октября 05, 2010

«Boomtown»: обзор игры

Коробка Дикий Запад такой дикий… а нравы тут такие простые! Бизнес сводится к золотодобыче, а развлечения — к походам по салунам с девочками. Где-то посередине между этим бизнесом и этим развлечением находится некоторое число народных забав, также простых и незатейливых. Ну там, динамитику в чужую шахту подкинуть, или просто ограбить кого. Собственно, вот вам и весь Дикий Запад.

Вот обо всех этих радостях нам и повествуют двое Бруно — Файдутти и Катала. На свой, конечно манер, то есть посредством карточной игры для 3-5 участников. «Бумтаун» даже отметился в списке игр, причастных к Spiel des Jahres ‘05, так что обратить внимание на него стóит… чего мы сегодня и сделаем.

Время партии, по заявкам авторов, составляет 30-45 минут, и это заявление вполне соответствует действительности. Нетрудно понять отсюда, что перед нами чуть более, чем филлер, а это, в свою очередь, означает довольно простые и незамысловатые правила. И вот тут-то есть один момент… но о нём чуть позже.

Игроки в «Бумтауне» — это золотодобытчики, каждый из которых стремится преуспеть более других. Там, где происходит всё это безобразие, имеет место быть пять городишек, вокруг которых натыканы прииски, и именно отсюда всё проистекает.

Как и полагается в честной демократической стране… ой, что-то я заврался… в общем, прииски идут с торгов и достаются тому, кто больше заплатит. Причём торги идут не за конкретный прииск, а за право выбирать первому из всего выставленного на аукцион. То есть каждый раунд открывается несколько карт по числу игроков, и все торгуются. Победитель аукциона первым выбирает себе карту.

Дальше работает довольно изящная механика: уплаченные деньги уходят по кругу игроков направо, а право выбора остающихся карт — налево. Как бы компенсируя друг друга.

А дальше демократия заканчивается и начинается коррупция. :) Как только у кого-то в каком-то городишке оказывается больше всех приисков (но не меньше двух) — этот тип становится местной шишкой (в правилах политкорректно именуемой мэром). Любой другой, кто впредь становится владельцем прииска в тамошних краях, должен платить мэру откат. :) Причём тем больше, чем богаче мэр, всё как в жизни. :)

Прииски потенциально приносят своим хозяевам золото. «Потенциально» — потому что механизм золотодобычи здесь очень схож с «Колонизаторами». В конце раунда бросаются кубики (2d6), и те карты приисков, число на которых совпадает с результатом броска, дают владельцам деньги, количество которых опять же указано на картах. А некоторые карты представляют собой шахты, могущие обрушиться (на результат броска 2 или 12 они подлежат сбросу).

Пылкие девочки с динамитом Осталось сказать, что помимо приисков, в колоде есть и другие карты. Это как раз те народные забавы, что были упомянуты в начале обзора. Можно завести в одном из городков салун, в который будут поступать денежки здешних старателей. Можно проапгрейдить салун девицами лёгкого поведения, которые, как нетрудно догадаться, увеличат выручку. Можно подбросить конкуренту в шахту динамита. Можно прокачать своего мэра до губернатора (×2 к откатам). Ну, в общем, понятно.

Собственно, вот и всё. Игра недолгая, весёлая, с общением и пакостно-манчкинским уклоном. Собственно, геймплей чисто манчкинский: прокачайся по максимуму, столь же максимально облажав коллег-соперников. Конец колоды означает конец игры, а победитель определится по итоговой прокачке с учётом всех факторов (наличка, прииски, мэрские понты).

Теперь буду плеваться. У меня сложилось устойчивое такое ощущение, что г-н Файдутти имеет неиллюзорные проблемы с написанием правил. Например, в «Цитаделях» он натыкал в правила каких-то сбросовых таблиц по числу игроков (да ещё отдельно для базы и отдельно с дополнительными персонажами), хотя принцип влёгкую объясняется парой фраз. «Red November» вообще является образцом того, как не надо писать правила: неясности и дырки в них долго затыкали FAQ-ом, после чего ребятам из FFG пришлось переписать всё с нуля. Та же история и с «Бумтауном»: простая, красивая, изящная механика объяснена каким-то суконно-казённым языком. Вот что хотите говорите, а правила надо писать так, как их написал Влад Хвáтил для «Dungeon Lords»!..

Хотя плюсы игры всё же сильно перевешивают минусы. К оформлению, например, придраться невозможно: очень красивое и идеально подходящее под геймплей. Ну, и раз уж речь зашла о плюсах-минусах, то…

Достоинства игры:

  • Универсальность и семейность. Отлично играется в любой компании, в том числе и с детьми.
  • Отсутствует даунтайм. Тут вообще практически нет ходов отдельных игроков.
  • Много общения.

Недостатки игры:

  • Плохо изложенные правила.
  • Нельзя играть вдвоём.
  • Нестандартный размер карт (см. ниже), для которого нет протекторов.

Неоднозначные особенности игры:

  • Мелкопакостный геймплей таки требует некоторой социальной адекватности и определённой аккуратности при игре с детьми. :)

Техническая информация:

  • Колода состоит из 60 карт. Размер карты 64×103 мм.
  • Характеристики игры от издателя: 3-5 игроков от 10 лет, продолжительность партии 30-45 минут.

3 комментария:

  1. Михаил, сделайте адаптивный перевод, раз там кривые правила ;)

    ОтветитьУдалить
  2. Была такая мысль. Если доведётся ещё в неё поиграть в ближайшее время, то вполне вероятно, что и созрею. :)

    ОтветитьУдалить
  3. А я вот когда переводил правила, как-то не заметил ничего плохо изложенного. Вроде все понятно. А по поводу проблем Боуно с написанием. я как раз недавно комментировал это - Файдутти, составляет правила исключительно на французском, все остальное перевод издателя. А так как во французском, многие слова, не имеют адекватного перевода вообще, очень многое теряется.

    ОтветитьУдалить