июня 17, 2009

«Arne Total»: ПРАВИЛЬНЫЕ правила!

Как и обещал, я подготовил нормальный перевод оригинальных правил столь полюбившейся мне игры «Arne». Кое-где в текст синим курсивом добавлены мои собственные вставки по вопросам, которые в игровой практике оказались неочевидными, но важными и полезными.

Недоразумения выяснялись по сверке английского текста правил с немецким, а также их сравнению с правилами выпуска «Arne Classic». В качестве приложения я составил таблицу карт в разных вариантах игры — как показал опыт, крайне полезно знать, сколько и каких чёрных карт содержит колода!

Использование красного шрифта, а равно и жирного, полностью следует оригиналу правил. То же самое относится к подчёркиванию.

ARNE Total. Правила игры.

Содержимое игрового набора: 150 карт, правила.

Первая игра.

Если вы играете в ARNE первый раз (учебная партия), то возьмите только следующие карты:

  • для 2 игроков — карты, в центре которых изображена звезда и присутствует цифра “1”.
  • для 3-4 игроков — карты, в центре которых нет звезды, но присутствует цифра “1”.
  • для 5-6 игроков — все карты, в центре которых присутствует цифра “1”.

В учебной партии на 5-6 игроков некоторые цвета будут сбалансированы чуть-чуть иначе остальных. Впрочем, от учебных партий и не ожидается объективных результатов.

Пожалуйста, изучите прилагаемые карточки с примерами, как можно и как нельзя играть в ARNE.

ARNE на 2 игроков: пользуйтесь всеми картами со звездой в центре.

ARNE на 3-4 игроков: пользуйтесь всеми картами, в центре которых нет изображения звезды.

ARNE на 5-6 игроков: пользуйтесь всеми картами.

Цель игры. Начало.

Цель игры.

Выберите цвет. Есть два основных способа играть в ARNE: набрать больше всех очков к моменту завершения колоды (обычная игра), либо набрать меньше всех очков (поддавки). Это делается выкладыванием карт очков на стол игроком, цвет которого совпадает с цветом карт. Карты очков кладутся рядом одна с другой (не друг на друга). Запомните, что в игре есть белые и чёрные карты. В свой ход можно сыграть только одну белую карту (либо карту очков, либо карту действия). С другой стороны, чёрные карты могут играться кем угодно когда угодно. Не давайте выиграть другим, пакостя им белыми картами действия и чёрными картами. Игра закончится, когда в колоде не останется карт.

Совет: если вы играете в ARNE впервые — ограничьтесь обычной игрой и не пытайтесь играть в поддавки (они сложнее).

Начало игры.

Каждый игрок выбирает себе цветную карточку. Положите её перед собой на стол, чтобы все видели, каким цветом вы играете. Определитесь с вариантом игры (обычный или поддавки). Перетасуйте карты, раздайте каждому игроку по 8. Карты берутся на руку и не показываются другим игрокам. Остаток колоды положите в центре стола. Рядом с колодой будут складываться карты сброса. Право первого хода передаётся между игроками по кругу; начальная игра серии открывается ходом самого младшего игрока.

Белые карты.

Белые карты делятся на карты очков и карты действий.

Вы обязаны сыграть одну белую карту в свой — и только в свой — ход. Карты очков (они цветные) кладутся в свой собственный цвет (обычная игра) либо в цвета других игроков (поддавки), либо в сброс. Цвета карт на столе и игроков обязаны соответствовать друг другу. Если у вас на руке нет белых карт, вы не обязаны играть чёрную. Если у вас вообще нет карт на руке, вы не выбываете из игры, а просто ждёте своего хода, когда можно будет взять карту из колоды.

Картами очков являются цветные карты типа  50  100  200  500  1000  Х2

Они кладутся на стол перед игроком, который взял себе тот же цвет, что указан на карте — либо уходят в сброс. Карта “Х2” удваивает общий счёт и кладётся на цветную карту, показывающую цвет игрока. На любую карту очков может быть сыграна карта “Х3”. Особенно интересна комбинация карт “Х2” и “Х3”, которая ушестеряет итоговый счёт! Карты очков раскладываются рядом друг с другом (не одна на другую) — смотрите примеры на прилагаемых обучающих карточках.

Карты действий

Эти карты играются в сброс, за исключением карты “Х3”, которая всегда играется на одну из карт очков.

Карта “Х3” является особой картой действия. Она утраивает значение той карты очков, на которую сыграна. Её также можно играть на чёрную карту “-200”. Карта “Х3” не может быть уничтожена (потому что карта уничтожения CRUSH действует только на карту очков). Нельзя положить “Х3” непосредственно на стол, а можно лишь на карту очков или на “-200”. Нельзя положить “Х3” на другую карту “Х3”. Зато можно положить “Х3” на карту очков или на “-200”, даже если та карта уничтожена, уничтожена-восстановлена и/или лежит вместе с хамелеоном.

arne_plus1 Взять одну карту наугад у любого игрока по вашему выбору. Очень удобно, если тот игрок имеет мало карт либо известно, что у него на руке только чёрные карты. При взятии карта никому не показывается и берётся на руку тем игроком, который сыграл данное действие.

arne_plus2black arne_plus2 Потребовать две карты очков любого цвета или две чёрные карты (в зависимости от изображения) из руки у любого игрока на ваш выбор. Если у того лишь одна такая карта или вовсе нет, значит, так тому и быть. Полученные карты очков тут же играются в свой цвет, а чёрные карты втёмную забираются на руку. В поддавках можно требовать карты цвета любого игрока, которому вы хотите добавить очков, в том числе и того игрока, на которого сыграно это действие.

arne_plus3 Взять три карты из колоды. Очень хорошая карта, которая может усилить вашу руку и при этом ускорить игру. Три карты из колоды берутся втёмную и забираются на руку тем игроком, который сыграл данное действие.

arne_handsВсе передают карты с руки следующему игроку в том направлении, в котором на данный момент передаётся ход. Очень интересная карта! Когда она разыгрывается, никто не вправе играть чёрные карты до того момента, как передача карт будет полностью завершена! То есть все свои чёрные карты тоже придётся передавать.

arne_places Поменяться местами с любым игроком на ваш выбор. Заберите свои карты руки с собой, а вот сыгранные карты очков останутся лежать на столе там, где они уже лежат. Просто поменяйтесь местами с лидирующим игроком! Это, пожалуй, самая интересная карта в игре. Поскольку ход передаётся не по игрокам, а по занимаемым ими местам — да, эта карта может дать вам два хода подряд.

Чёрные карты

Чёрные карты не имеют никаких ограничений. Их можно играть когда угодно, в том числе не в свой ход. Их также можно играть по несколько штук разом.

“-200” — из результата игрока с данным цветом вычитается 200 очков. Может быть утроена картой “Х3” и/или сыграна с хамелеоном. Кладётся рядом с картами очков в цвет противнику (обычная игра) или самому себе (поддавки). Эта карта чёрная, она не является картой очков, и потому цветные карты “Х2” на неё не действуют. Эффект этой карты обнуляется картой замка, а не картой уничтожения.

arne_chameleon Хамелеон. Изменяет цвет карты очков или карты “-200”. Должен играться одновременно с той картой, которой вы хотите изменить цвет. Такой ход считается за чёрное действие и может быть выполнен в любой момент; чтобы запомнить это, рекомендуется класть сначала хамелеона, а на него изменяемую карту. Карта на хамелеоне всегда может быть уничтожена/восстановлена, украдена или утроена. При краже хамелеон крадётся вместе с похищаемой картой.

arne_thief Вор. Позволяет взять верхнюю карту из сброса или забрать у другого игрока комбинацию карты с хамелеоном. Если похищаемая с хамелеоном карта имеет ваш собственный цвет, то оставьте себе только её, а хамелеона сбросьте. Сыгранная карта вора в любом случае уходит в сброс. Совет: не торопитесь сыграть вора, эти карты очень ценные!

arne_crash Уничтожение. Отменяет ту карту очков (50, 100, 200, 500, 1000, Х2), на которую она сыграна — даже если та карта лежит с хамелеоном или картой “Х3”. Любую карту очков можно уничтожить лишь единожды, и карта уничтожения остаётся лежать на ней до конца игры. Напоминание: карты “-200” и “Х3” не являются картами очков и не могут быть уничтожены.

arne_lock Замок. Отменяет действие одной карты уничтожения или “-200”. Её нельзя играть непосредственно на карту очков (потому что отменить можно только тот эффект, который уже возымел место). Кладётся на отменяемую карту и остаётся лежать до конца игры. Сыгранный на комбинацию с хамелеоном замок не предотвращает возможность её похищения Вором.

arne_stop СТОП! Когда заканчивается текущий ход, следующий ход делаете вы, и далее игра продолжается от вас обычным порядком. Эта карта уходит в сброс. Да, если сыграть карту “СТОП!” в свой собственный ход, то она может дать вам возможность сходить несколько раз подряд.

arne_change РАЗВОРОТ! Когда заканчивается текущий ход, следующий ход делаете вы, и далее игра продолжается от вас, но в направлении, противоположном предыдущему! Эта карта уходит в сброс. Да, если сыграть карту “РАЗВОРОТ!” в свой собственный ход, то она может дать вам возможность сходить несколько раз подряд.

Когда несколько игроков играют “СТОП!” или “РАЗВОРОТ!” одновременно, то право хода передаётся тому, кто сыграл свою карту последним. Карты кладутся в сброс в сыгранном порядке.

При игре вдвоём карты “СТОП!” и “РАЗВОРОТ!” просто дают право дополнительного хода.

Ваш ход.

Каждый ход начинается взятием карты из колоды и заканчивается действием с белой картой. Если у вас в руке есть хоть одна белая карта (очки или действие), то вы обязаны её сыграть.

Вы вправе:

  • Сыграть карту очков. Карты очков кладутся рядом одна с другой в свой (обычная игра) или чужой (поддавки) цвет.
  • Сыграть карту действия. Эти карты кладутся в сброс (кроме карты “Х3”, которая кладётся поверх карты очков или карты “-200”).
  • Положить карту очков в сброс. Так можно избавиться от очков чужого (обычная игра) или своего (поддавки) цвета. Но помните, что их оттуда можно вытащить картой вора.

В то же время все могут играть чёрные карты когда угодно и сколько угодно.

Помните: при отсутствии белых карт в руке вы не обязаны играть в свой ход чёрную карту.

Конец игры.

Когда в колоде не остаётся карт, начинается финальный раунд. Игрок, забравший последнюю карту, делает этот свой ход как обычно. Затем все игроки по порядку могут сыграть чёрные карты — по одной в свою очередь. Карты “СТОП!” и “РАЗВОРОТ!” не вызывают никакого эффекта. Белые карты в финальном раунде играть нельзя. Затем все карты, оставшиеся на руках, уходят в сброс.

Каждый игрок подсчитывает свои очки. В обычной игре побеждает тот, кто набрал больше всех; в поддавках выигрывает набравший меньше всех очков.

Помните: учитываются все модификации: уничтожения, замки, хамелеоны, удвоения “Х2” и утроения “Х3”.

Варианты игры.

Поддавки. Играют 2-6 человек. Цель — набрать наименьшее число очков. Играйте карты очков в цвета другим игрокам, уничтожайте собственные очки, играйте на других комбинации хамелеонов с очками вашего цвета, восстанавливайте уничтоженные очки другим игрокам. Играйте карты “+2” в ущерб другим, заказывая чужие цвета. Играйте на себя карты “-200”, в том числе и чужих цветов с хамелеонами.

Игра с «болваном». Играют 2-5 человек. На столе присутствует цвет, не принадлежащий никому из игроков. Каждый может играть карты в этот цвет, дабы в удобный момент попробовать захватить себе карты «болвана». Карта “РАЗВОРОТ!” теперь меняет смысл и передаёт тому, кто её сыграл, контроль над «болваном». Этот игрок берёт цветную карточку «болвана» и кладёт её рядом со своими, обозначая этим своё право на нейтральные очки. В конце игры контролёр «болвана» добавляет нейтральные очки к своим собственным.

Командная игра. Играет чётное число участников: 4, 6, 8, 10 или 12. Требуется два игровых набора. За каждый цвет играют двое; побеждает команда с наибольшим числом очков.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Состав колод.

Для каждого цвета имеются следующие карты:

  • Карты очков: 50 (две), 100 (три), 200 (две), 500 (одна), 1000 (одна).
  • Одна карта удвоения “Х2”.
  • Одна карта “-200”. Эти карты действуют на определённый цвет, но сами являются чёрными.

В учебной игре удаляется карта удвоения “Х2” и часть младших карт на 50 и 100 очков.

Кроме того, в различных колодах содержатся следующие нейтральные карты:

Карта “*” “*”, “1” нет символов “1”
СТОП!   2 2 2
CRUSH   2 3 2
РАЗВОРОТ!   1 4 1
Хамелеон   2 2 2
Вор   3 4 2
Поменяться местами   1   1
Замок   2 3 2
Взять 3 карты   2 2 2
Взять 1 карту наугад 2   4  
“Х3” 2   4  
Взять 2 чёрные карты   1 1  
Взять 2 цветные карты 2   4  

5 комментариев:

  1. Дамы и господа!

    Выше рассказано абсолютно всё, что требуется для игры. Всё, что не разрешено правилами явным образом — то запрещено.

    Если вам кажется, что какой-то вопрос там не освещён, то это вам именно кажется. Ваши проблемы. Вы либо не удосужились прочитать внимательно, либо поленились несколько секунд подумать над прочитанным. Необдуманные вопрошания будут просто-напросто удаляться отсюда без всякого внимания.

    Что же касается вопросов о том, как лучше ходить в той или иной ситуации — а вы попробуйте, и увидите сами, к чему это приведёт.

    ОтветитьУдалить
  2. Ссылку для скачивания правил см. на отдельной странице в подзаголовке блога!

    ОтветитьУдалить
  3. Почему Вы так упорно карту CRASH именуете CRUSH? У Вас даже на картинке в тексте есть правильный вариант. Очень режет глаз...

    ОтветитьУдалить
  4. Каким образом кладутся карты в сброс? Рубашкой вверх или вниз?

    ОтветитьУдалить
  5. Картой x2 можно играть несколько раз? Например 1000+х2+х2 с хамелеоном+х3.

    ОтветитьУдалить