августа 22, 2010

«Race for the Galaxy». Всякое-разное

Игра во всей красе Я затеял переводить правила дополнений к «Race for the Galaxy», о чём писал, и первая бета-версия перевода уже выложена, и отклики какие-никакие уже есть. Продолжение работы несколько затянулось по банальной причине: правила третьего дополнения содержат очень много встроенных иллюстраций, а это возня со сканированием и вёрсткой. Но оно таки движется, и уже довольно скоро будет доведено до рабочего состояния…

Но речь сейчас вот о чём. Естественно, по уже переведённому я пообщался с другими людьми. Обсудили узкие и непонятные места. Было сыграно уже немало партий с третьим дополнением — как против компьютера, так и против живых оппонентов. Вот о результатах речь и пойдёт.

О правилах

Начнём с правил. У меня были свои представления о тех недоразумениях, которые могут подстерегать начинающего игрока, и общение над уже переведённым текстом их вполне подтвердило. Думается, стóит эти возможные недоразумения разобрать.

Цели

В общем, это добавление к игровой механике, введённое первым дополнением, ни у кого претензий не вызывает. Добился определённого достижения раньше (или лучше) других — получай жетон и в конце игры полагающиеся по нему очки. Проблем тут может быть немного, но они таки есть. :)

Цели превосходства устроены хитро: их жетоны могут теряться владельцами и переходить к другим игрокам. Вот факт потеряния игроками нередко и упускается из виду. :) Дело даже не в читерстве, а в чистой психологии: положил себе завоёванный жетон, и забыл. Остальные вздохнули (эх, вот, кто-то вырвался вперёд…) и тоже забыли. Так что, ребята, не забываем набор («набор» громко сказано, их всего-то две) целей превосходства, действующий на текущую партию! И проверяем их условия постоянно — «за себя и за того парня».

И самое главное: в конце партии тоже не забываем проверять цели превосходства! Если вы достигли, но не превзошли, то вам всё равно полагается три очка! А это много, и лишать себя этого бонуса никак нельзя.

Захваты

Основная «изюминка» второго дополнения, по которой мнения обычно резко отличаются — кому-то нравится, кому-то наоборот. На самом деле роль захватов в игре сильно преувеличена: из огромного множества сыгранных мной партий я припоминаю всего четыре, в которых захваты оказали решающее влияние на исход. Правда, это если говорить только о первых двух расширениях. О третьем чуть позже.

В правилах на этот счёт всё рассказано вполне внятно, но… каким-то очень уж формальным языком. Ей-богу, чтение примеров (оттуда же, из книжечки правил) даёт ничуть не худшее представление. :) Так что внимательно читаем примеры — честное слово, оно того стоит!

Но даже и с чтением примеров казусы неизбежны. Чаще всего ошибаются в следующих моментах:

  • Захват всегда объявляется только против военного мира. (Если нет карты, позволяющей действовать против гражданского мира как военного, да ещё допускающей комбинацию с захватом. Но такая карта всего одна, и она есть только в третьем дополнении.) Военный мир — это тот, у которого стоимость розыгрыша указана красным. :)
  • Давим на повстанцев! Способность захвата, обозначаемая красной звездой с розовой заливкой, действует против повстанческих военных миров вне зависимости от военной мощи их владельцев. Будь она даже хоть отрицательной.
  • Давим на имперцев! Способность захвата, обозначаемая фиолетовой звездой, действует против имперских военных миров также вне зависимости от военной мощи их владельцев.
  • Давим на милитаристов! Способность захвата, обозначаемая красной звездой без заливки (белая внутри), действует на любой военный мир. Но только при условии, что военная мощь владельца этого мира строго больше нуля.
  • Давим на кого угодно! Способность захвата, обозначаемая чёрной звездой без заливки (белая внутри) действует на любой военный мир. Но только при условии, что у захватчика есть хоть один жетон престижа на момент объявления захвата.
  • Все специализированные военные бонусы против захватываемого мира считаются. Сюда относятся как бонусы против повстанцев, так и бонусы против цветных миров.
  • Самое-то важное! Обороняющиеся должны добавлять к своей военной мощи стоимость розыгрыша военного мира, который у них пытаются захватить. То есть захватчик должен преодолеть не только общую оборону своей жертвы, а ещё и оборону конкретного мира!

