апреля 20, 2011

«Запретный остров»: обзор игры

Приключенец — это отнюдь не только пресловутое клирик/маг/файтер/вор. Это ведь в прямом смысле искатель приключений, вовсе не обязательно в фэнтэзийном сеттинге (другое дело, что там их найти попроще будет). Вот например, Индиана Джонс из одноимённой кинотетралогии — самый что ни есть приключенец современного разлива. И в обозреваемой игре пойдёт речь о таких же примерно персонажах. И даже в довольно похожих обстоятельствах.

В общем, жила-была древняя и могучая цивилизация, и было у неё много всяких ништяков. В какой-то момент она вдруг перестала жить-быть — обычное дело для могучих цивилизаций — а ништяки остались, маня собой этих самых. Приключенцев, да. Которые, впрочем, при близком знакомстве с наследием той цивилизации тоже, как правило, переставали жить-быть. Обычное дело для приключенцев.

И вот наступила ваша очередь приключаться. Поздравляю, вы попали. На Запретный остров.

Прежде чем вообще что-то обозревать, нужно сразу отметить очень важный факт: игра кооперативная. Конечно, это понятие может включать в себя много чего, поэтому расшифрую подробней: все игроки выступают единой командой против механики, а предательствам и закидонам здесь места нет. Это чистый кооператив, а нравится он вам или нет — решать только вам самим.

«Запретный остров», в общем-то ждали. Были анонсы, были интервью с разработчиком и художником, были превью игрового оформления… Не заметить это название было довольно трудно. А локализовывать  её в России взялся «Стиль жизни» (aka «Игровед»), и это намекало нам на то, что локализация будет высококачественной.

И действительно, к качеству придраться абсолютно невозможно. Жестяная коробочка с тиснением по крышке, красочное полноцветье, внутри удобный вкладыш и замечательные пластиковые миниатюрки… Хотя стоп! Вот о миниатюрках надо сказать отдельно.

Дело вот в чём. Если взять немецкое издание, то там вы обнаружите не жестяную, а обыкновенную картонную коробку. Зато сами приключенцы будут изображаться цветными пластиковыми фигурками, вот такими (фото с BGG):

Страшненькие, ага? :) Ну, бывает. Речь-то не о том. Речь о том, что в других изданиях (англоязычном или вот нашем российском) вместо них в коробочку вложили деревянные «кегли». Хотя фигурки артефактов исчезнувшей цивилизации остались теми же. Зато сама коробочка стала, как я говорил, жестяной.

Решение, я считаю, неудачное. Гораздо лучше было бы включить в комплектацию картонные жетоны с изображениями персонажей, устанавливаемые в пластиковые подставочки — ну, примерно как в «Крагморте» или в «Battlestar Galactica».

Но ладно, что имеем, то имеем. Зато артефакты совершенно шикарные, особенно огненный, из красного прозрачного акрила. Давайте уже перейдём к тому, как всем этим хозяйством распоряжаются в процессе игры.

Хотя приключенцев шестеро, играть можно вчетвером максимум. Из колоды персонажей случайно выбирается соответствующее число карт, и эти-то карты определят состав команды. У каждого персонажа есть своё уникальное свойство: пилот может летать над островом, аквалангист плавать через затонувшие участки, исследователь быстрее передвигается и т.п.

Сам остров создаётся отдельно на каждую игру. Из 24 тайлов он выкладывается по определённой схеме, и в каком месте что окажется — это уж как получится. На тайлах указана начальная расстановка, а некоторые из них связаны с ништяками, которые, собственно, требуется добыть. Всего их (ништяков) четыре.

Суть в том, что остров в ответ на непрошеное вторжение погружается. У каждого участка есть три состояния: нормальное, «частично затоплен» и «утоп с концами». Перед началом экспедиции шесть участков (случайно выбранных) уже затоплены.

Добыть нужно все четыре артефакта, после чего улететь с острова на вертолёте. Всем улететь. Соответственно, проиграть можно разными способами. Не удалось добыть хоть один артефакт (потопли все связанные с ним локации) — проигрыш. Утонул хоть один приключенец — проигрыш. Ушёл в бездну кусок острова с оставленным на нём вертолётом — вы понимаете. Наконец, по достижении определённого момента остров просто разваливается — бульк, и нет острова!

