октября 10, 2009

«Race for the Galaxy»: ошибки новичков

Я уже признавался в любви к этой игре, и отнюдь не отказываюсь от своих слов. Однако следует также признать: по сложности своей «Race for the Galaxy» относится к числу тех игр, обучать которым новичков — не дай бог. :)

В этой статье я попробую разобрать типичные новичковые ошибки… многие из которых в своё время совершал и сам. Все названия карт и игровая терминология даются в оригинале (локализованной версии игры я не имею, да и перевод тамошний считаю откровенно неудачным).

Стартовый мир: предложение, а не предопределение!

В общем-то, ожидаемая ошибка, когда игрок, посмотрев на доставшийся ему стартовый мир, пытается строить на нём всю свою стратегию на всю партию. Не нужно!

Да, безусловно, NEW SPARTA в качестве стартового мира ну очень настойчиво предлагает попробовать военную стратегию. Точно так же, как OLD EARTH — откровенное приглашение строить общество производства-потребления. Точно так же можно привести примеры и для других стартовых миров.

Но что делать, если в первом случае на руку не пришло ни единой военной карты? А во втором — напротив, на руке сплошной милитаризм? Глупо ждать, когда тем или иным способом придёт желаемое: быстро потеряешь инициативу и проиграешь игру задолго до реального окончания партии. Нужно строить то, что реально можно построить, а возможности стартового мира всяко уж не окажутся лишними.

Это гонка! Не тормози!

Хорошо, когда за ввод в игру полезных и ценных карт можно заплатить из руки картами, которые явно не нужны в рамках выбранной стратегии. Хуже, когда приходится выбирать для оплаты полезные карты, которые жалко.

И совсем плохо — жалеть полезные карты для оплаты, набирая руку при помощи бонусной фазы EXPORE +1,+1.

Эта фаза может хорошо помочь в самом начале партии, когда инициатива скована у всех игроков, а вся игра-то ещё впереди. (Да  и на первом ходу кто-нибудь из соперников уж практически гарантированно заявит либо DEVELOP, либо SETTLE.) Эта фаза отлично помогает в середине партии, когда на руке есть мощная, великолепная карта, способная разом принести кучу очков (например, 6-cost development) — но для её дорогостоящего розыгрыша чуть-чуть не хватает. Ради большой выгоды можно разок и добрать.

Но добирать постоянно — очень, очень плохая идея. Это значит добровольно отказаться от инициативы и практически гарантированно проиграть.

Это гонка, но не понимай слишком буквально!

Очень характерная и забавная ошибка. А всё дело в том, что правила коварны: условия окончания игры и условия выигрыша никак не связаны.

Обычно новичок лепит на стол карту за картой, пытаясь во что бы то ни стало первым вывести на стол заветные 12 штук. Нередко это даже ему удаётся. И потом он очень удивлён своим проигрышем с разгромным счётом. :)

Не стóит. Такая спешка может иметь смысл лишь при военной стратегии, чтобы не дать соперникам успеть построить отлаженную машину по добыванию очков… ну, либо опередить другого «милитариста».

Твердолобый милитаризм и упёртый пацифизм

Тоже характерная ошибка. Изберёт человек военную стратегию, и начинает массово отправлять в сброс любые карты, дающие минус к военной мощи. А зря.

CONTACT SPECIALIST, конечно, даст пресловутое (-1). Зато за сброс карт из руки может помочь колонизировать могучий военный мир с собственной армией, мощь которой тут же компенсирует потерю. Для начала игры вполне актуально — за собственную-то единичную стоимость. PAN-GALACTIC LEAGUE даёт по 2 победных очка за каждый зелёный мир на столе. Ну и так далее.

Replicant Robots + Contact Specialist Наоборот тоже запросто. Строится общество производства-потребления, а военные миры уходят в сброс. Хотя уже упомянутый CONTACT SPECIALIST позволяет даром присоединять (1)-миры. А  в сочетании с REPLICANT ROBOTS — также и (2), и (3). Ну, кроме жёлтых, разумеется. Глупо пренебрегать такой возможностью.

А уж если игра идёт с дополнением, то комбинация карт CONTACT SPECIALIST + REPLICANT ROBOTS + IMPROVED LOGISTICS позволяет развернуть вообще совершенно безудержную экспансию.

Несвоевременная колонизация

Чрезвычайно интересный момент, на который я настоятельно советую обратить внимание всем, кто считает, будто действия игроков в «Race for the Galaxy» не влияют друг на друга напрямую.

Допустим, игрок А имеет на руке windfall-мир, который он хочет ввести в игру, дабы следующим ходом продать его ресурс за кучу карт. Он заявляет фазу SETTLEтретью фазу.

В то же самое время игрок Б, имея на столе кучу ресурсов, испытывает законное желание получить с них профит. И в этот же самый ход заявляет фазу CONSUMEчетвёртую.

Когда карты фаз будут вскрыты, игрок А скорее всего выскажет игроку Б много нехороших слов. :) Потому что, введя свой мир в третью фазу, тут же в четвёртую он вынужден будет скинуть его ресурс за какое-нибудь очко — полезно, конечно, но совершенно ведь не то, что ему хотелось! Либо вводить другой мир (если есть), либо пропускать им же заявленную фазу.

Игрок Б, разумеется, не виноват — ну откуда ж ему было знать, что А хочет поступить именно таким образом? Зато это не помешает ему получить дополнительный профит, введя в третью фазу собственный windfall-мир. :)

А потому что смотреть надо. Не только на свой стол, между прочим.

