Придумать совершенно абстрактную, и при этом по-настоящему увлекательную игру — задача, прямо скажем, не из лёгких. Райнер Книзья является одним из немногих гейм-дизайнеров, которые решать такие задачи умеют.
Объективности ради нельзя не упомянуть, что далеко не всем такие игры по вкусу, и по адресу упомянутого автора не столь уж редко звучат реплики, что он-де только такие игры и может придумывать. Но речь сейчас не о том. Описываемая игра «Затерянные города» за десять лет своего существования получила с полдесятка игровых премий, и этим сказано достаточно.Игра, скажем так, сюжетно-бессюжетная. То есть сюжет заявлен, но без него вполне можно обойтись. Более того, если бы в обычной карточной колоде было не четыре, а пять мастей — то можно было бы играть обычными картами с полным сохранением механики.
По версии автора, речь идёт об устройстве экспедиций в укромные уголки планеты. Таковых уголков всего предлагается пять, а успех экспедиций определяется количеством выложенных карточек. Карточки пронумерованы, и выкладывать их можно только по возрастанию (отважные путешественники не поворачивают назад!). Перед отправлением можно заключить пари на предмет успеха, и если таковой будет достигнут, то экспедиция принесёт дополнительную прибыль. Но если успеха не будет — пари проиграно, и за это, конечно, придётся расплачиваться. Никто не мешает соперничающим игрокам отправляться в одни и те же места, соревнуясь между собой.
Весь игровой реквизит состоит из 60 карт пяти цветов. В каждом цвете по 12 карт, из которых три — это карты заключения пари (да-да, их можно заключать и несколько разом), а оставшиеся девять — собственно карты успеха, пронумерованные от “2” до “10”. И ещё игровое поле для удобства раскладки.
Оформление карт, кстати, имеет изюминку. Если взять один цвет по возрастанию номинала, то можно увидеть, что изображение на каждой последующей карте чуть сдвинуто по отношению к предыдущей. Выложить их одну на другую, совмещая картинки — и получится извилистая цепочка с неким найденным артефактом в конце…
Игровое поле, в принципе, не является необходимым. Но с ним удобнее, и оно помогает игрокам упорядочивать разложенные карты. Как вы уже, наверно, догадались по фотографии слева, «Затерянные города» являются дуэльной игрой — на двух, и только на двух игроков. Есть, впрочем, расширение правил на четырёх игроков при двух игровых комплектах, но это уже не то.
«Города» могли бы быть заурядным пасьянсом на двоих, если бы не одно «но». Ключевым моментом игры — который, собственно, и делает её игрой, — является механизм работы со сброшенными картами. Правило «если игрок не хочет или не может сыграть карту, то он должен положить карту в сброс» не является новым. Но! Здесь карты разных цветов кладутся в разные стопки сброса (это как раз для них предназначено поле) и в конце своего хода игрок имеет выбор, откуда вытянуть карту: из колоды или сброса (верхушка любой стопки на выбор; нельзя только забирать назад свою только что положенную в сброс карту).
Это открывает перед игроками очень даже немаленькие возможности:
- есть шанс вытащить из сброса нужную карту, неосторожно помещённую туда соперником (чрезвычайно интригует в начале партии!);
- позволяет временно убрать карту из руки и потом вернуть её назад (главное — просчитать поведение соперника, чтобы он не забрал её себе!);
- позволяет потянуть время в конце партии, чтобы завершить свои экспедиции (за счёт того, что берётся отстой из сброса, а остаток колоды при этом не уменьшается).
Всего одно маленькое правило выбора — и примитивный пасьянс разом превращается в активное противостояние с сильным психологизмом и далеко идущими расчётами! Соответственно, у разных игроков будет совершенно разный стиль игры.
Чтобы всё это прочувствовать, достаточно пару раз попробовать, благо сделать это очень легко. На FlexGames и YourTurnMyTurn можно попрактиковаться против компьютера, ну и, разумеется, BrettSpielWelt (там, правда, только против реальных оппонентов).
В России игра локализована «Звездой», качество локализации ни малейших нареканий не вызывает.
Резюмирую вышесказанное.
К достоинствам игры можно отнести:
- невысокую цену;
- простые правила (время на освоение — 5 минут);
- психологию активного противостояния без скатывания в агрессию.
К недостаткам я бы отнёс:
- громоздкость предлагаемого игрового поля;
- дуэльный характер — это игра не для компаний; семейной её тоже назвать нельзя.
Как достоинством, так и недостатком игры (вам решать!) можно назвать тот факт, что она весьма интенсивно грузит мозги. :)
Don't miss your chance to play Lost Cities online for free on Happy Meeple platform: http://www.happymeeple.com/en/
ОтветитьУдалить