июля 01, 2011

«Fairy Tale»: обзор игры

«Fairy Tale», сиречь «Волшебная сказка»… вы не находите, что для настолки это название столь же исчерпывающе, сколь и малоосмысленно? :) Нет, в самом деле — под него точно подходит абсолютно любой фэнтэзийный сюжет, про который название не скажет ровным счётом ничего. Впрочем, в данном случае это не совсем так: феи в игре всё же есть. :)

А во всём остальном это именно то, чего и можно было ожидать по названию — абстрактная фэнтэзюшка с феями, рыцарями, драконами, нежитью и т.п. Иллюстрированная в соответствующем духе, то есть довольно симпатично. Хотя, чтобы несимпатично проиллюстрировать типичную фэнтэзюшку, это художник должен быть или совсем криворуким, или изрядно креативным. Некоторые, впрочем, утверждают, что это одно и то же… частенько кивая на Эрика Сэби, иллюстрировавшего «Ascension: Chronicle of the Godslayer». :)

Я упомянул «Хронику Богоборцев» не зря: у неё с «Волшебной сказкой» есть нечто очень общее… ну, то есть, конечно, помимо фэнтэзийного сюжета. И общее это то, что ноги у двух игр растут из одного места. Нет, не того, о котором вы первым делом подумали. :) А из коллекционных карточных игр.

Про влияние ККИ на традиционные настолки писано немало, в том числе и вашим покорным слугой. См. в том же обзоре «Богоборцев», здесь, здесь, здесь… Последняя ссылка ведёт на обзор «Семи Чудес», и вот с ними-то «Волшебная сказка» имеет больше всего сходства.

Ключевое слово — драфт. «Сказка» построена на том, что игроки передают доставшиеся им карты по кругу, оставляя одну себе, и оставленные таким образом карты разыгрывают. Разница же с «чудесами» в том, как нужно их разыгрывать.

Напомню, что в «7 Чудесах» оставленное тут же играется на стол (и для такого розыгрыша должны иметься все необходимые ресурсы, иначе карту придётся сбрасывать за деньги или класть в строительство чуда). «Сказка» же в этом смысле гораздо ближе к классическим ККИ: здесь на драфте карты сначала отбираются, а потом играются на стол. Каким-то колодостроением, конечно, тут не пахнет — отбирается по пять штук, из которых разыгрываются три, — но всё же…

Всего проводится четыре раунда драфта, в которых направление передачи карт, как и положено, чередуется. Общее же количество карт таково, что играть могут 2-5 человек.

Итак, идёт драфт, игроки смотрят на карты в руке и решают нелёгкую проблему — чего же оставить, а чего передать. Самое время рассмотреть, что же это за карты такие.

А карты здесь, как и положено в ККИ, имеют эффект розыгрыша. И — чего в ККИ обычно не положено, — имеют также финальную ценность в победных очках, совокупность которых в конечном счёте и определит победителя. Каждая карта принадлежит к одной из четырёх фракций (уже упомянутые драконы, феи, рыцари и нежить) и одному из трёх типов (персонаж, место, история). Эта классификация влияет как на эффекты розыгрыша, так и на подсчёт очков.

Эффекты розыгрыша сами по себе очень просты, и их всего три: закрыть карту (flip), открыть карту (unflip) и закрыть только что сыгранную карту (hunt). Направлены они могут быть либо на сыгравшего карту, либо на всех игроков. Кроме того, указывается, какие именно карты подвержены эффекту — здесь-то как раз и работает классификация по фракциям-типам.

Это можно увидеть на примере двух карт, показанных справа — «Fairy Ring» и «Spirit of the Spring». Обе они, естественно, принадлежат к фракции(или масти, если угодно — суть та же) фей, но имеют разный тип: место и персонаж соответственно. «Кольцо фей» (или «Ведьмин круг», кому так больше нравится) при своём розыгрыше требует, чтобы разыгравший игрок закрыл (перевернул) у себя одну из карт фей — или саму себя за отсутствием других, — а «Дух весны» напротив, позволяет разыгравшему открыть одну перевёрнутую фею обратно. В конце партии лишь открытые карты принесут очки, и очки эти указаны в левом верхнем углу. В данном случае «Дух весны» даёт лишь одно очко, а «Кольцо фей» — шесть. Неудивительно, что «открывающие» карты стоят заметно меньше «закрывающих». :)

Другой момент, связанный с подсчётом очков — это переменная стоимость. Если посмотреть выше, где на фото показана четвёрка «Озорных фей», то можно увидеть, что вместо стоимости у каждой из них указана звёздочка, а внизу имеется расшифровка: под звёздочкой следует понимать число разыгранных (и не закрытых!) таких вот «Озорных фей». Если их четыре, то каждая и принесёт четыре очка, а всего, соответственно, будет шестнадцать.

