ноября 22, 2009

«Railroad Tycoon»: впечатления от игры

Коробка Во времена советского детства одной из главных (если не самой главной) мегаигрушек была железная дорога. Такая, чтоб раскладывалась на целую комнату… причём зачастую процесс её сборки доставлял гораздо больше удовольствия, чем последующая игра с ней. :) Игрушка была статусной, ибо в широкой продаже не имелась, и даже чтобы обзавестись ей по знакомству, требовались (помимо собственно знакомств) немалые деньги. Которые далеко не все родители могли себе позволить.

У меня такой железной дороги не было, хотя при желании я вполне мог бы раскрутить на неё родителей — и знакомства и средства были. Как-то не фанател я по этой теме, хотя к чувствам владельцев относился с полным пониманием. Да и поиграться с ней, будучи у кого-то в гостях, никогда не отказывался.

Вот примерно так же я и отнёсся к предложению принять участие в настольноигровой ипостаси железной дороги. А теперь об этом по порядку.

Ну, прежде всего — игра оказалась достойным преемником железных дорог моего детства. Ибо хоть и не целую комнату, но изрядный кусок её она занимала. :) Одно только поле раскладывается тремя частями более чем на квадратный метр (92×114 см). А вокруг ещё куча полагающихся аксессуаров. То есть это оказалась скорее наполка, чем настолка — большинство нормальных комнатных столов для столь эпической игры слишком мало.

Размещение на полу, естественно, имеет как свои достоинства, так и недостатки. С одной стороны, труднее нечаянно сдвинуть поле и снести выложенные на него компоненты. С другой же cтороны… извините за интимные подробности, задница быстрее отсиживается, и ноги затекают. :)

Играли мы впятером, и масштабы игрища вы вполне можете оценить по следующему снимку:

Игра в разгаре (ближе к концу)

Как видно по этому же снимку, поле представляет собой карту восточного побережья США (это в базовой версии игры; существуют расширения и с другими картами). Это и плюс, и минус игры одновременно… плюс — потому что атмосферно, а минус… об этом позже.

Компоненты игры вызывают восхищение и уважение. Разноцветные паровозики — пакетики с десятками штук! — и маркеры «опустевших» городов в виде элементов железнодорожного ландшафта выполнены тщательно, детально и красиво. Гексы с рельсами дополнительно подчёркивают масштабы игры и аккуратность подхода её создателей (они имеются с разными фонами, дабы при выкладывании в разные места сохранялась расцветка карты, офигеть можно!)… В общем, любители тех масштабных моделей железных дорог не найдут, к чему придраться. А ведь это именно они являются первоочередной аудиторией игры.

А карточки паровозов? Не будучи знатоком, я затрудняюсь сказать, насколько тамошние изображения соответствуют исторической действительности, но могу сказать абсолютно точно — указанные колёсные формулы изображениям соответствуют. :) Так что и всё остальное наверняка в порядке.

Правила оставили смешанные впечатления. Вообще, я в новые для себя игры въезжаю сравнительно медленно, есть у меня такая особенность. По первому кругу объяснений я не понял вообще ничего, причём не я один. :) По второму кругу вроде дошло. Правила там на самом деле несложные, и впредь вопросов почти не возникало — вполне достаточно оказалось памяток из комплекта игры.

Коротко можно сказать так. Правила взяли всё самое хорошее от проверенного временем движка «Монополии», избавившись от самой плохой его составляющей — кубика. Другое дело, что не могло не добавиться чего-то собственного, как хорошего, так и не очень.

Самой неочевидной особенностью правил является победное условие. Набранные на перевозках очки, деньги на руках и выпущенные акции завязаны между собой, и чтобы толком прочувствовать, как именно, — нужно обязательно сыграть хоть одну партию до конца.

