ноября 01, 2009

«Race for the Galaxy»: обзор игры

Коробка Думаете, это легко — управлять целым галактическим сектором? Можете потренироваться, поиграв в рассматриваемую игру. Поверьте, легко не будет.

Ваше поле деятельности — это множество планет и технологий, определяющих образ жизни на этих планетах. И нужно ведь развиваться, осваивая новые миры. Попутно вводя усовершенствования — прогресс, он-таки не должен стоять на месте.

А планеты такие разные! И у каждой есть какая-то своя изюминка.

Plague World Вот, например, планета, погибшая в результате загадочной эпидемии. Сама по себе, конечно, никакой ценности не представляет (там и жить-то нельзя, и полезных ископаемых нет). Зато она служит неисчерпаемым источником потрясающе разнообразных генетических материалов, за которыми исследовательские центры буквально выстраиваются в очередь.

Pirate World А вот планета космических пиратов. Её так просто к рукам не приберёшь, здесь обязательно придётся драться. Зато в случае успеха у вас окажутся залежи награбленного — предметы роскоши и произведения искусства главным образом. Пираты, они такие штучки любят. И если поискать как следует, то залежей таких на планете отыщется немало…

Lost Alien Battle Fleet А это и не планета вовсе. Это флот исчезнувшей древней космической расы. Но корабли огромные, там может жить уйма народа. И не просто жить: можно ведь откручивать с кораблей всякие запчасти и торговать ими. Артефакты Древних ценятся очень высоко. И сражаться этот флот ещё очень даже может. Так сказать, три в одном: здесь вам и место для жилья, и источник дохода, и боевая сила. :)

Gambling World Планета-казино. Конечно, сама ничего не производит, и цена ей как планете невелика. Зато здесь постоянно бывают всякие богачи, с которыми можно при случае заключить удачную сделку и пристроить им чего-нибудь из имеющихся в вашем распоряжении ресурсов. А можно и натуральным образом выиграть чего-нибудь: это же казино!

В общем, много планет. И все разные. Удачно сочетая их свойства и особенности,  можно получить для своего галактического государства немалый профит. Если с умом, конечно, действовать. А помочь в этом могут всякие технологии.

Кстати, под технологиями здесь понимаются отнюдь не только достижения научно-технического прогресса. Тут тоже много чего есть.

Например, самовоспроизводящиеся роботы очень сильно упрощают колонизацию планет… но только мирных планет. Для воинственных миров придётся прибегать к чему-то другому. Скажем, сформировать корпус звёздного десанта. Или обратиться к профессиональным военным, чтобы те за плату разработали вам тактический план для данного конкретного случая. Но план — это на один раз, а корпус десантников можно использовать и для будущих завоеваний…

Replicant RobotsSpace MarinesNew Military Tactics

Galactic Imperium Если же завоевания планируются в широких масштабах, то имеет смысл заключить договор с Галактической Империей. Эти ребята весьма охотно предоставляют военную помощь против мятежных планет. И не только. Имперцы, прямо скажем, больше всего ценят тех правителей, которые много и успешно воюют. А если вас за это высоко ценят имперцы — то и всем другим волей-неволей придётся с вами считаться. :) Такая вот политика.

Trade League Но, может быть, вы предпочитаете не воевать, а торговать? Нет проблем, вступайте в Торговую Лигу. Там вам помогут пристроить ваши товары повыгоднее. Ну и, опять же, чем выше ваш авторитет в этой организации, тем выше статус в Галактике…

В общем, вы уже поняли. Игра представляет собой мощный симулятор стратегического развития с огромным набором возможностей: вышеприведённые примеры — это лишь капля в море. Причём автору (а игру создал Том Леманн) удалось построить очень интересную и сбалансированную модель государственно-военно-промышленного комплекса.

Кроме шуток: начав играть, вы быстро поймёте, чем чреват тот или иной перекос экономики, и вам придётся научиться его исправлять. Или не научиться… но тогда неизбежно будете проигрывать.

Вы поймёте, что планеты и технологии (имея, конечно, собственную ценность), важны не сами по себе, а в комплексе. Чтобы достоинства одних компенсировали недостатки других, усиливая весь комплекс в целом. Сунь-Цзы, наверное, был бы от игры в восторге, ибо она великолепно учит сочетать полноту и пустоту в построении выигрышной стратегии.

