октября 06, 2011

«Cornucopia». Обзор дополнения к «Доминиону»

Если что-то нравится потребителю, то на этом надо делать деньги до тех пор, пока потребитель готов оные деньги выкладывать. Азбучная истина. Именно так появляются многотомные книжные опупеи, постепенно скатываясь в унылое говно. Именно так вымучиваются многочисленные  киношные сиквелы, триквелы и приквелы. Скатываясь туда же. И, увы, именно это сейчас происходит в настольно-игровом мире с «Доминионом». Который идёт всё той же верной дорóгой…

На данный момент к игре имеется пять уже вышедших дополнений, и тенденция прослеживается очень чётко. Первые два («Интрига» и «Приморье») были великолепны. Третье («Алхимия») было экспериментом — сомнительным и не очень удачным, но, по крайней мере, интересным. Четвёртое («Процветание») показало со всей очевидностью, что фантазия разработчиков иссякла. И вот пятое дополнение («Cornucopia») абсолютно логично оказалось тем самым унылым говном.

Слово «Cornucopia» является калькой с латыни и традиционно переводится как «рог изобилия» (Капитан Очевидность, мчащийся на помощь со словарём в руках, немедленно растолковывает: «конусообразный сосуд, наполненный плодами»). При этом, что интересно, в дополнении можно найти карту «Horn of Plenty», название которой означает ровно то же самое. Сие неплохо символизирует бедлам, творящийся ныне в мире революционной когда-то игры… :)

Давайте-ка я сначала поясню, почему «Процветание» выявило кризис идей. Нам нужно вспомнить, что тематически эта коробка соответствовала сильно покрутевшему королевству, которое этого сáмого процветания успешно достигло. На уровне механики оно было реализовано сверхценными картами и картами очень сильного действия. Я уже писал об этом здесь. А теперь расскажу кое-что о кухне коллекционных карточных игр, от которых «Доминион» произошёл.

Издатели ККИ должны периодически готовить и выпускать в продажу новые карты с чем-то новым, дабы поддерживать к своим играм интерес. Но ведь никакую механику и никакие правила нельзя усложнять до бесконечности; это во-первых. А во-вторых, нужно как-то удерживать “на игре” не только постоянных участников официальных турниров (этих-то как раз удержать несложно: достаточно выводить из списка разрешённых карты старых выпусков), а ещё и “кухонных” игроков. Как следствие, карты более поздних выпусков постепенно делаются сильнее и сильнее — кто держится в струе и тратит денежку регулярно, тот получает преимущество над жмотами, играющими старыми картами. И увлечённо ожидает ещё более новых выпусков, в которых будут новые возможности…

Именно это происходило с «Доминионом». Здесь, конечно, карты для всех одинаковы, но… Удачно выпустив два дополнения с интересными дополнениями к механике (в «Интриге» — карты с вариативностью действий, в «Приморье» — карты с продлением действий на ход вперёд), разработчики ударились в эксперимент («Алхимия» — карты необычных и эффективных действий, оплачиваемые новыми отдельными ресурсами, плюс мини-формат выпуска), который взял да и не удался: народ не оценил. Авторы закуклились и ударились в старый проверенный рецепт: взяли старые карты, тупо прокачали их ценность с функционалом — пожалуйста, нате вам «Процветание»!

Народу понравилось. Ну, оно и понятно: снова вернулись к формату “большого” дополнения от “малого”, от экспериментов отказались (по механике «Процветание» суть та же база, с очень незначительными добавками типа разовых очковых бонусов при розыгрыше карты на стол). Чего ж не понравиться? Опытным игрокам хорошо знакомо чувство досады, когда у тебя построенная колода генерирует лишние деньги, которые не на что потратить. А тут в четвёртом дополнении им дали способы генерировать и тратить деньги в бóльших объёмах.

Проблема «Процветания» была в другом: а что дальше-то? Фантазия-то ведь явно иссякла — всё, привет! А денежку зарабатывать хочется, народ ещё готов нести. И вот нам предлагается «Рог изобилия». Смотрим.

