мая 10, 2012

Коллекционно-боевая система «Irondie»

Я люблю игры на кубиках. И до сих пор ещё неравнодушен к играм коллекционным. Нет ничего удивительного, что когда я узнал про систему «Irondie», — она меня весьма заинтересовала. Ибо сочетает то и другое. Фотографии обещали буквально праздник кубиков, потом я где-то (кажется, у Максима Трофименко) прочёл об игре в деталях…

А с весны нынешнего 2012 года игра стала официально распространяться в России компанией «Студия “Пандора Бокс”», и я таки получил желаемое в свои руки. О результатах знакомства и будет наш сегодняшний рассказ. Сразу скажу, что обзоры с более или менее подробным изложением правил в сети уже есть (см., например, здесь), так что я буду рассказывать о системе в целом и о том, как традиционные элементы ККИ были переложены на кубики.

Система распространения довольно типична для коллекционных игр: стартовые наборы и бустеры с добавочными кубиками. Пару стартеров вы видите на снимке справа — коробочки оригинальные, но в них дистрибьютором вложены правила на русском языке и русифицированные игровые поля (при наличии определённого опыта можно играть и без полей, но в начале они вам совершенно точно понадобятся!)

Название почти точно отражает суть: кубики не железные, но металлические. :) По брутальности им далеко до творения чешского кузнеца, но зато с ними трудно сравниться по красоте и изяществу. Ради сохранения этой красоты с кубиками придётся обращаться аккуратно — бросать их лучше всего на что-то войлочное или поролоновое…

С правилами издатели поступили проверенным способом: в коробочку вложен краткий вариант для начинающих, а полный текст можно скачать с сайта. Отсюда, например, или отсюда. Всё переведено полностью, так что проблем не будет. С официальных же сайтов можно скачать и другие варианты игрового поля.

Каждый игрок должен иметь в своём распоряжении набор из девяти — ровно девяти — кубиков, среди которых хотя бы один кубик жизни (грани маркированы цифрами), хотя бы один кубик защиты (грани маркированы точками) и хотя бы один кубик атаки (грани маркированы треугольничками).

Всего существует девять видов кубиков, каждый из которых может быть представлен в восьми цветах и двух степенях редкости (обычный/редкий). Стартовый набор содержит все эти девять видов в одном из цветов и в обычном варианте. Макроснимки пары кубиков вы сможете увидеть непосредственно в этом обзоре — имейте в виду, что на снимках кубики заметно побольше, чем в действительности. :)

Цвет имеет значение. Хотя по форме все стартовые наборы содержат одни и те же кубики, разные цвета придают им совершенно разные особенности. Сейчас увидим почему:

  • Каждый цвет имеет свой собственный бонус, который активируется при выпадении на кубике единички (а для редких кубиков — и двойки);
  • Эти бонусы действуют по кубикам «дружественных» и «враждебных» цветов, диаграмма которых приведена на игровом поле;
  • Каждый тип кубика имеет свой «родной» цвет, в котором несколько усиливается по сравнению со всеми остальными цветами.

Короче, можно сказать, что цвета кубиков в этой системе чем-то подобны цветам маны в Magic the Gathering, хотя эта аналогия и не совсем точна.

Осталось вкратце (я обещал не касаться правил в деталях) рассказать, как же кубики борются между собой.

В общих чертах всё довольно логично. Кубики жизни дают вам эту самую жизнь (и для победы её нужно сбросить оппоненту в ноль). При определённых условиях их можно забирать по одному с поля и перебрасывать в надежде получить прибавление.

Кубики атаки позволяют списывать жизнь оппоненту, а кубики защиты уменьшают такое списание с себя. То есть в начале хода вы берёте несколько кубиков из своей девятки и бросаете их, а затем выставляете на игровое поле и прикидываете — сколько там прибыло, сколько убыло и сколько осталось.

Этот шаг является примерным аналогом объявления атакующих и блокирующих в MtG. Если бы им всё и ограничивалось, то игра была бы совсем примитивной. Не дождётесь! Дальше следует самый интересный и сложный этап — аналог мгновенных заклинаний, разыгрываемых в MtG перед началом нанесения урона.

Помните, вы взяли несколько кубиков и бросили их на атаку/защиту/жизнь? А сколько-то осталось у вас в руке. Вот теперь и наступает их время. Вот теперь и сыграют их индивидуальные особенности с типами и цветами! Эти кубики бросаются по одному, целя своими способностями в другие: врагу на вред, себе на пользу. Противник может отвечать на такие броски своими, а в итоге эти броски разрешаются по принципу стека. Получается такая серия мини-дуэлей, каждая из которых может модифицировать в ту или иную сторону сложившуюся на полях ситуацию.

Ну а когда оба противника не смогут или не захотят продолжать эту дуэльную серию — тогда-то по финальному итогу и происходит списание жизней. Если никто не упал в ноль, то часть кубиков (за исключением «убитых» — бывают и такие) забирается с поля и начинается новый ход.

В целом правила не из самых сложных, хотя особо простыми их тоже не назовёшь. Всё будет сильно зависеть от того, как их объяснят начинающим игрокам… хотя, это можно сказать про любую игру. :) И понадобится определённое время на то, чтобы вникнуть в тонкости цветов и «профессий» кубиков — на первых порах неизбежны постоянные обращения к справочной информации. Но тут вряд ли можно что-то сделать, да и опять же — это почти в любой игре так.

Осталось рассмотреть два больных для каждой коллекционной системы вопроса: сколько в это придётся вкладываться, и нельзя ли в это поиграть как-то без покупки оного?

По первому вопросу дело обстоит лучше, чем казалось мне вначале. Ну да, здешние стартеры и бустеры дороже карточных коллекционок. Ещё бы, это ж не печатный картон, а сложные металлические миниатюрки (да ещё покрашенные и лакированные). Но, с другой стороны, они и нужны-то не в таких количествах, так что цена сглаживается. Опять же, я сомневаюсь, что здесь будут постоянно и часто выпускаться какие-то дополнения, требующие новых и новых закупок. Пока что количество типов-цветов ограничено и увеличивать их производителю неразумно. Однако от начальной раскрутки будет зависеть очень многое, и здесь я искренне желаю «Пандоре» всяческих успехов.

Ответом же на второй вопрос будет вполне стандартное для коллекционок «ну… как бы можно… но будет полная ерунда». Вы можете, конечно, взять обычные кубики «d6» восьми нужных цветов (в крайнем случае самостоятельно раскрасить). Вы можете даже как-то придать им индивидуальность, чтобы можно было различать их и говорить: «вот это, типа, крушитель, а вот это, типа, барьер». И тем самым убьёте весь интерес игры, ибо в коллекционных системах готовность выдавать что угодно за ценные игровые объекты ни к чему хорошему никогда не приводила. И в «Irondie» не приведёт, тем более что здесь разнообразие кубиков меньше, чем может показаться на первый взгляд…

Попробовать поиграть, ей-богу, стоит! Система интересная, кубики шикарные. Локализатор постарался на славу. Даже стартеры предлагают весьма и весьма обширное поле для тактических экспериментов. Кстати, игра может помочь научить детей внимательности и счёту — для этого в ней есть всё необходимое, а заявленный возраст от 13 лет я считаю несколько завышенным…

Достоинства игры:

  • Великолепное исполнение и локализация.
  • Непередаваемые тактильные ощущения от кубиков.
  • Отличная реиграбельность даже со стартовыми наборами.

Недостатки игры:

  • Немаленькая стартовая цена вхождения, хотя в целом затраты сравнимы с затратами на обычные ККИ.
  • В правилах нет подробно разобранного примера хода.

Неоднозначные особенности игры:

  • Чистая дуэль, как и с большинством коллекционных игр. Кому-то нужно именно это, но кого-то не устроит.
  • Много деталей, связанных с «профессиями» кубиков и цветами. Может отпугнуть, ведь от игр на кубиках часто ждут простоты.

Техническая информация:

  • В наборе должно быть ровно девять кубиков, как минимум по одному каждого из трёх типов.
  • Каждый бустер содержит три случайных кубика.
  • Требуется мягкое поле для игры и что-то для бережного хранения кубиков.
  • Два игрока (либо командная игра) от 13 лет (по рекомендации издателя). По моей оценке — от 10 лет. Заявленная продолжительность партии — 15 минут (при начальном знакомстве до получаса).

5 комментариев:

  1. Фотки как всегда на заглядение получаются. Хороший обзор и сравнение. Надо сказать, что изучать игру надо плавно, без информационных ударов на всю катушку. Именно поэтому я сначала заставляю играть простой режим, а потом уже спокойно можно и про схватки говорить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, плохо снять такую красотищу — это ж надо совсем совести не иметь. :) Изучение да. Если вывалить на человека все правила разом, то мало не покажется никому. :) А вот по партиям отчитываться я как-то непривычен. Впрочем, учебную партию можно попробовать составить.

      Удалить
  2. Также было бы интересно как-нибудь почитать о проведённых партиях.

    ОтветитьУдалить
  3. А какие они по весу?

    По внешнему виду кажется, что из-за собственного веса они будут портиться даже на мягкой поверхности. Либо не будут толком катиться, если поверхность будет слишком "бережной".

    На http://www.boardgamer.ru/ предлагали заявлять оригинальные кубики, а бросок выполнять обычными большими d6.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, они вполне нормально катаются. Особенно на плотном упругом поролоне (у меня диван такой), ещё и лёгкий отскок появляется. Идею с делегированием броска помню. Она скорее бережёт кубики от столкновений друг с другом, но их в принципе и так по одному бросать можно — главное, чтобы выбор бросаемого осуществлялся в тайне.

      Точную массу сказать затрудняюсь, тут нужны мелкие весы типа аптекарских, у меня таких нету. :) Но они легче, чем может по снимкам показаться.

      Удалить