционным карточным играм. Во-первых, это содержание хода.
Вспомним «Доминион» (если говорить о карточном колодостроении, то не упомянуть его нельзя). На каждом ходу у вас есть одно действие и одна покупка. Надо ещё? Добывайте их особыми картами. Которые сначала тоже нужно добыть. А вот разработчики «Громового Камня» сделали шаг в сторону от этой концепции. Там срабатывают действия от всех разыгранных карт, хотя покупка по-прежнему только одна. Разработчики же «Возвышения» сделали ещё один шаг: в их игре количество призываемых (=покупаемых) карт не ограничено… вернее, ограничено только имеющимися рунами.
Так вот, это очень по ККИ-шному, когда можно сколько угодно играть и применять всё имеющееся на руке. Ограничений как таковых нет. Играй, покупай, убивай, воровай…
А во-вторых? О, во-вторых гораздо интереснее. :) А скажите-ка, вы можете представить себе, чтобы игрок в ККИ взял, да и сунул в свою боевую колоду бесполезные или даже явно вредные карты? Я вот (сам бывший ККИ-шник) не могу. :)
И разработчики «Возвышения» тоже не смогли. Игровая механика такова, что вредных карт в колоды игроков не поступает. Убиенные монстры уходят в Пустоту и не замусоривают колоду, а слава за них отсчитывается специальными каунтерами-кристаллами. Артефакты разыгрываются на стол и остаются там — даже если они и не принесут пользы, то и вреда от них точно не будет: лежат себе и лежат, жрать, как говорится, не просят. Разве что «элементарные» карты стартовых колод со временем становятся бесполезными — но без них-то просто никак. Карт, работающих «в минус», нет вообще.
Сам текст правил, кстати, тоже написан специфически. В подобном стиле правила излагают для людей, которые в целом уже «в теме». Без объяснений употребляется ККИ-шная терминология («изгнать», «под контролем» и т.п.), не приводятся примеры ходов с пояснениями. К правилам сразу же прилагается FAQ (вот этого я в принципе не понимаю. Ну, появились вопросы — так не проще ли переписать текст, чтобы впредь они при чтении и не возникали?)
В общем, создаётся впечатление, что «Возвышение» создавалось чисто как стёбный проект нескольких про-геймеров… а потом они выпустили его на рынок в качестве коммерческого продукта. Если взглянуть на арт, то это впечатление усиливается:
Арт (от художника Эрика Сэби) является самым спорным моментом игры. Хотя в принципе он довольно уместен, настраивая игроков на соответствующий стёбный лад (см. первые абзацы этого обзора). Советую также почитать художественный текст, особенно на картах механистов — оно того стоит. ;)
Игра в целом воспринимается довольно оригинально. Если говорить обо мне лично, то по чтению обзоров и предваряющих выпуск рекламных текстов я относился к прочитанному как-то настороженно. Однако по факту первой партии вся настороженность сразу ушла — вполне нормальная игра, в которую быстро въезжаешь и которая увлекает. Так что если вы читаете всё это и прикидываете целесообразность покупки, то я вам честно говорю: не плюйтесь от оформления, а попробуйте. Скорее всего, вам понравится. :)
Разумеется, «Возвышение» имеет свою специфику, которую я сейчас для полноты картины попробую описать. (Здесь опять же не получится обойтись без сравнений.) Поехали:
Прежде всего, игра избавлена от нудного сетапа и сортировки карт после партии. То есть постигровая сортировка там нужна, но в небольших масштабах. А сетап вообще минималистичен, особенно по сравнению с монструозным «Громовым Камнем». Примерно как в «Аркане».
Далее — рандом. Прямо отсюда вытекающий. Герои, артефакты и монстры содержатся в одной колоде, доступной через портал только по шесть карт. Все разом доступны. Без выделения из них подмножества. Но — в случайном порядке. То есть это как бы тоже следующий шаг от «Доминиона» по пути «Громового Камня». Плюс ещё рандом собственной колоды каждого игрока. Получается немного специфически: требуется хорошая тасовка колоды перед партией, а в случае, если она окажется не очень хорошей… ну, тогда колодостроение несколько затруднится. Хотя играть всё равно будет можно. Причём — отдать разработчикам должное! — партия из-за этого практически не затягивается. Хм… в общем-то, в «Доминионе» есть аналог: может выбраться не шибко удачное подмножество… :)
Ну и напоследок о том, чего так жаждут многие игроки — о взаимодействии. :) Есть оно. Поменьше,чем в «Доминионе», но таки побольше, чем в «Громовом Камне» (я сейчас говорю только о базовых коробках). Взаимодействие любопытное. Тут есть, конечно, карты, заставляющие оппонентов чего-нибудь сбросить. Есть карты, позволяющие в буквальном смысле красть у оппонентов. И есть карты, умеющие изгонять монстров/героев/артефакты, доступные через портал. Последнее очень полезно, так как позволяет обламывать других игроков — в условиях здешнего специфического рандома это трудно переоценить. :)
Как я и говорил, игра в целом вполне удалась, она оставляет весьма приятные впечатления, хотя, конечно, по глубине и уступает тому же «Доминиону». А если сравнивать с «Громовым Камнем», то последний показался мне менее интересным… возможно, из-за того, что там разработчики уделили слишком много внимания тщательности отработки легенды и от этого получился более «натянутым» геймплей…
Попробую резюмировать.
Достоинства игры:
- Прозрачность и динамичность.
- Требует (в сравнении с другими колодостроительными играми) немного места для хранения и собственно игры.
- Комплектация содержит замечательные акриловые кристаллы-каунтеры. Пользоваться ими одно удовольствие, в том числе и в других играх.
- Небольшой даунтайм (ход протекает достаточно быстро).
Недостатки игры:
- Специфический рандом, способный уменьшить интерес колодостроения.
- Высокая чувствительность к качеству перемешивания колоды.
- Необходимость чтения FAQ в дополнение к правилам. :)
Неоднозначные особенности игры:
- Оформление от Эрика Сэби.
- Некоторая стёбность. :)
Техническая информация:
- 200 карт размером 63.5×88 мм (стандартный размер для ККИ). Карты в протекторах нормально помещаются в оригинальную коробку
- Характеристики игры от издателя: 2-4 игрока от 13 лет (на самом деле от 9-10 вполне нормально).
Я насчет Ascension тоже сомневался именно из-за арта, но все-таки купил – и действительно не жалею. Она стала моей первой игрой на декбилдинг и, надо сказать, ужасно понравилась.
ОтветитьУдалитьИ ничего о наличие английского текста в игре, что существенно сократит круг игроков.
ОтветитьУдалитьТам довольно простой язык. Много повторов.
ОтветитьУдалитьИ вообще есть аж 2 варианта перевода карт.
Ну и "говорила мне мама учи английский". :)
Вообще-то наличие английского текста в нелокализованной игре нормально. :) Вот будь его там минимум или вовсе ноль — тогда, конечно, можно было бы это в достоинствах особо числить. :)
ОтветитьУдалитьПроверено практикой. Чурающиеся английского уже во время первой партии всё воспринимают налету. (:
ОтветитьУдалитьПризнаюсь, что мне из своих карточных новинок GOSU больше понравилась, но этот факт не делает Ascension хуже. (: