декабря 17, 2009

«Dominion» vs «Race for the Galaxy»: сравнительное впечатление

Эта заметка будет несколько необычной; до сих пор я такой жанр в блоге не практиковал. Но всё когда-нибудь случается впервые…

«Dominion» «Race for the Galaxy» Было так. Однажды по мотивам моего обзора «Race for the Galaxy» (далее для краткости просто “Г” от слова “Галактика”) прозвучал вопрос о сравнении этой игры с «Dominion» (далее просто “Д”). Это произошло вот здесь. Но тогда я по этому поводу ничего сказать не мог, ибо в “Д” не играл. А теперь поиграл и могу, чем сейчас и займусь. :)

Текст будет построен следующим образом. Сначала формулируется  некоторый тезис о сходстве (или, наоборот, несходстве) игр, затем приводится его развёрнутое пояснение. Поехали.
 

1. В обеих играх участники действуют почти независимо друг от друга.

В общем-то, это определяется главной задачей — развиться успешнее всех. В “Г” все строят свои галактические царства по разным уголкам Галактики; в “Д” развивают свои суверенные королевства. Дополнения к базовым играм уже позволяют влиять друг на друга, и в “Д” это выражено заметно сильнее (тамошние пакости такие пакостные)… но всё равно, если вы ищете взаимодействия между игроками, то “Г” и “Д” — не самый оптимальный выбор.

2. Игровая механика совсем разная

“Г” построена как традиционная карточная игра. Есть колода, есть дискард. У каждого игрока есть рука и есть стол. Он (игрок) получает профит с карт, разыгранных на стол из руки. Это можно сказать про великое множество игр.

В “Д” у каждого игрока своя колода и свой сброс. Стола как такового нет. Зато есть резерв карт и глобальный сброс. Рука постоянно сбрасывается и набирается заново. Профит приносят карты, «купленные» себе в колоду из резерва. Механика очень интересная, необычная, и с ней — честное слово! — стоит познакомиться.

3. В обеих играх всё строится на построении цепочек и комбинаций карт

На отдельно взятых картах вы не выиграете ни в “Г”, ни в “Д”. Надо много и с умом комбинировать, в чём и заключаются обе игры. Но механизмы работы построенных цепочек и комбинаций заметно отличаются.

В “Г” однажды составленная на столе комбинация впредь работает гарантированно. Достаточно ли этого будет для победы, и удастся ли её «прокачать» дальше — другой вопрос. В “Д” комбинация карт, купленных себе в колоду, будет срабатывать статистически… или не срабатывать. Смотря как карты из этой колоды — вами же составленной! — будут приходить в руку.

4. Стратегические принципы совсем разные

Главным стратегическим принципом в “Г” является адаптивность. На основе стартового мира и начальной руки вы прикидываете базовый вектор развития, и пытаетесь его придерживаться. Но в зависимости от того, как пойдёт карта, вам практически гарантированно придётся менять свою стратегию.

В “Д” вы прикидываете стратегию, исходя из карт, доступных в резерве. И пытаетесь её придерживаться, в меру необходимости борясь с порядком карт личной колоды. Менять что-то по ходу дела будет, скорее всего, плохой идеей.

5. Обе карточные игры близки к коллекционным, хотя таковыми не являются

В общем-то, этот тезис сам за себя говорит. Как в “Г”, так и в “Д” мы видим большущее разнообразие шикарно оформленных карт со множеством эффектов и возможных взаимодействий. Как в ККИ, легенды игр развиваются в дополнениях.

6. В играх совершенно разный рандом

Он есть и там, и там. Но если в “Г” вы имеете дело с глобальным (одинаковым для всех) порядком карт общей колоды, то в “Д” — с локальным рандомом. Который прямо завязан с работоспособностью комбинационных идей. Ну, правда, в “Д” и колоды «прокручиваются» намного быстрей из-за своих малых объёмов.

7. Игры примерно одинаковы по сложности освоения

Вообще-то, в “Д” правила намного прозрачнее. Они усваиваются гораздо быстрее, чем в “Г” со всеми тамошними фазами и превеликим множеством пиктограмм. Но это совершенно непринципиально, ибо для того чтобы научиться разумно играть, а не просто манипулировать картами, вам понадобится довольно много партий. По сравнению с требуемым на это временем освоением правил можно пренебречь. :)

8. Разная психология процесса игры

Этот тезис можно много чем подкрепить. Например, партия в “Д”, как правило, сопровождается бóльшим общением, нежели партия в “Г”. Или вот, отношение к дискарду. В “Г” карты на руке — это те же деньги, и их там всегда хочется иметь побольше. А в “Д” выбросить из своей колоды несколько карт очень часто бывает даже полезно. Даже если это именно что карты денег! Ну, тут не увидишь в игре — не поймёшь…

Вот примерно как-то так. Возможно, вы заметили, что тезисы о сходствах и различиях я чередовал между собой. Обе игры, действительно, очень во многом схожи, но очень во многом и различны. Главным сходством, впрочем, является то, что и «Галактика», и «Доминион» — это замечательные, великолепные игры, очень даже не зря занимающие свои места в рейтинге BGG (на момент написания этих строк «Доминион» седьмой, «Галактика» двенадцатая).

Хотя лично мне «Race for the Galaxy» таки нравится больше. :) Главным образом по пунктам №4 и №6.

9 комментариев:

  1. Эх... придется все-таки покупать Д, в дополнение к моей Г)

    ОтветитьУдалить
  2. Статье больше года, а она все еще полезна и интересна. Полностью дублирую предыдущий комментарий! ) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Ну и я тоже заказал Д к Г ))
    Осталось протекторов раздобыть...

    ОтветитьУдалить
  4. Ну вот и ещё год прошёл, а статья интересна и полезна :) Спасибо

    ОтветитьУдалить
  5. И еще один =) Статья действительно полезная!

    ОтветитьУдалить
  6. И ещё год, а я всё ещё не купил Д к моей Г.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный3 мая 2017 г., 15:13

    и ещё год, а статья актуальна. Я купил Д, но пока не купил Г.

    ОтветитьУдалить
  8. Игре хреналион лет а я сижу на работе и хочу уже свалить и поиграть наконец!

    ОтветитьУдалить