Собственно, на этом я и погорел. Затеял строиться в районе Чикаго, где перевозки показались мне выгодными в долгосрочной перспективе; к тому же это отлично совпадало с карточкой цели, доставшейся мне втёмную. В принципе, показалось-то мне правильно… но полное отсутствие опыта не позволило точно оценить затраты на развитие, минимально необходимое для того, чтобы там развернуться. Так что сначала я влез в долги, а это означало выпуск акций в немалом количестве. И понадобилось несколько раундов, чтобы мои дороги позволили получать нормальный доход. Правда, вот тогда-то мой паровозик на счётной дорожке рванулся вперёд чуть ли не с космической скоростью — такого темпа я у других игроков не видел и явно всех удивил. Но ведь и отстал же к тому времени здорово! А игра зашла уже довольно далеко, и для использования так хорошо набранного темпа у меня уже элементарно не оказалось времени. Вот он, конец партии, а вот и подсчёт очков. На счётной дорожке я где-то аккурат между другими, и ещё плюс шесть очков с карточки цели… но акции, акции! Они потянули меня назад, и в итоге я оказался четвёртым из пяти. Ну ладно, хоть не самый последний. :)

Самым слабым местом игры мне, как ни странно, показалась именно здоровенная, географически детализированная карта. Точность точностью, но игра — это всё ж таки не реальная жизнь. И дотянуть дороги до юга восточного побережья шансов немного; для этого надо играть долго. А на севере, напротив, сразу начинается толкотня: там самые короткие расстояния между городами, это отличное место для старта. Хозяин игры подтвердил мне моё предположение, а это означает, что игра может быть немного однообразной.

Другим минусом игры показался мне рандом начального распределения ресурсов. Да, отчасти он позволяет бороться с предыдущим недостатком — двух одинаковых партий не получится — но рандом есть рандом. Иногда при начальном сетапе раскладывается откровенная фигня… и в нашей партии без этого не обошлось. :) В общем, избавились от монополиевского кубика — получили стартовый рандом. Да, это лучше, конечно, чем рандом постоянный, но всё равно… Не айс. :)

При чтении всего вышеизложенного следует, конечно, иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, я вообще не любитель экономических игр, и тот факт, что я здесь восхищаюсь (в общем и целом) одной из них, уже говорит о многом. :) Во-вторых, я таки больше тяготею к «казуальным», более коротким играм. По мне, два часа — это уже довольно длинно, а здесь мы играли 140 минут. Да ещё на полу. Кстати, могу назвать ещё один недостаток сугубо личного свойства: необъятность карты делает затруднительным визуальный контакт с её противоположным краем и тамошними элементами. При моём далеко не идеальном зрении это если и не недостаток, то неудобство уж точно.

Итак, учтите эти личные особенности, и можете нимало не сомневаться — игра очень хорошая. Безусловно. Если, опять же, говорить за себя, то я при новой возможности сыграть в «Railroad Tycoon» соглашусь сразу и без раздумий. Чего и вам рекомендую. Не пожалеете, даже если это игра не вашего любимого типа.

Жалко только, что при мне не было любимой зеркалки с макрообъективом и штатива. Вообще ничего снимающего не было (мобильник не в счёт, это не серьёзно). :) А паровозики и башенки буквально сами просились, чтобы их сняли. Так что вместо компонентов игры (а они, как я говорил, великолепны) можете посмотреть на самые настоящие паровозы. :) Не американские, правда (все кадры были сняты в новосибирском Музее истории Западно-Сибирской железной дороги), но хуже они от этого не стали. Всё-таки паровоз — это один из столпов, на которых построена нынешняя наша цивилизация, а лучшие модели паровозов очень и очень красивы…

3 комментария:

  1. жаль, что фотографий самой игры нет

    ОтветитьУдалить
  2. Ничего не поделаешь, это была партия в чужой экземпляр, своего у меня нет.

    ОтветитьУдалить
  3. Хуже он еще и без фотоаппарата был. :)
    Та фотка что есть моя однако. На мыльницу.

    Кстати ничего не мешает сыграть игру в латинской Америке и заснять процесс.

    ОтветитьУдалить