Механика игры чисто карточная (помимо карт, используются лишь жетоны-счётчики победных очков), и сразу стóит сказать, чего в игре нет. В ней нет бумажных денег, кубика и пресловутого «кинь-двинь», набившего оскомину со времён «Монополии» (не к ночи будь помянута).

Зато есть широчайшее поле стратегических инициатив и необходимость в куче навыков. Здесь нужно уметь мгновенно адаптироваться к изменению ситуации. Делать нелёгкий выбор среди нескольких вариантов развития, жертвуя одними ради других. Справляться с потоком информации (через руки игрока постоянно проходит множество карт, которые там практически не задерживаются: чтобы разыграть одни, приходится сбрасывать другие). В идеале нужно ухитряться присматривать за действиями других игроков, пытаясь как-то прогнозировать их действия и обращать эти прогнозы себе на пользу. Последнее, кстати, самое сложное…

Механика игры, если не вдаваться в пересказ правил, довольно логична и внятна. Каждый ход может состоять из нескольких фаз — максимум пять. В первую фазу игроки могут пополнить из колоды запас карт на руке. Во вторую и третью — разыграть карты из руки на стол (технологии во вторую фазу, планеты в третью). В четвёртую — обменять свои товары-ресурсы на новые карты и победные очки. Ну, а в пятую фазу эти самые товары-ресурсы производятся.

Хитрость в том, что каждая фаза может сопровождаться для игрока бонусами и штрафами, которые определяются свойствами уже сыгранных на стол карт и их комбинаций. Они описываются значками-пиктограммами, которыми усеяны карты… и которые поначалу здорово сбивают с толку новичков. Потом-то приходит понимание того, как внятно и чётко продумана эта система, но это потом.

Фазы хода выбираются самими игроками — тайно и одновременно. Для этого служат специальные карты, набор которых раздаётся каждому перед началом игры. Наборы у всех однотипны, и если один игрок заявил некую фазу, то она же будет иметь место и для всех остальных игроков. Но! Заявивший получит в эту фазу определённый бонус: дешевле введёт в игру технологию, получит больше очков за освоение ресурсов и т.п. Все эти бонусы тоже обозначены на картах теми же пиктограммами.

Кстати о картах. Их дизайн и арт великолепны. В принципе описанной механикой можно было бы промоделировать любое военно-экономическое развитие: хоть древних цивилизаций, хоть нынешних… Автор в данном случае выбрал фантастико-футуристическую тематику, а художники и дизайнеры постарались на славу. Картами буквально можно любоваться.

И ещё кстати. В послесловии к правилам Том Леманн говорит, что игра во многом выросла из «Битвы за звёзды» («Duel for the Stars») — коллекционной карточной игры, которую он когда-то разрабатывал, но в тираж она так и не пошла. Честное слово, эти корни чувствуются. Начать с того, что разнообразие и комбинационность карт очень похожи на то, что мы привыкли видеть в мире ККИ. Дополнения (на момент написания этой статьи их два) образуют чётко выстроенную сюжетную линию, логике которой следуют вводимые в колоду карты. Ну и, наконец, уже в первом дополнении вводится вариант правил с драфтом, когда каждый участник набирает себе мини-колоду и играет только ей…

«Высшим пилотажем» игры является умение спрогнозировать, какие именно фазы заявят на нынешний ход соперники, и обратить это себе на пользу. Отсюда вытекает интересная особенность.

Изначально «Race for the Galaxy» рассчитана на 2–4 игроков (расширения позволяют довести их число до 6). Но чем больше участников — тем, естественно, сложнее уследить за всем и делать адекватные предположения о чужих намерениях. Тем более рандомным становится процесс. Лучше всего играть вдвоём или втроём, причём для двоих предусмотрены дополнительные карты выбора фаз, позволяющие усложнить игру и сделать её более острой, «дуэльной».

