января 18, 2011

«Witch’s Brew»: обзор игры

Коробка Жили-были ведьмы, и как полагается всяким уважающим себя ведьмам, они — что? Правильно, варили всякие зелья и эликсиры. Вот только ведьмы жили за границей и про российскую игру «Зельеварение» слыхом не слыхивали, а любимой настолкой у них была «Race for the Galaxy»…

Кхм. Нет, кроме всяких шуток! Игра «Witch’s Brew» («Ведьмино варево», или далее для краткости просто «ВВ») — это действительно игра про ведьминскую карьеру на ниве самогоно зельеварения, не имеющая ничего общего с одноимённой российской игрой, зато имеющая некоторое сходство с «Race for the Galaxy» по части механики. Сходство, впрочем, достаточно далёкое, чтобы можно было говорить о заимствовании или подражании.

Вот об этой-то игре мы и поговорим в нашем сегодняшнем обзоре.

Жизнь ведьмы, прямо скажем, нелегка. Конкуренция-с! Ингредиенты для зелий-эликсиров приходится добывать чуть ли не с боем… а даже и добыв — приходится опять же с боем прорываться к котлам, чтобы в них чего-нибудь сварить. Все, ну буквально все жаждут трудиться! Читали «Понедельник начинается в субботу»? Вот и тут примерно то же самое.

С точки зрения игровой механики, ведьминская деятельность представляет собой набор определённых навыков, коих в общей сложности насчитывается двенадцать. Каждый из них обозначен картой, так что все игроки имеют в своём распоряжении по дюжине карт, отличающихся только рубашкой. Ими они заявляют свои действия на каждом ходу. Да, вы правильно уловили сходство с «Галактикой».

Заявки на действияЭти двенадцать карт делятся на четыре группы по три штуки. Зелёные отвечают за добывание ингредиентов, синие — за изготовление зелий в трёх котлах. Жёлтые карты отвечают за конвертацию между деньгами, ингридиентами и победными очками. Три оставшиеся карты (две красные, одна серая) позволяют позволяют получать халяву: красные с других игроков, серая с книги заклинаний. Карты забавно и симпатично иллюстрированы, их приятно держать в руках.

Всего есть три вида ингредиентов-жетонов (по игре это «волчья кровь», «змеиный яд» и «травяной настой», но их вполне достаточно называть просто по цветам), три котла и два шкафа. Эти последние представлены пятью стопками карт, упорядоченными по возрастанию ценности: когда игрок варит чего-то в котле или тащит чего-то из шкафа, он просто берёт верхнюю карту соответствующей стопки и оставляет до конца игры у себя. (Заплатив, разумеется, указанное количество ресурсов!) На двух картах в каждой из стопок изображены вóроны: игра закончится после того, как игроками будут разобраны в совокупности четыре ворона. Кроме того, имеется книга заклинаний (будучи активированными через Чернокнижника, её карты дают игрокам ту или иную халяву), деньги и победные очки в жетонах. Всё это может конвертироваться друг в друга посредством очень интересной механики, и сейчас мы разберём, как именно.

Игра состоит из раундов, для каждого из которых игрок выбирает среди своей дюжины пять карт и оставляет их в руке. Ими он, соответственно, сможет заявить пять действий, вот только — сюрприз! — далеко не факт, что эти пять действий получит. И это первое отличие от «Race for the Galaxy».

Для понимания того, как всё это происходит, важно заметить, что «ВВ» — это игра для сравнительно большого числа участников. Для четверых-пятерых, если быть точным (втроём можно, с использованием игровых «костылей», но это будет не то).

Итак, всё играется по очереди. Первый игрок выбирает с руки карту действия и играет её. После чего очередь идёт по часовой стрелке, и каждый следующий, когда дело доходит до него, обязан сыграть такую же карту, если она у него есть. Если нет, то очередь просто переходит дальше. А вот если всё-таки есть…

Двойственность карты Фишка в том, что функционал каждой карты имеет две градации: основную и урезанную. Каждый (кроме первого) очередной розыгрыш карты в раунде предоставляет её хозяину нелёгкий выбор: заявить основной функционал (тогда предыдущий его заявитель обломится и ничего не получит), либо заявить урезанную версию, сказав «да будет так», и получить меньшую выгоду — а предыдущая заявка останется в силе.

Вот, например, справа карта волчаря (или как там коротко назвать человека, присматривающего за волками?). Основной функционал — даёт три единицы красного ресурса. Урезанный — даёт лишь одну.