Центральной идеей этого дополнения является разнообразие карт. Кстати, дополнение маленькое, всего 13 видов карт. Большое, похоже, просто вымучить не смогли. И вот из этих тринадцати видов пять непосредственно завязаны на то самое разнообразие:

  • Fairgrounds. В конце игры даёт 2 победных очка за каждые пять разных видов карт в собранной колоде. Стóит 6 монет.
  • Harvest. Поднимает с колоды 4 карты и даёт по монете за каждый неповторяющийся тип среди них. Стоит 5 монет.
  • Horn of Plenty. Позволяет взять (не покупка!) в колоду карту тем более дорогую, чем больше разных карт сыграно за ход. Стоит 5 монет.
  • Hunting Party. Берёт с колоды в руку первую карту, отличную от уже имеющихся карт в руке, плюс даёт одно действие. Стоит 5 монет.
  • Menagerie. Даёт одно действие и карту с колоды в руку. Если на руке не было повторяющихся карт, то даёт не одну, а три карты. Стоит 3 монеты.

Первое знакомство с этой идеей и этими картами вызывает, честно говоря, недоумение пополам с раздражением: какого чёрта?! Хапать в колоду как можно больше разных карт — это очень плохая идея для «Доминиона»! Это же противоречит самомý духу игры! Сильные стратегии задействуют немного типов действий, предсказуемы и статистически хорошо срабатывают — тем-то они и сильны.

Я позволю себе процитировать один игровой дневник с «Тесеры» (точнее, тамошний комментарий). Это как раз про «Рог изобилия» (стилистика, орфография и пунктуация сохранены):

Не так уж много партий сыграно, что бы составить мнение окончательное. Но пока впечатления сугубо положительные. Что бы карты сработали нужны определенные условия, но когда срабатывают, то много радости приносят. Гораздо больше чем обычные карты действий.

А сейчас будет типа аллегория. Вот представьте себе человека. Позавтракав утром, он глубоко и искренне радуется, что сегодня у него была возможность позавтракать. Едва ли такого человека можно назвать благополучным и обеспеченным, верно? Для обеспеченного человека утренний завтрак является слишком привычным и само собой разумеющимся делом, чтобы искренне радоваться. Тут же, скорее, представляется какой-нибудь нищий или бомж. :)

Вот так и «Доминион». Я посмотрел на доступный набор карт, выбрал себе стратегию. Реализую её. Она работает. С чего бы мне вдруг этому радоваться? Я хорошо играю, так она ж и должна у меня работать! Вот если не работает, тогда надо огорчаться. Это значит, либо я хреново подумал, либо другие придумали что-то лучшее, либо мне просто хронически не прёт (тоже бывает, но крайне редко).

Изложенные рассуждения наводят на довольно явную мысль: при разработке «Рога» делался сильный прицел на новичковую аудиторию. Это же ведь именно новичкам свойственно без особых раздумий набирать в колоду карты разных типов на «авось пригодится». И это, кстати, опять отлично коррелирует с типовым вектором развития коллекционных карточных игр!

При выпуске ККИ издатели регулярно пересматривают правила и вносят в них изменения. Сюда входит как исправление ошибок-неточностей, неизбежно накапливающихся при большом количестве карт и внесённых в механику новшеств, так и «закрытие дырок», ведущих к возможности сверхмощных карточных комбинаций. Издателям ведь необходимо поддерживать определённый уровень дружелюбности по отношению к новичкам. (Если ты купил стартовую колоду и ничего не понял в правилах, то ты вряд ли подсядешь на игру. Если ты купил стартовую колоду, и тебя опытные игроки постоянно рвут на третьем ходу мозголомными комбинациями, ты тем более вряд ли подсядешь…)

Разнообразие карт вносит в игру нехилый рандом, типичный для новичка, но совершенно ненужный опытному игроку. Вот чтó тут ещё прикажете думать, кроме вышесказанного? А ведь это ещё не всё.

Этот набор содержит карту «Tournament» стоимостью 4 монеты. Посмотрим, что она делает. «+1 действие. / Каждый игрок может показать карту Province из руки. / Если вы показали, сбросьте её и получите призовую карту либо карту Duchy, положив её наверх колоды. / Если больше никто не показал, +1 карта, +1 монета.» Призовых карт всего пять, и все они разные. Типа, призы на рыцарском турнире уникальны. Взять себе в колоду карту Tournament означает положиться на карты, существующие в единственном экземпляре каждая, причём ещё далеко не факт, что какие-то из них удастся себе заполучить. Будет ли опытный игрок так поступать? Можно не отвечать, это был риторический вопрос…

В общем, тому «Доминиону», который мы знали, пришёл конец. Новый «Доминион» стал рандомным, попсоватым, нацелился на новую аудиторию и поменял вектор развития. «Процветание» было последней коробкой, разработанной в старом духе. А следующее дополнение — «Hinterlands» (что-то вроде «Глубинки») — имеет своей фишкой карты, дающие бонус в момент их покупки. То есть игрока опять побуждают набивать колоду левыми картами не ради стратегии, а ради сомнительных левых эффектов. Что и требовалось доказать.