Чтобы этого не допустить, приключенцам приходится трудиться в поте лица. Для этого они бегают по острову и осушают его — только не спрашивайте меня, как они это делают! Это вообще самое труднообъяснимое место в игре. Вот затопило наполовину Огненную Пещеру (я, так и быть, не буду рассматривать проблему парообразования — см. «Таинственный остров» тов. Ж.Верна). Доблестный приключенец прибежал, что-то там сделал (кран закрыл, что ли?), и ВНЕЗАПНО пещера вернулась в своё первозданное состояние. :) Я хочу сказать, что игровая механика явно страдает… хм, отрывом от реальности, и это её слабое место.

При этом правила очень прозрачные и простые — они в два счёта объясняются любому новичку, да и в буклет лазить практически не нужно: вся информация содержится на картах. Что, безусловно, является большим плюсом.

Ладно, поверим, что остров как-то можно «осушать». Помимо этого осушения и беготни, приключенцы добывают информацию о желаемых ими артефактах (карты приходят в конце хода) и делятся ей друг с другом. Как только у кого-то оказываются все необходимые сведения (четыре карты одного артефакта) — он идёт в нужную локацию и добывает его там. Вот, в принципе, и вся механика.

Партия занимает около 30-40 минут. Сложность можно регулировать начальным положением водомера, который определяет скорость затопления острова.

Ещё одной серьёзной претензией к механике является тот факт, что оптимальные действия приключенцев, в общем-то, довольно легко просчитываются. А логика затопления довольно жестока: вероятнее всего тонуть будет то, что уже тонуло совсем недавно. Поэтому в случае проигрыша остаётся неприятное такое ощущение: ты проиграл не по глупости и криворукости своей, а потому что рандом.

Вообще, игра получилась явно и ярко выраженной детско-семейной. Ну, или для совсем новичков. Смотрите сами: здесь и простые правила, и быстрая партия, и полная бесконфликтность, и очевидность основных решений, и большая возможность для родителей влиять подсказками на общие действия. Опять же, очень выражен воспитательный момент насчёт работы командой. Для данной аудитории игра безусловно хороша. Для искушённых же настольщиков — ничего особенного, хотя и очень симпатичный экспонат в коллекцию.

Нельзя не сказать о цене. Вы много видели игр с таким качественным артом, безупречным исполнением, шикарными компонентами, отменной локализацией… и дешевле тысячи рублей? :) Вот, посмотрите. Для семьи с детьми 8-12 лет это отличный подарок, можете даже не сомневаться.

Но в целом я бы охарактеризовал «Остров» как явно переоцененную настолку.

Достоинства игры:

  • Великолепное оформление, исполнение и локализация.
  • Низкая цена.
  • Прозрачные правила.
  • Динамичные партии (для кооперативных игр это часто оказывается важным, чтобы никто из участников не успел заскучать).

Недостатки игры:

  • Деревянные «кегли», которыми обозначаются игровые персонажи.
  • Не особо убедительная привязка механики к легенде (см. выше про «осушение»).
  • Очевидность многих игровых решений в сочетании со специфическим характером рандома.

Неоднозначные особенности игры:

  • Чистый кооператив «один за всех и все за одного».
  • Игра серьёзна, в неё не заложено никакой иронии. Многим это может не понравиться.

Техническая информация:

  • Партия на 30 минут при 2-4 участниках от 8 лет (по заявлению издателя). Можно играть и в одиночку, управляя несколькими персонажами.
  • 58 карт размером 62×88 мм (подойдут стандартные протекторы для ККИ).

6 комментариев:

  1. А мне кегли как раз понравились. (: А вот геймплей -- нет.

    ОтветитьУдалить
  2. "в случае проигрыша остаётся неприятное такое ощущение: ты проиграл не по глупости и криворукости своей, а потому что рандом."

    Абсолютно аналогичное ощущение!

    ОтветитьУдалить
  3. Да, игра для детей и блондинок.
    А как осушение мешками с песком сделано забавно - осушается что угодно и где угодно, прям как по волшебству мешки сами идут и всё засыпают :)

    ОтветитьУдалить
  4. "А логика затопления довольно жестока: вероятнее всего тонуть будет то, что уже тонуло совсем недавно."
    Ну, это очень логичная логика :). И в старшем брате Острова - Пандемии ровно такая же.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный6 мая 2011 г., 11:26

    "в случае проигрыша остаётся неприятное такое ощущение: ты проиграл не по глупости и криворукости своей, а потому что рандом." ... после 50 партий в RftG схожее послевкусье... :)) наигралсо ..

    ОтветитьУдалить
  6. Вот как раз в RftG при проигрыше первым делом клянёшь свою криворукость и невнимательность. :)

    ОтветитьУдалить