Хорошо, если до тебя в этот ход очередь добирается последней. Перебиваешь все заявки и получаешь те самые три штуки ресурса. А если ты, допустим, второй по очереди? За тобой ещё двое или трое. Что выбрать? Можно сказать «да будет так» и взять всего один ресурс. Но гарантированно. А можно заявить «ничего подобного, за волками нынче ухаживаю я!» — и попробовать получить все три. Но вдруг у тех сидящих за тобой такая карта тоже есть? Перебьют ведь заявку! А вдруг нету?! Будет потом жаба душить, что получил в три раза меньше возможного. :) Как хошь, так и выбирай. Твой проблем. :)

Собственно, вот этот выбор между «гарантированно получить немножко» и «есть шанс получить побольше» составляет главную изюминку игровой механики. И в этой двойственности карт кроется второе — главное — отличие «ВВ» от «Race for the Galaxy».

А теперь я проведу между этими двумя играми параллель и ткну пальцем в проблему взаимодействия. Есть оно. Много его! И не только в конкуренции за сделанную заявку. Хотя это тоже, конечно. А суть-то вот: смотри на стол у соперников и пытайся делать выводы. Если кто-то сидит с кучей ингредиентов-ресурсов, то наверняка ведь на следующий раунд оставит себе синих карт. Если у кого-то куча золота — особенно если у тебя! — то наверняка ведь найдутся халявщики, которые возьмут себе карту вора. Думай, блин. Анализируй.

Так вот, в «ВВ» это почему-то довольно очевидно. А в «Race for the Galaxy» почему-то нет. :) Хотя идея абсолютно одна и та же. :)

Но в целом две названные игры непохожи. Партия в «ВВ» проходит оживлённо, бодро и весело, с постоянными диалогами в стиле «Ивана Васильевича» — «Аз есмь царь!». И даунтайм практически не чувствуется: даже если ты отыграл на этот раунд все свои карты, то можно уже выбирать себе пятёрку на следующий… посматривая на стол, конечно, пока остальные там этот раунд доигрывают.

Ну и, раз уж речь зашла о даунтайме, нельзя не упомянуть ещё один бич многих настолок — рандом. Здесь интересно. :) Рандома как бы нет. «Как бы» — потому что всё определяется действиями самих игроков, и «ВВ» относится к числу тех игр, где даже один отдельно взятый участник несознательными действиями может этого сáмого рандома накидать столько, что другим мало не покажется. :)

А вот мы и подошли к подведению итогов…

Достоинства игры:

  • Очень симпатичное оформление.
  • Всего в меру. В меру несложные правила, в меру нетривиальный геймплей.
  • Даунтайм практически не ощущается.
  • Нет рандома, за исключением того, что создают сами игроки.

Недостатки игры:

  • По отзывам — неоправданно большая коробка.
  • Нормально играть можно лишь вчетвером и впятером.

Неоднозначных особенностей за игрой замечено не было.

6 комментариев:

  1. По поводу минусов крайне не согласен.
    1. Коробка только кажется большой. Но, во-первых ее очень удобно использовать в качестве органайзера при игре. Во-вторых есть еще несколько расширений. А вот чтобы точно не помешало, так это подправить формат инлея. Карты в протекторах там не очень хорошо ложатся.
    2. Играли втроем. Тоже нормально. Естественно полностью геймплей раскрывается при игре впятером.
    P.S. Можешь удалять если комментарий если посчитаешь нужным.

    ОтветитьУдалить
  2. Я написал «по отзывам», ибо натыкался неоднократно. И по снимкам меня очень удивило, что ингредиенты сделаны деревяшками вместо гораздо более логичных картонных жетонов. Похоже на раздувание цены. :) А сам я игру видел лишь в ПНП.

    Что же касается игры втроём, то запрет на розыгрыш определённых карт «болваном» — это всё-таки костыли (хотя и довольно удачные). А я пока видел только один пример, когда «болван» ни малейших возражений у меня не вызвал, и это «Dungeon Lords».

    ОтветитьУдалить
  3. Прикольно. А мы в троём по обычным правилам играли без болвана. Тоже неплохо идёт.

    ОтветитьУдалить
  4. Да уж, мне бы в голову не пришло сравнить ее с RftG!

    ОтветитьУдалить
  5. Ну я вот когда объяснял сравнил с Пуэрто-Рико так более правильно.

    ОтветитьУдалить
  6. Мне "Witch's Brew" больше напоминает "Цитадели".

    ОтветитьУдалить