Я люблю «Зельеварение». Эта спокойная, неторопливая и чуть ироничная игра мне откровенно нравится. Прошлым летом я сыграл в неё две партии на Эльбрусе, так что теперь со своим экземпляром не расстанусь уж точно — память-с.
«Зельеварение» представлено на BGG, так что если вы просмотрите там мою коллекцию, то увидите его в сáмом конце (транскрипция же, на «Z» начинается). Периодически я слышу удивление по поводу оценок, выставленных мной игре и двум дополнениям к ней — и совсем недавно услышал в очередной раз: «ты странный какой-то, оценил допы ниже самой игры, без них она же чистый пасьянс!..»
Да. Вот именно так я их и оценил. Попробую объяснить, почему именно.
Начну с того, что слово «пасьянс» в понимании хардкорных настольщиков имеет какой-то странный, околоругательный смысл. Вообще-то, если кто не в курсе, многие пасьянсы сходятся лишь при условии правильных действий, просчитанных глубоко вперёд. Есть такие, которые для сходимости требуют ещё и везения, а есть и такие, которые при правильной игре сходятся всегда — но поди ж ещё найди её, правильную игру! Чем, собственно, не настолка для одного игрока?
Тем не менее, если какая-то игра характеризуется как «пасьянс», то в это вкладывается вполне определённый намёк: игра, якобы, практически не зависит от действий игроков, и её ход якобы практически полностью определяется рандомом распределения карт (или чего там у неё).
Не могу не упомянуть здесь ещё один якобы-пасьянс — весьма мной любимые «Затерянные города». Мне доводилось играть в неё несколько раз с такими вот пренебрегающими («фи, па-а-а-асьянс…»). Заканчивалось это тем, что я с треском выигрывал, и мне потом говорили: «да ты ж выиграл чисто из-за того, что со сбросом нахитрил, и вообще повезло тебе». На первую часть аргумента есть резонное возражение «а что, сброс был только одному мне доступен?», по поводу второй замечательно высказался ещё Александр Васильич Суворов: «один раз удача, два раза удача… помилуй бог, а нешто же умение совсем ничего не значит?!»
Сравнение «Зельеварения» с «Затерянными городами» тем более уместно, что есть в них нечто общее. Вот это самое умение нахитрить с общедоступными картами (которые здесь называются шкафом). Способность спокойно выждать, когда там окажутся все нужные ингредиенты, не давая при том соперникам возможности заполучить через шкаф нечто полезное для них из твоих собственных рук… Да и далее в абсолютном большинстве случаев у игроков есть тот или иной выбор действий, так что про полное доминирование рандома — давайте нэ будэм!..
Нет, я, конечно, готов согласиться, что определённая толика смысла здесь таки есть. Ну да, решения приходится принимать намного более простые, нежели в обожаемом суровыми настольщиками хардкоре. Понятно, что это ж вам не «Dungeon Lords»!
Но давайте не будем забывать — простые игры тоже нужны. Очень нужны! Для детей, для новичков… девушки вот обычно составляют довольно специфическую аудиторию. Кстати, девушкам «Зельеварение», как правило, весьма нравится. Да и серьёзным настольщикам время от времени нужно что-нибудь этакое лёгкое.
К чему было сие длинное рассуждение? А вот к чему: дополнения явно пытаются увести игру из той ниши, которую оно занимало изначально, и в которую очень удачно вписывалось. Посему и заслужили от меня более низкую оценку по сравнению с базовой коробкой. Но!
Против «Гильдии алхимиков» мне возразить особо нечего. Здесь этот шаг делается вполне разумно, и если кому-то хочется усложнить игру — с «ГА» они получат самое то. В конце концов, внутренняя логика дополнения ничего не навязывает: не хочешь, так и не связывайся с этим «Великим Деланием». По общему согласию, с ним можно даже не связываться всем одновременно: не раздавать никому карты последовательности, и все дела (хотя тогда не очень понятно, зачем её брать, «гильдию»-то).
В общем, это дополнение неплохо продумано и потому я оценил его всего одним баллом ниже основной игры.
«Университетский курс» — совсем другое дело. Он создаёт полное впечатление поделки, сляпанной кое-как на скорую руку и толком даже не протестированной. И его «шаг в сторону» совершенно нелогичен. Давайте посмотрим.
«УК» построен главным образом на заклинаниях, они составляют его суть. А это уже очень серьёзный шаг в сторону хардкорности: ведь грамотное их применение требует хорошего знания наизусть всех рецептов и их ингридиентов (иначе рассмотрение и анализ всего уже собранного на столе будет тормозить игру неимоверно). А таковых очень даже немало. Причём составы и взаимосвязь рецептур очень умно отпечатаны… на обороте счётной дорожки. Там, где ими ну просто офигеть как «удобно» пользоваться. :) Причём эта диаграмма совершенно нефункциональна: она красива и выглядит мистически-магично, но отслеживать по ней что-то нужное крайне замысловато. Причём и сама счётная дорожка, скажем прямо, довольно убога…
Но самое ужасное в «УК» — это откровенная дырка в правилах. Я играл в это дополнение ровно два раза, оба раза на неё наткнулся, и теперь уже вряд ли когда возьму «УК» для игры. Сейчас расскажу.
Речь пойдёт о «Крупице совести», которую вы видите справа. Карта вызывает огромное недоумение логикой своего действия: это что ж, по мнению создателя игры — кто набрал больше всех очков, тот является самым бессовестным, что ли?!?! Но это ещё цветочки. А ягодки вот.