Увы.

Другие статьи в тему:

21 комментарий:

  1. Точно. Дикая рандомность Рога мне и не понравилась. Особенно там рулит Jester. Это вообще капец просто.
    Кстати карта Swindler из Интриг(?) из той же серии. Она ломает колоду. При чём всем.

    ОтветитьУдалить
  2. Swindler в своей коробке хотя бы один такой. ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Ага. Из Интриги выкинуть Свиндлера, а из Побережья Карту сокровищ. И вообще нормальные дополнения.

    ОтветитьУдалить
  4. Не надо ничего из них выкидывать.

    ОтветитьУдалить
  5. Значит рекомендуешь брать только первые 4 дополнения?

    Что же будет устроено в 7 и 8 дополнениях, остаётся только гадать. Может катапульту добавят, как в Каркассон для большей динамичности :-D

    ОтветитьУдалить
  6. Даже про «Процветание» рекомендую подумать. Там хоть и есть интересные карты, но изюминки нету.

    ОтветитьУдалить
  7. а чем вам Swindler не нравится - хорошая атакующая карта!?

    ОтветитьУдалить
  8. Она полностью непредсказуема. В конце игры она может даже сыграть в плюс атакованному (тот открыл карту проклятья, а неразобранных проклятий уже не осталось, приходится менять на медяк).

    ОтветитьУдалить
  9. ну вот это и есть элементом стратегии когда надо смотреть на то что осталось на столе

    ОтветитьУдалить
  10. Категорически не согласен.
    Возьмём Menagerie. Это замечательная карта.
    Во-первых, она действительно поощряет делать более обширный набор карт, а не тупо 2-3 типа, игнорируя все остальные.
    Во-вторых, это отличное средство против таких атакующих карт, как Militia, Goons, Pirate Ship - можно сбросить повторяющиеся карты и тем самым восстановить размер руки.
    В-третьих, в процессе игры нужно думать над порядком хода: если дублей нет, то лучше не рисковать с картами, дающими новые карты, а если есть, то стараться избавиться от них: сыграть, сбросить, сапгрейдить и т.д.
    Ну и в-четвёртых, какая б минималистичная стратегия не была, всё равно в конце игры будет несколько разных типов карт и Menagerie будет достаточно полезна по крайней мере для увеличения руки до 7 карт, а порой и дальше.

    ОтветитьУдалить
  11. Не согласен с несогласным. :)
    Возьмём Menagerie.
    1) Ну получается ты не строишь колоду, а надеешься на авось. Авось придут нужные карты. Карт потому и 10 раздаётся чтобы была возможность построить разные стратегии но опираясь на 2-3 типа.
    2) Это да. Но насколько велик шанс что это сработает? Зачастую даже ров не берут чтобы защищаться от атакующих.
    3) Думать вообще надо всегда. Очень полезно. А думать над порядком хода в Доминионе стандартная процедура.
    4) А вот и нет. В конце игры у вас железно будет много повторяющихся. Просто потому что вы строили колоду. Очки покупали, деньги... Особенно очки любят повторяться почему то.

    ОтветитьУдалить
  12. 1) Menagerie стоит 3 монетки. Покупается в тех случаях, когда на руку пришло мало денег, или если есть несколько покупок. Покупая Menagerie, ты не надеешься на авось, а подстраховываешься. Сама по себе карта не опасная, так как в худшем случае ты просто заменяешь её на другую, так как +1 действие, +1 карта (хотя конечно есть ещё более худший случай, но случается не так часто).
    2) Против атак помогает вполне нормально при достаточном количестве Menagerie в колоде. Более того - зачастую атаку воспринимаешь как блага, как возможность избавиться от дублей. И в отличии от рва, Menagerie даёт действие, так что колоду ими не испортишь.
    3) Это да. Но лично я получаю моральное удовольствие, когда мне удаётся самостоятельно сделать "стрит" на руке и воспользоваться им с помощью Menagerie.
    4) Да, повторяются, но не так часто. Обычно к концу игры имеется 3-4 вида сокровищ, пара видов очков, проклятия и несколько разных экшенов, то вероятность получить все разные довольно велика. Однократное срабатывание - вполне обычная штука. Двухкратное - пореже, тут действительно от удачи уже зависит. Но в любом случае, мне эта карта кажется интересней, чем Smithy или Watch Tower.

