ноября 03, 2009

«Bang!»: обзор игры

Игра в упаковке Когда-то, в 1960-е годы, бравые итальянские киношники во главе с доном Кор… пардон, Серджио Леоне показали всему миру, что жанр вестерна отнюдь не мёртв, и американцы — родоначальники жанра — его просто готовить не умеют. Лет сорок спустя (то есть уже в нынешнем веке) другой горячий итальянский парень Эмильяно Скьярра продемонстрировал, что тот успех вовсе не был случайным.

Представьте себе небольшой городок на Диком Западе, коих там без числа. В салуне сошлись несколько человек — все из совершенно разных мест, все абсолютно незнакомые друг с другом. Один из них в своём родном городе является шерифом (этого-то видно сразу, у него на куртке звезда). А остальные… чёрт его знает, кто они. Есть среди них бандюки, есть депутаты (эта должность на русский язык традиционно переводится неуклюжим словосочетанием «помощник шерифа»). А есть полный отморозок, живущий по принципу «всех убью, один останусь!» Не нужно быть пророком, чтобы уверенно сказать: в такой атмосфере очень быстро страсти накалятся и раздастся звук первого выстрела — бах! Тот самый звук, который передаётся английским междометием, вынесенным в название игры.

Воплощать сюжет на сей раз придётся не на экране, а за игровым столом. Но менее увлекательным он от этого не станет, поверьте. Перестрелка очень быстро охватит весь город, и в ней примет участие ещё множество народу: от бармена в салуне до городских бл…удниц и вездесущих индейцев (как же без них-то). Всё, что подвернётся участникам под горячую руку — от магазинчиков до мимоезжих дилижансов — с большой вероятностью окажется разнесённым вдребезги пополам. Ну, а кто есть кто — выяснится по ходу дела. Может быть.

Итак, перед нами бесшабашный карточный вестерн с тайными ролями. Задача шерифа — убить бандитов и отморозка (который в оригинале «renegade», а в p’n’p локализациях либо «предатель», либо «маньяк»). Задача бандитов — кокнуть шерифа. Задача депутатов — не дать им это сделать, плюс помочь шерифу в его миссии.  Задача отморозка — поубивать всех и остаться последним (не иначе, «Горца» насмотрелся :) То есть, налицо как бы три стороны: закон, беззаконие и произвол. Так сказать, «Хороший, Плохой, Злой» (ах, какой чудесный фильм! Не смотрели? многое потеряли…)

Хороший   Плохой   Злой

В картах и способах их применения можно усмотреть некоторое сходство с карточными «Манчкинами». Здесь тоже есть карты свойств персонажа, карты шмоток и одноразовые карты действий. Правда, на этом сходство и закончится. Потому что из трёх карт персонажа две лежат втёмную, шмотки переходят между игроками и сбросом с лёгкостью неимоверной, и драться нужно не с монстрами виртуального подземелья, а между собой. Причём не зная наверняка, кто есть кто. И практически не имея возможности помочь другому, даже если точно знаешь, что вы на одной стороне.

Карта личности и её рубашка-счётчик Давайте об этом чуть подробнее. Игра начинается с того, что все получают карту роли: шериф, депутат и так далее. В открытую её кладёт лишь шериф. Затем все получают по карте личности. Эти лежат открыто и представляют свойства конкретного человека, кем бы он там ни оказался по игре. И потом ещё по одной карте личности, у всех втёмную. Обычно эта третья карта используется лишь для отсчёта живучести, но в определённых условиях может и заменить открытую личностную карту.

Шмотки есть шмотки. Они либо помогают против других, либо мешают чужим действиям против тебя. Значительную часть шмоток составляют карты оружия, определяющие дальнобойность игроков. Ибо стрелять можно не куда попало, а лишь туда, докуда дострельнёт твоя пушка. :) Есть всякие мустанги, на которых можно гарцевать верхом, сея по пути смерть и разрушение. :) Много чего есть. Но особенно доставляет динамит.