Представим себе простую ситуацию. Колоды закончились, и «крупица» находится на руках игрока, идущего по очкам… ну, допустим, вторым. Он суёт её лидеру, от которого отстаёт на 1-4 очка, и сам выходит в лидеры. Бывший лидер, в свою очередь, сунет «крупицу» обратно, и чем всё кончится, вполне понятно. Катясь как снежный ком, процесс постепенно затронет всех игроков, которые свалят друг друга «в ноль», угробив все набранные по ходу партии очки.
О чём думал автор, вводя эту карту в колоду — тайна сия велика есть. Карта откровенно глупая и вредная. Ещё раз напоминаю: описанное выше случалось дважды. Из двух партий, сыгранных с «УК». Это не гипотетическая ситуация.
Так что вот вам моё особое мнение по «Зельеварению»: игра отличная, но в дополнениях особенно не нуждается. А если так уж хочется усложнить её — без проблем, «ГА» то что доктор прописал. Но с «УК» лучше вообще не связываться. Или, по крайней мере, сделайте что-то с этой «крупицей совести». Например, выкиньте к чёрту. Или запретите её играть, когда хоть одна из колод истощается. Или разрешите её играть лишь единожды за всю партию.
Примечательная игра, в неё даже успел поиграть Ричард Гарфилд создатель Magic: The Gathering.
ОтветитьУдалитьhttp://rpg.by/index.php?s=6ceb5c3554d55890d1bbc9aa624368a3&act=Attach&type=post&id=540
Жму руку! Мне тоже обычное Зелье большего всего нравится. Доиграли с женой до счета по партиям 150-100
ОтветитьУдалить:-D
Мне показалось, что самая большая дырка в УК все же это Запретный лес + карта изучения заклинаний, благодаря этой комбинации на конечных этапах, когда зверей у всех полно, можно набрать безоговорчный отрыв +40 +60...
ОтветитьУдалитьА крупица, ну получишь один раз - отдавать дальше при её при огромном отрыве нет смысла.
Вот что ответили разработчики на ситуацию с Крупицей Совести:
ОтветитьУдалить"процесс остановится раньше - крупицу нельзя передать, если у тебя на руке только она" (c)
Вообще-то в характеристике "пасьянс" подразумевается иной смысл. Это значит что в игре мало взаимодействия между игроками - каждый играет независимо от других.
ОтветитьУдалитьЯ вот всегда считал что Зельеваренье никакой не пасьянс. Тут взаимодействие зашкаливает.
ОтветитьУдалитьВот именно. Под такое определение пасьянса «Зельеварение» подпадает ещё меньше. :)
ОтветитьУдалитьОчень хороший обзор, спасибо ))
ОтветитьУдалитьМы с женой сделали так: Весь практикум + часть УК + Гильдия = одна колода. Раздается по 6 карт. Сыграть можно только одну карту(т.е. никаких фаз хода.
ОтветитьУдалитьВ плный УК играть совершенно невозможно, заклятий слишком много, например зачем аж 3 крупицы совести, 3 заклятья многообразия, заклятье трансфигурации вообще туповатое, многие заклятья повторяют друг друга:
заклятье познания, всеобщего и магического.
Согласен на счет гильдии: появляется некий смысл вообще в игре. Вчера еще попробовали с таким условием: после филосовского камня игра продолжается. Закончили с хохотом на счете 193 - 194.
Почитав перед игрой в университетский курс страхи про крупицу, сразу начали ее фиксить, те сыграл - удалил из игры, сыграли пару игр и поняли что это не то и решили попробовать по правилам, и как оказалось все с этой картой в полном порядке и все стало на свои места, к примеру при игре в 4 человека, получив крупицу совершенно не выгодно тратить целую фазу хода на то чтоб ее отдать лидеру, лишив его 5 очков, и подвергнуть себя опасности ее получения обратно, это актуально только если ты совсем далеко от лидеров, и ты можешь их натравить друг на друга, опять же это только + балансу, потому что снижается влияния такого фактора как "кому повезло с картами - тот и папа". В конце же игры крупица тайное оружие которое умные игроки играют так, чтоб она оказалось последней картой оппонента, и он ее не мог вернуть обратно.
ОтветитьУдалитьДальше заклятие запретного леса, с одной стороны да, очень сильное может дать сильный скачок в очках, но, это происходит только если уровень игроков сильно отличается, когда игроки опытные, они к такой ситуации обычно готовы, вырываясь в лидеры, можно себя легко поставить под удар той же крупицы совести, или даже двух, и если отрыв стал большим, то и отдать ее будет некому, а она все-таки занимает место в руке, да и чтоб избавиться от нее ход надо тратить, вобщем создает массу неудобств. В итоге же при глубоком понимании механизмов игры, становится понятно что все очень даже сбалансировано, но это понимание приходит после 5+ игр для для тех кто играл много в другие настолки, и 10+ у кого такого опыта мало
ОтветитьУдалитьТеперь мое ИМХО по поводу гильдии алхимиков, она достаточно сильно проигрывает УК, потому что как раз в ней баланса значительно меньше, да и стратегического простора тоже маловато по сравнению с УК, но дабы не холиварить пусть это будет моим ИМХО, кому же все-таки хочется поспорить, всегда рад, пишите torvion@yandex.ru или в скайпе опять же torvion :)
ОтветитьУдалитьА мне кажется, что дополнения немного портят "Зелье"... С ними игра становится более затянутой и вдумчивой, а прелесть оригинала в том, что он тебя затягивает, при этом не загружая.
ОтветитьУдалить