Конец подкрался незаметно?

Представьте себе такую ситуацию. Один из соперников заявил фазу EXPLORE, и вам на руку пришла отличная, ну просто замечательно подходящая под вашу стратегию, способная принести много очков development-карта. Как нарочно, другой соперник в этот же ход заявил фазу DEVELOPMENT.

Вы смотрите свои карты. Эх, ну вот ровно одной не хватает, чтобы разыграть сейчас эту прелесть! Можно, конечно, подождать до следующего хода, заявить DEVELOPMENT самомý, и тогда она как раз войдёт, ведь понадобится на одну карту меньше. А можно прямо сейчас разыграть какую-нибудь доступную мелочь, в надежде вывести прелесть чуть позже. Ваши действия?

Если вы ответили «подожду», то вы ответили неправильно. :) Потому что, прежде чем решать, нужно посмотреть на игровой стол.

Если кто-то из соперников сидит с 11 картами, то «позже» уже наверняка не будет. Если неразобранных VP-жетонов осталось две-три штуки, а у кого-то весь стол в ресурсах и заявлена фаза CONSUME, то «позже» не будет совершенно точно. В этих случаях — играть на стол всё что угодно, способное дать вам максимум очков прямо сейчас. Ну, а если концом игры пока не пахнет, то стóит, конечно, и подождать…

Я думаю, основная идея понятна: действия игроков очень даже могут влиять друг на друга, и следует отдавать себе в этом полный отчёт. И уж конечно, нужно следить за тем, насколько близок конец партии.

Недооцененные карты

В игре нет ненужных карт, и это следует уяснить сразу. Считать какую-то карту априори «ненужной» — значит заранее отказаться от некоторых путей к победе. Но речь сейчас не о том.

Две карты почему-то воспринимаются новичками странно, и не причине непонимания их механики, а чисто психологически.

GAMBLING WORLD

Эта карта отпугивает обилием цифири, хотя по сути своей очень проста. И полезна: конвертация одного ресурса в одно очко при собственной стоимости всего в единицу. Дополнительная её consume-возможность заключается в том, что можно выиграть карту себе в руку. Для этого нужно назвать число 1-7 и открыть верхнюю карту колоды. Если её стоимость совпала с названным числом, то карта забирается себе. Если нет — уходит в сброс.

Вот и всё. Это работает в любую фазу CONSUME (кем бы она не была заявлена) и в любом случае ни к чему не обязывает. Ну, не угадает игрок и не совпадут числа — но хуже-то не будет! А вероятность выигрыша… ну, она не очень велика, конечно. Но при везении можно и выиграть. Как-то мне это удавалось четырежды за одну игру. :)

Загадочная же таблица с цифирью — это не что иное, как справка по количеству игровых карт той или иной стоимости того или иного типа. В принципе на неё можно вообще не смотреть.

GALACTIC RENAISSANSE

Тут совсем забавно. Голубой кружок на карте вводит новичков в заблуждение, они начинают думать, будто эта карта ориентирована именно на «богемные» миры, и при выборе других стратегий даже не пытаются ей пользоваться.

Между тем ничего подобного! Если посмотреть на карту внимательно, то станет видно, что бонусным для неё является лишь один-единственный мир голубого цвета. Карта GR ориентирован на стратегии зарабатывания очков VP-жетонами, какой бы цвет не предпочитал игрок. Она просто великолепно работает с такими картами, которые позволяют осваивать ресурсы по принципу «три очка за две карты». Посмотрите, сопоставьте — и увидите сами.

Примеры карт, работающих с Galactic Renaissanse

8 комментариев:

  1. да, очень интересная игра, хотя я не очень люблю карточные игры. тем более не люблю длинные описания, но ваше мне понравилось )) спасибо. правда играли мы в нее пару раз всего, и у нас локализованная версия

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошие замечания, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Подскажите пожалуйста по карте GALACTIC RENAISSANSE, я так и не понял что значит: every three VPs in chips, rounded down.

    ОтветитьУдалить
  4. Количество победных очков, набранных ЖЕТОНАМИ (очки, приносимые картами на столе, не считаются!) разделить на три, округлить вниз. Результат и есть бонус, даваемый GR в конце игры. То есть, грубо говоря, эта карта увеличивает на треть число победных жетонов.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо большое, а то я подумал, что в конце игры количество победных жетонов сокращается до одной трети, что ввело меня в заблуждение :)

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный9 мая 2010 г., 13:41

    Здравствуйте.
    Подскажите,каким образом идет подсчет VP на примере карт улучшений Торговая гильдия,Галактическое возрождение и Всегалактическая лига.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  7. «Галактическое Возрождение» — в конце игры разделить количество победных очков, набранных жетонами, на три, округлить вниз. Добавить результат к своему счёту. Кроме того, добавить по три очка за каждую из карт «Научная Станция», «Законодатели Галактических Мод», «Колония Художников», если они были сыграны.

    «Всегалактическая Лига» — в конце игры добавить к счёту два очка за каждый зелёный мир (генетика) на столе игрока, одно очко за каждый незелёный военный мир, три очка за карту «Контактёр», если была сыграна.

    «Торговая Гильдия» — в конце игры добавить к счёту два очка за каждый производящий (кружок залит цветом внутри) мир на столе игрока.

    Естественно, в каждом случае считающий игрок исходит только из своих собственных карт и очков. :)

    ОтветитьУдалить