А не спеть ли мне песню… нет, не о любви. Скорее наоборот. Злой я сегодня, и песня будет совсем о другом.
Заканчивается 2012 год, и я хотел бы поговорить об одном из самых больших его разочарований. Разочарование это — позорнейшая история о том, как мы получали цифровой «Доминион» и что получили в итоге, заодно увидев совершенно эпический облом. И о сопутствующих явлениях. Сразу говорю, буду ругаться.
После выхода игры в 2008 году её издателя — компанию Rio Grande Games (RGG) буквально засыпали вопросами и просьбами: ну дайте нам компьютерную версию, ну пожалуйста, ну поскорее, ну когда же?! RGG стабильно отвечало: конечно же, цифровой «Доминион» будет, даже и не сомневайтесь, обязательно, мы работаем над этим… Народ ждал, процесс шёл, они работали над этим…
Первый гром грянул в марте 2010 года — обратите внимание, примерно через год с небольшим подобных заверений. Некто Джефф Тилл создал и выложил в сеть собственную версию игры для РС. Честно говоря, довольно неуклюже реализованную на допотопном Visual Basic 6.0, кто в курсе, что это такое.
Реакция последовала незамедлительно. На BoardGameGeek (BGG) моментально взбурлила всеми своими фекалиями ваккарина — а фекалий в ней оказалось на удивление много. Общий тон тявканья: в то время как мы, не просыхая, из штанов вон трудимся порадовать всех ТруЪ Цифровым Доминионом, этот гад использовал арт из официальной игры и посмел сделать из него что-то коряво-самодельное, ату его, мерзавца!!!111
По ходу дискуссии (как на BGG, так и на других ресурсах) выявилась иезуитская политика RGG: разрешать фэнские реализации лишь в том случае, если они сделаны на высоком уровне. А то, что не соизволило понравиться барину (читай: начальнику RGG Джею Таммельсону) — гнобить нещадно. Так сказать, падающего подтолкни. Вот Келдон Джонс сделал красивую и мощную реализацию Race for the Galaxy (RftG) — ладно, так и быть, одобрим ему, нехай льёт воду на нашу мельницу. А неумеху Джеффа Тилла, который не смог сделать гламурно, давить поганым сапогом!
Джефф вынужден был убрать игровой арт и перевыложить свою игру по новой. Теперь карты были чёрными, и на этом чёрном фоне виднелся голый текст с описанием действия карт. Впоследствии какая-то добрая душа подкинула ему более-менее подходящие по теме рисунки, и приложение стало выглядеть получше (хотя, конечно, ничего общего с исходным видом оригинальных карт уже не было). Появлялись и чужие сборки этой программы с артом из картонной игры.
Эта реализация развивалась примерно полтора года — последняя выложенная версия датируется ноябрём 2011. Интерфейс так и остался неуклюжим, но искусственный интеллект значительно улучшился, а главным достоинством было то, что поддерживались все существовавшие тогда дополнения.
В том же 2011 году нашлись более ушлые ребята. Группа китайцев организовала компанию Sheeta Games и выдала игру «Battle of Gundabad» для iOS, представлявшую собой чистый доминионовский клон — но столь хорошо продуманный, что подкопаться к нему не удалось. Эта «Гундабадская битва» доступна до сих пор, и о ней у меня есть отдельный рассказ. Добавлю только, что существует версия и под Андроид. Всё платное, естественно.
Под Андроид вышла и ещё одна реализация, с гибридным именем «Андроминион». Поначалу это была убогая поделка, играть в которую можно было лишь на смартфонах (на планшетах просто пальцы не попадали в микроскопические кнопки), но впоследствии приложение развилось до вполне приличного уровня и даже обрело русификацию. Судя по всему, этот релиз сделан с официального одобрения RGG, хотя игровой арт в нём и не используется. «Андроминион», в отличие от «Гундабада», бесплатен.
Параллельно в том же 2011 году некто под погонялом «Jarek» выпускает фэнскую реализацию для РС, сделанную под .NET 4.0. Сложно сказать, как он улаживал дела с RGG — вполне возможно, что никак: просто-напросто не ставил их в известность и плевать хотел на их мнение. За что Jarek’a как-то трудно осуждать. Официальный арт он не использовал, а программка у него получилась весьма забавной: при прогрессивной платформе и неплохом искусственном интеллекте совершенно шизофренический интерфейс со множеством вкладок и вспомогательных окошечек. :)
Наступает конец 2011 года, и Таммельсон торжественно провозглашает, что уже нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме… тьфу! Что весной грядущего 2012 года наконец выйдут официальные реализации «Доминиона» и — внимание! — RftG. Народ ликует: труЪ цифродоминиона уже давно заждались, а RftG хоть и есть для РС от Келдона Джонса, но хочется же и для планшетов!