Карты с подлыми особенностями

Будьте очень внимательны, если в игре есть следующие карты: Rebel Alliance, Rebel Pact, Rebel Freedom Fighters, Rebel Sneak Attack, Interstellar Casus Belli, Imperium Invasion Fleet, Imperium Planet Buster, Pan-Galactic Security Council. Разбираем, почему именно:

  • Rebel Alliance. Если владелец карты захватывает имперский военный мир, то он имеет добавку к своей военной мощи: «+2» за каждый свой повстанческий мир. Этот момент часто забывается, причём обеими воюющими сторонами.
  • Rebel Pact. Если владелец карты защищается от захвата, то он получает военный бонус «+2» за каждый свой повстанческий военный мир и ещё «+1» за каждый неповстанческий военный мир. Тоже часто забывается, и тоже обеими сторонами. :) А ещё — внимание! — способность карты «-2 к конверсии» работает в комбинации с любыми картами, позволяющими колонизировать военные миры как гражданские. Причём — сюрприз! — эта способность складывается с аналогичными способностями других карт. :)
  • Rebel Freedom Fighters. Карта очень сильно поощряет розыгрыш повстанческих миров и технологий, давая за это престиж. Но и штрафует в смысле военной мощи за розыгрыш имперских карт! Если вы владелец RFF, то как следует думайте, прежде чем разыграть или захватить что-то имперское. Если на вас нападает владелец RFF — не забудьте посмотреть его стол на предмет имперских карт и  в случае чего напомнить об этом штрафе. :)
  • Rebel Sneak Attack. При захвате имперских миров имеет тот же военный бонус, что и Rebel Alliance.
  • Interstellar Casus Belli. Владельцы карты имеют склонность «забывать», что для активации её способности нужен хоть один престиж. ;) Проверяйте.
  • Imperium Invasion Fleet. Бойтесь её сочетания с Interstellar Casus Belli!!! Так можно захватить вообще любой мир у кого угодно.
  • Imperium Planet Buster. Владельцы карты имеют склонность «забывать», что её способность уничтожает захваченный мир, а не передаёт под контроль захватчика. ;)
  • Pan-Galactic Security Council. Во-первых, эта карта как-то очень неприметна, и это способно очень жестоко обломить захватчика, радостно предвкушающего триумф. :) Там вовсе не зря в комплект третьего расширения включен специальный жетон-индикатор, пользуйтесь им, и требуйте от других того же! Во-вторых, владелец карты может обломить любой захват, а не только направленный против него лично.

Впечатления от третьего расширения «The Brink of War»

Обзор этого расширения я уже писал. А сейчас будут непосредственно ощущения от игры с ним.

Ну, самое очевидное — физическое неудобство. Колода стала здоровенной, мешать её неудобно, рассыпать легко. Особенно если карты ещё и в протекторах. Склеить, что ли, какие-нибудь коробки с боковыми прорезями для колоды и сброса?..

Колода стала медленнее прокручиваться. Всё, про то что был когда-то некоторый шанс получить однажды ушедшую карту из сброса, — можно забыть. При игре вдвоём и втроём у меня ещё ни разу не было случая, чтобы колода за партию полностью истощилась. Игру вчетвером я считаю неинтересной и рандомной, а игру более чем вчетвером — извратной. Мораль: учимся пользоваться разовой способностью Поиска, введённой третьим дополнением.

Количество и вариативность стратегий реально расширились. Выигрывать без того или иного учёта военной составляющей стало весьма трудно, хотя всё ещё можно. Появилась даже стратегия отрицательной военной мощи, которая при умении и везении реально работает. Был случай, когда так выиграли у меня, и был случай, когда так выиграл я. Интересный нюанс: карта Interstellar Casus Belli в принципе позволяет игроку с нулевой военной мощью завоевать чего-то у игрока с отрицательной. :) Один раз у меня такое было.

С третьим расширением военная мощь вполне может зашкалить за 20, хотя такое и очень редко бывает. Пользуйтесь линейками и счётчиками, они не зря там лежат в коробке!

Итоговый счёт очков вполне может зашкалить за сотню. Два раза наблюдал, один раз сам так выиграл. :) Хотя это исключительная ситуация, конечно.

Полное доминирование!

Иногда после первых нескольких ходов приходится довольно радикально менять стратегию. Раньше такое встречалось намного реже. Собственно, даже по приведённому выше скриншоту можно посмотреть, как AI пытался балансировать между милитаризмом и пацифизмом, иногда явно затрудняясь в выборе. И даже ухитрился набрать 54 очка…

Кстати, Звезда Смерти (видна на скриншоте под псевдонимом Imperuim Planet Buster) — реально аццкая штука. :) Даёт «+3» к военной мощи, один престиж, аж 9 очков и очень сильно действует на нервы соперникам. :) Хотя, как видно, победы и не гарантирует. Но один раз (вживую) я выиграл исключительно за её счёт — снёс оппоненту четыре мощных мира и довёл его до белого каления. ;)

Захваты стали чаще, конечно. Легенду игры Том Леманн выдерживает очень чётко: сказано, что Галактика приближается к состоянию войны — чаще становятся конфликты.