Динамит в игровой механике реализован совершенно по-мультяшному. Как только кто-то поджигает фитиль, все начинают с вытаращенными глазами перебрасывать адское изобретение друг другу. :)  И когда ему вздумается рвануть — неведомо решительно никому. Взрыв же практически гарантированно отправит на тот свет игрока, который в тот момент держал динамит в руках. Однажды у нас динамит обошёл весь стол почти на два полных круга, и участники с восторгом следили за каждой проверкой «взорвётся ли?» Гарантирую, что появление динамита в игре вызовет море положительных эмоций. :) 

Главные аргументы Дикого Запада Среди карт одноразовых действий главную роль играют две: «Бах!» и «Промах!». Это именно с их помощью происходит перестрелка. Также важна карта «Пиво», позволяющая подкрепиться в прямом и переносном смысле. Все прочие — это события, позволяющие получать или терять карты, вызывать участников на дуэльную перестрелку, как-то влиять на всех игроков разом и т.п. Все действия описываются с помощью очень простой и понятной системы обозначений (для новичков предусмотрены памятки, но необходимость в них отпадает очень быстро).

Памятка с обозначениями

Сами карты очень приятно иллюстрированы. Манера иллюстраций напоминает эскизы художника-постановщика при подготовке съёмок фильма. Текст на картах двуязычный (итальянский + английский), что также ассоциируется с кино: похоже на фильм с субтитрами. В общем, дизайн игры отменный. Рубашка карт личности заодно является счётчиком жизни: двигая по ней другую карту, вы открываете число патронов, соответствующее числу оставшихся хитов.

Упаковка игры — отдельная песня. Скажем так… когда я поиграл первый раз в p’n’p версию игры, я сказал себе, что хочу иметь в коллекции её фабричную версию. Когда я увидел фотографии издания игры под названием «Bang! the bullet!» — я сказал, что заполучу это обязательно. :) И заполучил.

Это действительно пуля, господа! Делюксовое издание упаковано в цилиндрическую жестяную коробку в форме пистолетного патрона. Внутри имеет место быть пластиковый вкладыш-держатель для карт. Издание включает в себя базовую игру, три расширения (о них чуть ниже) и значок-звезду шерифа. Но значок ерундовый, его явно добавили лишь с одной целью: разместить что-то в узкой части упаковки. :) Шикарная вещь, словом. Украсит любую полку, хотя и не очень практично для переноски. :)

Открытая упаковка с игрой

Теперь о расширениях. Их три.

«Dodge City» добавляет в игру новые карты. Основным изменением в механике являются одноразовые шмотки. Они вводятся в игру как обычно, но их эффект сопровождается сбросом карты. Причём его можно задействовать не в тот ход, когда шмотка была сыграна, а только позже. Скажем, здоровенная шляпа-сомбреро. Можно высунуть из-за угла — противник купится на обман и шмальнёт по ней. Но шляпа от этого придёт в негодность. :) Ещё одно новшество: стало возможным играть ввосьмером (базовая версия рассчитана на 3-7 игроков).

«High Noon» и «A Fistful of Cards» похожи между собой. Это наборы карт долгосрочных событий. Например всем внезапно попёрла удача, и всё проверки оканчиваются в благоприятную сторону. Каждый раз в свой ход шериф зачитывает очередное событие с карты, и оно действует до его следующего хода. Он же решает, какое из двух расширений будет использоваться в данной партии (можно и оба сразу — тогда берётся по несколько карт из каждого и они смешиваются). В целом расширение «A Fistful of Cards» более жёсткое, и события там покруче.

Некоторые из событий расширенной игры довольно радикальны. К примеру, может произойти смена личности: каждый игрок вправе поменять между собой личностные карты, лежащие у него втёмную и открыто. Или убитый персонаж может оказаться недобитым и вернуться в игру.

А вот здесь нужно поговорить о персонажах, их целях и стратегии. Вообще игра заканчивается сразу, как погиб шериф либо последний из «нехороших». Если после гибели шерифа живым остался только отморозок, то он и победил; в противном случае победили бандиты (пусть даже кто-то из них — или даже все! — тоже уже на том свете). Гибель всех «нехороших» означает победу стороны закона (шерифа и депутатов).