До сих пор всё было как-то ещё терпимо. Но вот приблизилась весна 2012, и начался самый срам.
В конце января некто Кори Хаммер выпустил очередной фэнский релиз. Это был чистый базовый «Доминион» с игровым артом, и был этот релиз сделан не под что-нибудь, а под iOS. При том, что Apple всегда считалась одним из бастионов копирастии.
Ваккарина опять взбурлила говнами на BGG, но на сей раз Таммельсон жёстко заткнул фонтан. Он подтвердил, что Хаммер действительно просил разрешения на разработку бесплатной версии «Доминиона» под iOS и получил его, просто давно это было и успело подзабыться. И добавил: пока не вышла официальная реализация, а это уже буквально вопрос нескольких недель, пусть повисит для всех желающих, а потом уберём.
Народ радостно взбудорожился скорым выходом официалки, а пока что работа Хаммера вполне себе пользовалась успехом. Первые недели его приложение лихо скачивалось — более трёх тысяч раз в день — и не менее лихо игралось. Автор высказал надежду, что если игра будет пользоваться популярностью, то RGG, может, и разрешат её оставить в AppStore, хотя бы в объёме базовой коробки.
Проходит те самые несколько недель, и RGG ошарашивает настольщиков… нет, не обещанными релизами. Информацией о том, что компания отказывается от дистрибуции в Америке европейских игр, в том числе хитов вроде «Каркассона». Официальное объяснение: мы делаем это в пользу собственных разработок, желая развивать такие наши замечательные игры, как «Доминион», RftG и т.п.
Есть с чего ошарашиться. Оно, конечно, бизнесменам виднее, но… Все знают, что развитие «Доминиона» давно скатилось в унылое говно, что готовое и очень ожидаемое расширение «Alien Artifacts» к RftG целый год лежит под сукном… так что подобные заявления выглядят, мягко говоря, неадекватно.
Проходит ещё несколько недель, и наступает уже та самая весна-2012, и вот RGG снова ошарашивает настольщиков. Что, вышли-таки обещанные релизы? Щазззз! Обнародована информация о том, что компания наконец-то выбрала разработчиков, которые эти релизы будут делать.
Становятся очевидными две вещи. Первое: все предыдущие заверения о работе в поте лица были полнейшей брехнёй. Второе: труЪ цифрового «Доминиона» не будет где-то ещё с полгода. Но самое интересное даже не это.
Самое интересное — это выбранный Таммельсоном разработчик. Это никому доселе неизвестная компания Goko. Откуда взялись эти самые гоки — никто не ведает. Ну не числится за ними ничего ни под iOS, ни под Андроид.
Гугление даёт искомую информацию. Оказывается, гоки суть неудачники, несколько раз пытавшиеся поднять какие-то стартапы, но неизменно их сливавшие. Нынешняя их концепция — «делать игры не для платформ, а для людей», и выбрано для этого… HTML5.
Полный фэйспалм. Делать браузерку из «Доминиона» — само по себе решение убогое, если не сказать идиотское. Но пытаться делать под все платформы разом — решение идиотское в квадрате. Давно и прочно известно: «ДЕЛАТЬ ДЛЯ ВСЕХ СРАЗУ — ЗНАЧИТ НЕ СДЕЛАТЬ НИ ДЛЯ КОГО».
Трудно сказать, что толкнуло Таммельсона на такое партнёрство. Было же как минимум три альтернативных варианта.
Можно было пойти к известному разработчику мобильных приложений. Та же студия Playdek давно показала, что умеет делать конфетки из колодостроительных игр. Но это явно вариант не из простых и не из универсальных.
Можно было пойти к ребятам из Sheeta Games — у тех уже готовый гундабадский движок есть, только оформление поменять на оригинальное и чуть-чуть допилить всё в желаемую сторону. Но идти к китайцам, которые уже нарубили бабла на грамотном клоне твоей игры и предлагать им для той же цели ещё и оригинал… Стрёмно, факт.