Играть стало труднее: приходится одновременно контролировать целую кучу факторов, чего раньше было выражено не так ярко. В большинстве партий регулярно ощущается дефицит карт на руке.

Особый момент — правильное пользование разовым престиж-бонусом. Будучи применённым в нужный момент, он способен очень сильно помочь (в условиях нехватки карт на руке разыграть нечто сверхценное, взять с колоды целую кучу карт и оставить несколько себе, огрести кучу очков на потреблении и т.п.). Но — в нужный момент. Чувствую, что я ещё далёк от сколько-нибудь глубокого постижения этого искусства. :)

Естественно, ещё более трудно стало играть против компьютера. Который, зараза, все карты знает, всё помнит, цепочки рассчитывает на несколько ходов вперёд и не ошибается — разве что совсем не повезёт ему.

Какова, на мой взгляд, главная особенность третьего расширения? Скажу так: гораздо труднее по начальной руке стало прикидывать стратегию. Иногда просто смотришь карты — и видишь несколько разных путей, ни одному из которых нельзя явно отдать предпочтение. Выбираешь один наугад… а дальше как уж повезёт. Иле не повезёт.

Если это не нравится, то можно ввести домашнее правило: перед началом партии каждый игрок может один раз сбросить всю руку и набрать новые шесть карт. Или же набирать восемь карт вместо шести, из них сбрасывать четыре. Но у меня со временем подобные желания стали возникать всё реже — видимо, надо просто привыкнуть.

Гиковская всё-таки игра получилась. Весьма и весьма. Мой вам совет: перед тем, как обзаводиться третьим дополнением, обязательно попробуйте против компьютерного оппонента. А потом уж решайте.

Но в любом случае — да пребудет с вами шворц! ;)

8 комментариев:

  1. Михаил, спасибо за работу над переводом правил дополнений! Очень пригодилось!
    Не подскажете где можно скачать последнюю компьютерную версию данной игры? Прошел слух что там есть возможность играть по интернету. Правда ли это?

    ОтветитьУдалить
  2. Есть там такая возможность, правда сам не тестировал. Щёлкните в разделе «Ключевые слова» ссылку «Компьютерные реализации», и увидите там.

    ОтветитьУдалить
  3. Михаил, а ты сам через инет играешь?

    ОтветитьУдалить
  4. Если да, то я там Leks. Хотелось бы сыграть)

    ОтветитьУдалить
  5. Есть не совсем понятный момент по Целям превосходства. А точнее фраза "если вы достигли, но не превзошли, то вам всё равно полагается три очка". Достигли цели, указанной на жетоне, и за это уже три очка? Или три очка только тогда, когда два (или более) игрока достигли цели с равным "перевыполнением" условий цели?
    Например. Есть жетон цели "6+" (набрать военную мощь 6 или больше). Есть три игрока у которых в конце партии военная мощь: игрок "A"=7; игрок "B"=8; игрок "C"=9. Тогда игрок "С" получает 5 очков, а остальные игроки по 3 очка? А если бы игроки "В" и "С" набрали равное количество очков военной мощи в одно и тоже время (например по 10), то все три игрока("A","B","C") получили бы по 3 очка?

    ОтветитьУдалить
  6. Еще есть вопрос по захватам.
    "Все специализированные военные бонусы против захватываемого мира считаются." Обороняющийся мир свою основную военную мощь(без учета обороны конкретного мира) рассчитывает только исходя из основных бонусов военной мощи(красные кружки с белым внутри) или должен добавлять к обороне, например, повстанческого мира еще и бонусы военной мощи для данных миров(красные кружки с розовым внутри)?
    Пример. Игрок имеет на столе две военные карты: Galactic Imperium (+4 к захватам повстанческих миров - красный кружок с розовым внутри) и Rebel Underground (повстанческий мир с обороной 3). Тогда оборона игрока против захвата его повстанческого мира будет 3 или 7?

    ОтветитьУдалить
  7. Ответьте, пожалуйста, на последний вопрос выше. Заранее благодарен.

    ОтветитьУдалить
  8. +3. Внимательно читайте правила и примеры в них.

    ОтветитьУдалить