Как нетрудно догадаться, самая нетривиальная задача у отморозка, и это от его действий во многом зависит увлекательность игры. :) В целом он просто вынужден поначалу помогать стороне закона, ведь добиться своей цели он может исключительно одним способом: сначала остаться с шерифом один на один, затем одолеть его. Отсюда вытекают интересные соображения в зависимости от числа игроков. Например, вшестером играют: шериф, депутат, три бандита, отморозок. Если сразу не помочь шерифу, то бандюки втроём его одолеют без особого труда. Аналогично при игре вчетвером (шериф, два бандита, отморозок). А вот если всемером (шериф, два депутата, три бандита, отморозок), то можно и депутата пришить для начала. А ввосьмером вообще интересно: шериф, два депутата, три бандита, два отморозка. И каждый отморозок должен поубивать всех остальных! Вариант для троих (депутат, бандит, отморозок, и все в открытую) самый неинтересный, он годится лишь для знакомства с правилами, да на крайний случай — если не удалось набрать компанию.

Вот мы и подошли к заключению обзора — перечислению достоинств-недостатков игры. Сформулирую так.

Достоинства:

  • Очень простые правила, порождающие весёлый и увлекательный процесс.
  • Для игры не требуется много места.
  • Ходы быстрые, задержек и пауз не будет. Партии тоже довольно быстрые.
  • Атмосферный характер игры (неизвестность ролей и бесшабашность драки в салуне).

Недостатки:

  • Как все агрессивно-взаимнопакостные игры с ярко выраженными отрицательными ролями, требует определённого уровня социальной адекватности участников.
  • Игрокам, чьи персонажи убиты, нечего делать до окончания партии. Вероятность вернуться в игру при использовании расширений есть, но она крайне невелика. А вернуться и остаться в игре — вовсе ничтожна.
  • Играть меньше чем вчетвером невозможно или практически не имеет смысла.

Неоднозначные особенности игры:

  • По-хорошему, нужно играть несколько партий подряд. Чтобы разные игроки попробовали разные роли, иначе не так интересно.
  • Почти полное отсутствие средств помощи другим игрокам.

Рекомендую. При отдалённом сходстве «Bang!» намного лучше карточных «Манчкинов», столь популярных в России (не перестаю удивляться, почему).

5 комментариев:

  1. >>>есть депутаты (эта должность на русский язык традиционно переводится неуклюжим словосочетанием «помощник шерифа»).

    По-моему, ничего неуклюжего в нем нет. Да и, кроме того, это и в американском оригинале словосочетание - deputy sheriff. :) Вот «депутат» звучит в данном контексте именно что неуклюже.

    А «Манчкины» популярны в России, я думаю, потому, что веселы, просты, но при этом не вызывают зевоты и дешевы. Кроме того, они продаются у нас, а Bang! – нет. Этот фактор я бы не стал сбрасывать со счетов. :)

    Очень классный обзор, спасибо вам. Уже решил купить себе эту игрушку, а теперь только утвердился в своем выборе.

    ОтветитьУдалить
  2. Ага, а еще в них можно играть в троем. Единственное преимущество у Bang! в том что при увеличении количества игроков ходы не затягиваются, и новичкам быстрее объяснить правила.

    ОтветитьУдалить
  3. Хороший обзор, но инглиш страдает, перевод Deputy Scheriff как депутат это что-то с чем-то, еще и загон на тему неправильного перевода "помощник шерифа" при том как это единственно верный вариант. Руская локализация предлагает вариант "мирный житель", что не соответсвует действительности, а скорее всего пришло из игры Мафия, поскольку бенг чем-то похож на нее.

    ОтветитьУдалить
  4. Подскажите по расширению High Noon и A Fistful of Cards. Не понимаю правила - их нужно замешивать в основную колоду, или они лежат отдельно? если отдельно - Шериф обязан в свой ход использовать одну карту из этих колод, либо может не использовать.
    Заранее большое спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. Лежат отдельной колодой, и шериф ОБЯЗАН открывать в свой ход одну карту наугад. События действуют на всех, в том числе на самогó шерифа.

    ОтветитьУдалить