Наконец, можно было попробовать договориться с кем-то из разработчиков уже готовых приложений. Творение Кори Хаммера, в принципе, почти дотягивало до уровня официалки и имело всё что нужно: там была и сетевая игра, и достаточно внятный искусственный интеллект — разве что визуальное оформление выглядело немного самурайски. Допилить бы его, и всё. Дальше можно было дописывать расширения игры в виде встроенных покупок (самое смешное, что в итоге именно такая маркетинговая схема и была принята). Но и этот вариант имел свои недостатки: как минимум, оставалась неокученной аудитория поклонников Зелёного Ведра, к которой Таммельсон почему-то питает нездоровые тёплые чувства интимного характера… Не говоря уже о разных мутных юридических аспектах.
Почему всё-таки было принято решение о партнёрстве именно с гоками? Судя по всему, это партнёрство представлялось обеим сторонам той самой «сделкой, от которой невозможно отказаться». RGG получало в придворные разработчики амбициозную компанию (должно же этим ребятам хоть с какого-то раза повезти) с многообещающе выглядевшей технологией, позволявшей охватить большую аудиторию, не отстёгивая при том процент всяким гуглям с эплами и ихними плэймаркетами и апсторами. Гоки же получали права на мегахиты из топа BGG с очень высокой ожидаемостью — чего ещё желать для раскрутки? Наверняка не обошлось и без серьёзных финансовых реверансов в обе стороны.
Повторюсь о своей убеждённости: из этой затеи ничего хорошего проистечь не могло. Но убеждённость ещё не есть уверенность, можно и ошибиться. Давайте же посмотрим, что было дальше.
А дальше был май 2012 года, когда Таммельсон выступил с победной реляцией: прототип уже практически готов, я вот его погонял на своих планшетах, это просто чего-то особенного, обалдеть как круто получилось! Видимо, к GenCon'2012 (это середина августа) он уже будет доступен для всех желающих.
Наивные и впечатлительные опять обрадовались, что уже скоро. Менее наивные пожали плечами: ну, поживём — увидим…
Наступает август. Обновляется «Андроминион», хотя всё обновление сводится к появлению информационного окна: по требованию правообладателя развитие приложения останавливается, в дальнейшем возможно исчезновение из плэймаркета. Разработка Хаммера исчезает из AppStore, на сайте у себя он вешает аналогичную информацию: по требованию правообладателя, бла-бла-бла. Однако его игровой сервер продолжает работать, и все установившие у себя приложение могут продолжать играть.
В те же дни раздаётся трубный глас: шестнадцатого августа! К началу GenCon!! Стартует официальная веб-реализация Доминиона!!!
И вот шестнадцатое августа. ЭПИК ФЭЙЛ.
Несколько восторженных сообщений на форумах (поиграл, прикольно, красиво) быстро сменяются потоками недоумения: ничего же не работает, где оно?!?!?!
Гоковский сайт лежит вусмерть. Через пару дней, кокетливо водя ножкой по полу, гоки объясняют: мы это… не рассчитывали, что столько народу придёт. Не выдержали наши бедные серверочки. Звиняйте, если что не так. Мы работаем над этим!
Вообще нет слов. Разработчики, мать их. Профессианалы через букву «а», в жопе ноги. И руки тоже. Запилили браузерку, способную работать исключительно на планшете Таммельсона, а с первого же прихода реальных игроков завалившуюся.
И вот они работают над этим, а на представительском гокосайте, что характерно, висит приглашение другим разработчикам игр. Дескать, приходите в гости к нам, наши надёжные и высокопроизводительные серверы (!!!) с радостью примут ваши реализации игр на нашем SDK…
Вторая половина сентября. По форумам проходят робкие слухи: вроде, заработало! Посещение сервера показывает, что действительно как бы заработало. Почему «как бы»? Ну… на iPad тормозит безбожно, под Зелёным Ведром требует экранного разрешения от 1024×600, которое не у всех планшетов есть, на РС идёт не под всеми браузерами и капризничает при наличии софта против рекламы и нежелательных скриптов. В точности то, о чём я и говорил: сделать хорошо и для всех сразу НЕВОЗМОЖНО.