    Если у вас есть сомнения в моей опытности: на момент написания поста мною сыграно почти ровно 500 партий.

    ОтветитьУдалить
  13. Что вы. :) Какие сомнения.
    1) Гм. Выгода не очевидна. Куплю только если больше ничего другого нету. Даже Грейт Холл и то интересней.
    2) Кстати не Пиратский корабль, а Призрачный. Гуунс я не очень помню чего делают. Ну в принципе как ситуативная карта против Милиции и Призрачного корабля должна работать. Правда даже с 2 допами шанс что придёт одна из этих карт довольно таки маленький.
    3) Я бы сказал что делать стрит на руке в Доминионе довольно таки рискованно. Эффективная колода не может состоять из больше чем 2-3 вида карт действий.
    4)Однократное срабатывание как мёртвому припарка, тем более что имея такую разнообразную колоду, будет большой риск вытащить всякую фигню даже с 3-х попыток.

    Автор правильно обратил внимание. В этой игре удовольствие надо получать от факта победы, что ты смог создать отлаженный механизм получения очков, а не от факта срабатывания отдельных комб.

    ОтветитьУдалить
  14. Вы играли с этой картой или вы теоретизируете?

    ОтветитьУдалить
  15. Я не помню. Название знакомое но точно сказать не могу. Вы ведь знаете сколько всего карт в игре? Больше ста разных видов.

    ОтветитьУдалить
  16. Внесу свою лепту в спор.:)
    особенно добавив комментарий к фразе "В этой игре удовольствие надо получать от факта победы, что ты смог создать отлаженный механизм получения очков, а не от факта срабатывания отдельных комб."

    посмотрим на мтг. есть статья лид дизайнера про типы игроков (их вроде 3 или 4), на которые делается упор при создании новых сетов.
    и да, вы правы, есть игроки, которым важно выиграть любой ценой, и которые оттачивают колоды.
    но есть и другой тип: те, кто получают неимоверный кайф, когда срабатывает комбо и они ставят 13 зомбей на стол перед изумленным оппонентом =)

    ОтветитьУдалить
  17. Да. Именно так. Если я играю в «Доминион» — я буду оттачивать колоду. А если мне нужен фан и фееричные комбы, так я просто играю в «Ascension», да с дополнением. :)

    ОтветитьУдалить
  18. Добавлю один коммент к выше сказанному)
    Спор тут бессмысленен, и дело не в опыте игры, потому как не все опытные игроки играют на победу любой ценой, суть любой игры это фан и развлечение.
    А излишнее задротство его сводит на нет вот и все дела. Соответственно для тех кто любит разного рода турниры где цель победа и только победа это кажется "унылым говном", а для тех кто играет ради фана и приятного проведения времени это просто будет отличной игрой.

    P.S.Я просто не понимаю зачем превращать игру в спорт.

    ОтветитьУдалить
  19. Интервью с Ваккарино http://tesera.ru/article/interview_vaccarino_01/ там он рассказывает не сколько интересных вещей. Оказывается 6 дополнений уже имелись на момент изданимя базовой коробки. Во-вторых, Корникопия "чуть менее чем полностью" состоит из карт, которые изначально предполагались для алхимии. Ну и в-третьих, я наверное всё-таки ее куплю у тебя :) Потому что я тот тип игроков, которых мало интересует победа. Гораздо прикольнее по полчаса закручивать и раскручивать бессмысленные комбинации :)

    Кстати не могу почему то писать под ЖЖ аккаунтом. Пишет, что "Не удалось проверить учетные данные OpenID". Аркадий

    ОтветитьУдалить
  20. Да, я видел это интервью. Но Алхимия в своём нынешнем виде мне нравится много больше, чем если бы в неё добавили рандома от Рога Изобилия. :) Предложение о продаже в силе: захочешь — всегда пожалуйста. А комбы покрутить я тоже иногда люблю, но мне больше по нраву делать это в Ascension. :)

    Про идентификатор это к Гуглю. Они в последнее время очень активно движок переписывают.

    ОтветитьУдалить
  21. Хочу заказать доминион из за бугра сразу со всем хорошеми дополнениями, какие порекомендуете, спасибо.

    ОтветитьУдалить