Это, конечно, лишь один пример переменной ценности; есть в игре и более сложные условия. Например, некоторые карты приносят очки лишь в том случае, когда к ним были разыграны одна или несколько других указанных карт. Есть карты, приносящие очки лишь при условии, что хозяин имеет больше всех карт определённого типа, и т.д. В общем, задачей игрока является розыгрыш карт и их комбинаций, приносящих как можно больше очков — но при этом нужно помнить, что уже сыгранные карты могут быть закрыты кознями оппонентов! Помните принцип «пять карт надрафтили, три разыгрываются»? Как раз чтобы была некоторая свобода манёвра, в зависимости от того, что будут играть другие.

Все эти комбинации и вариации требуют удобопонятных обозначений, и если посмотреть на фотографии и сканы разных изданий игры, то можно увидеть — они варьируются (что логично, ведь элемент оформления же!), но всегда сохраняют свою логическую структуру. Дизайнеру удалось найти замечательное решение, которое легко понимается и практически не зависит от языка.

Игра в целом производит очень приятное впечатление, и по ощущениям я бы сравнил её с «Сердцем дракона»… которое, кстати сказать, отлично дополняется «Волшебной сказкой». (Если «Сердце» — это игра на двоих, то «Сказка» лучше идёт при 3-4 игроках, хотя и на пару вполне себе нормально раскладывается.) Хотя порог вхождения в «Сказку» будет повыше, она всё же больше ориентирована на ККИ-шников…

Будем итожить.

Достоинства игры:

  • Красивое оформление и независимость от языка.
  • Удачное сочетание весьма нетривиальной механики с быстрыми динамичными партиями.
  • Отсутствие даунтайма (при условии, что все игроки соображают одинаково быстро).
  • Невысокие требования к занимаемому месту — как для хранения, так и для игры.

Недостатки игры:

  • Отсутствие ККИ-опыта повышает порог вхождения в игру.

Неоднозначные особенности игры:

  • Можно кому-нибудь крупно напакостить, совершенно того не желая — и наоборот. :)

Техническая информация:

  • Игра для 2-5 человек в возрасте от 8 лет; продолжительность партии 20-30 минут.
  • 100 карт размером 63×88 мм. Хотя я не могу утверждать, что этот размер имеют карты всех изданий.

6 комментариев:

  1. Редизайн в пнп, имхо, намного красивее и информативнее.

    ОтветитьУдалить
  2. срабатывают ли "закрытия" и "открытия" карт сыгранных в предыдущих ходах.. или же только играются только что выложенные карты и более ни какие?????

    ОтветитьУдалить
  3. 1. Эффекты «FLIP» и «UNFLIP» действуют на все карты, уже лежащие на столе к моменту срабатывания эффекта.

    2. Эффект «HUNT» (из карт «продвинутой двадцатки») действует только на те карты, которые были разыграны одновременно с картой этого эффекта.

    3. Эффекты карт разрешаются в порядке HUNT — UNFLIP — FLIP.

    …перевести что ли правила как следует, а то вживую тоже вопросы задают?..

    ОтветитьУдалить
  4. .. сформулирую по другому, ибо на одном форуме люди настаивают на такой трактовке .. Срабатывают ли повторно закрытия и открытия УЖЕ ВЫЛОЖЕННЫХ В ПРЕДЫДУЩИХ ХОДАХ КАРТ??.. :)или волт так...у меня на столе уже лежат 9 карт и среди них есть и открытия и закрытия .. ДЕЙСТВУЮТ ЛИ ОНИ ПОВТОРНО?????????

    ОтветитьУдалить
  5. Понял. Эффект, обозначенный на карте (за исключением подсчёта очков, конечно), действует только при её розыгрыше на стол. Если лежащая на столе карта впоследствии закрывается по эффекту FLIP, а ещё позднее открывается по эффекту UNFLIP, то указанное на ней действие повторно не срабатывает.

    Разные издатели излагают правила немного по-разному, отсюда и путаница. В правилах от Z-Man, к примеру, не очень внятно разграничены понятия «открыть карту после того, как все игроки выбрали карты для текущего хода» и «перевернуть карту лицом вверх по эффекту UNFLIP». Подозреваю, что именно здесь и порылась собака.

    Сомневающихся можно отправлять сюда:

    http://boardgamegeek.com/thread/326771/un-flip-and-apply-the-effect-of-the-unflipped-card

    http://boardgamegeek.com/thread/500581/do-cards-trigger-later-if-flipped-again

    ОтветитьУдалить