Проходит несколько дней. Гоки закрывают возможность игры для пользователей мобильных устройств: при заходе на сайт появляется сообщение, что пока только для PC-пользователей, а вы приходите как-то потом. Впрочем, кто запомнил или сохранил ссылку, тот может продолжать пользоваться.
22 декабря наконец рассылается письмо: бета-тестирование цифрового «Доминиона» открыто для всех. По-прежнему с кучей глюков и ограничений, как собственно и полагается браузерке. Чего стоит только отмазка «злой Apple сделал так, что при установке ярлыка на экран наша игра дико тормозит, играйте только из Safari».
И что же мы получили по итогам всей этой крайне срамной истории?
Бесплатно даётся базовая игра, за право пользоваться картами из дополнений требуют денежку. Причём продаются эти карты чуть ли не поштучно. Искусственный интеллект в принципе хорош (я бы его поставил на второе место после «гундабада»), но упёрт в атаки и на излишнем увлечении оными может профукать партию с лёгкостью неимоверной. Играть без интернет-соединения (хотя бы даже и против ботов), естественно, невозможно. Игроки идентифицируются логинами разных социальных сетей. Интерфейс красив, но местами политкорректен до тошнотворности — туда, к примеру, напихана куча негрских аватарок…
Кого это устраивает — добро пожаловать на гокосайт. А нормального цифрового «Доминиона» мы уже, очевидно, не увидим. Радует хотя бы то, что творение Хаммера продолжает оставаться доступным для тех, кто не поленился его скачать… но ведь рано или поздно оно перестанет работать из-за развития и апгрейдов iOS. Есть «Гундабад», но он имеет ярко выраженный агрессивный характер. Самой большой надеждой пока остаётся выход «Tanto Cuore», анонсированный на второй квартал 2013 года. С учётом того, что делать служанкостроение взялись ребята из Playdek, это должно стать лучшей доминионоподобной цифровой игрой.
А для меня вся деятельность Rio Grande Games стала главным разочарованием уходящего года. Есть мнение, что идиоты. ©
Да, бытует мнение, что Джей-то уже не тот, что раньше...
ОтветитьУдалитьЭто называется "собака на сене": будет с голоду подыхать, но и сама не съест, и другим не даст.
ОтветитьУдалитьЖаль, жаль...
так на изотропик же отличный цифровой доминион для ПК...
ОтветитьУдалитьНе соглашусь, мы с женой именно в цифровой только и играем т.к не нужно карты раскладывать все само считается и удобно что хоть с компа хоть с планшета и всегда можно компанию найти. За 37 баксов все дополнения можно купить, разве это много? И причем купив одни комплект второй игрок может с ним играть с другими у кого его нет. Не нравится только что интерфейс не масштабируемый и что бы удивить описание карт нужно на них кликать а так все нормально
ОтветитьУдалитьНа изотопике можно играть с iPad (отлично) и iPhone (чуть хуже). Но только против людей. Goko - срам. Реализаци Хаммера была отличной - быстрой, симпотной. Удивительно, что ее не взли как офиц. приложение.
ОтветитьУдалитьДоброго дня!
ОтветитьУдалитьА можно перепостить эту замечательную статью с указанием первоисточника?
Пожалуйста, отчего ж нет.
УдалитьДекабрьскую версию ещё не пробовал, но августовская дико разочеровала.
ОтветитьУдалитьВ скорости работы на iOS есть положительные изминения?
Благо, до сих пор храню версию Хаммера, которая сразу мне очень приглянулась. Очень жаль, что RGG не может признаться в своей ошибке и отказаться от сотрудничества с Goko в пользу того же Хаммера.
Если запускать из Сафари, то в целом работает без особых тормозов. Если, конечно, в принципе работает, а то иногда оно по непонятным перестаёт реагировать на любые попытки взаимодействия с собой. :)
УдалитьЛично я тоже предпочту поиграть в версию Хаммера, хоть там ИИ чуток послабее будет.
Когда же первый пост в Новом Году?
ОтветитьУдалитьНемного не в тему, но это последняя запись.
ОтветитьУдалитьВы, случайно, в Codefest не участвуете?
Нет. :)
УдалитьА подскажите, что такое изотопик? Хотелось бы поиграть в цифровую версию. причем лучше с ipad
ОтветитьУдалитьhttp://dominion.isotropic.org/
УдалитьНо его уже прикрыли, так что поздно…
Спасибо, Михаил.
Удалить