Весьма желательно помнить ключевые карты колоды с их возможностями применительно к различным стратегиям. Это, кстати, не такой уж и большой объём информации. Но всё равно новичку легко не будет. Сразу следует иметь в виду — «Race for the Galaxy» относится к той категории игр, в которых настоящее понимание приходит только после определённого числа сыгранных партий. Обычно шести-семи. И конечно, крайне желательно, чтобы в этих первых партиях рядом был опытный игрок, способный в случае чего подсказать-объяснить. Хотя этому опытному игроку никак не позавидуешь: чтобы не взбеситься от новичковых вопросов (а они с неизбежностью будут повторяться, я это гарантирую), надо иметь поистине ангельское терпение. :)

Давайте подводить итоги. Игра сложная, вдумчивая, но чертовски красивая и интересная. Честное слово, она стоит того, чтобы распробовать её как следует.

Достоинствами игры я назову:

  • Великолепный арт и дизайн карт. Кстати, не удивлюсь, если для разработки системы обозначений автор консультировался с психологами-эргономистами.
  • Одновременность хода всех игроков. Не нужно скучать в ожидании своего хода.
  • Компактность хранения. В уложенном состоянии игра занимает очень мало места (если без правил и памяток).
  • Широчайшее поле возможных инициатив и интенсивный поток карт через руки. Возможность повторения партий абсолютно исключена, и даже в рамках идеологически одинаковой стратегии вам придётся каждый раз играть по-разному.
  • На высоких уровнях овладения игрой — возможность прогнозирования действий соперников и извлечения из них выгоды.

Недостатками игры можно назвать:

  • Реальную сложность механики со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  • Необходимость предварительных действий при подготовке партии: раздать карты выбора фаз, отсчитать жетоны очков, выбрать-разобрать стартовые миры и замешать потом их остаток обратно в колоду.
  • Тот факт, что для игры требуется много места. У каждого игрока на столе может быть до 13 (с расширением — до 14) карт, поверх которых могут класться другие карты. Плюс жетоны победных очков, плюс карты выбора фаз (которые бóльшую часть времени лежат на столе), плюс до 10 карт руки. Да ещё в центре стола остаток жетонов очков, колода и сброс. А с расширением — ещё и жетоны целей. А со вторым расширением — ещё и счётчики военной мощи. В общем, понятно.
  • Сильное возрастание рандомности с увеличением числа игроков.
  • Проблематичность успеха без удержания в памяти особенностей карт.

В зависимости от предпочтений игроков, как достоинствами, так и недостатками могут оказаться:

  • Тот факт, что игра лучше всего идёт с 2-3 игроками.
  • Абстрактность и сложность комбинационных цепочек, связывающих разные карты.
  • Довольно высокие требования к адаптационным способностям игрока в быстро меняющейся ситуации.

Напоследок позволю себе один совет. Добавьте к игровому комплекту счётную дорожку очков и отмечайте на ней текущие достижения игроков — те, которые обеспечиваются только картами стола. Сыграв на стол очередную карту, сразу же продвигайтесь по дорожке с учётом всех эффектов. Поверьте, это имеет смысл. Во-первых, в игру добавится психологии: сразу будет видно, что кому-то приходится догонять, кому-то удерживать преимущество и т.п. Это добавляет того самого взаимодействия, на якобы недостаток которого игре пеняют некоторые рецензенты. Во-вторых, так будет намного проще и быстрее финальный подсчёт очков. Неплохо также чем-то отсчитывать свою военную мощь (во втором дополнении средства для этого вводятся в комплект игры).

И ещё совет: обязательно обзаведитесь первым дополнением к игре. Второе дополнение — это уже на любителя, а вот первое категорически рекомендуется. Ибо делает игру сильно интереснее.

P.S. Кому-то может показаться, что я уделяю «Race for the Galaxy» очень много внимания. Ничего не поделаешь, для меня она пока является главным открытием 2009 года. Ну, а кроме того… вы только не падайте со стульев. :) Этот обзор в какой-то степени приурочен к появлению локализации игры в новосибирских магазинах. :) Да-да, это произошло только сейчас. Полуторамиллионный, блин, город, входящий в пятёрку крупнейших российских городов…

3 комментария:

  1. super! aktyaliziroval raskaz pod kazdoj kartinkoj.

    ОтветитьУдалить
  2. почему бы не составить учебник по этой игре также как, например, по memoir 44

    ОтветитьУдалить
  3. высококлассный обзор! молодчина!

    ОтветитьУдалить