января 24, 2012

«Зомби! Спасайся кто может!» — обзор игры

Сунь-Цзы сказал: хорошо, спасаясь бегством от зомби, бежать быстрее зомби. Но истинно мудрый полководец во главе большой армии вполне довольствуется тем, что бежит быстрее самых медленных своих солдат.

…Или это не Сунь-Цзы сказал? Вообще мысль довольно очевидная. Может, и не он. Но откуда-то эта мысль процитирована на коробке, хотя и более современным штилем.

Издательство «Правильные игры» выпустило довольно необычную для себя игру. Во-первых, она рассчитана на сравнительно большие компании (3-7 человек, но об этом позже). Во-вторых, это ярко выраженный филлер, то есть игра с очень простыми правилами и рассчитанная на быстрые партии. Вот и давайте смотреть, чего получилось.

Весь сюжет, собственно, вполне укладывается в ту самую цитату. Вы вместе с друзьями спасаетесь бегством от орды голодных зомбей. Удалось спасти — хорошо. Остались последним несожранным  — тоже неплохо. Зомби нажрались вашими друзьями, отяжелели, и уже не представляют для вас угрозы. Можно поскорбить. :)

Зомби, если вы не знали, бывают разные. Весь этот зомбоопарк щедро представлен в игре: инвентарь состоит из колоды на 63 карты. Число немного необычное (нечётное), поэтому остановимся на колоде подробнее.

Всего есть десять видов зомбей, против каждого из которых полагается обороняться особым гаджетом. И ещё один вид особо противен — настолько, что против него и обороняться-то нечем. Итого мы имеем 10+10+1=21 тип карт, по три экземпляра каждый. Карты очень просты, идентифицируются цветами (пара “зомби-гаджет” имеет совпадающий цвет) и замечательно иллюстрированы. Арт яркий, мультяшный, несерьёзный, и именно такой, как надо. За что большое спасибо художнику Денису Воронину. Как можно видеть, карты зомби имеют чёрную окантовку, а карты вещей, помогающих против зомби — белую.

(Мысли вслух. Господа издатели, было бы очень неплохо указывать художников на своих сайтах. Вот честное слово, они того заслуживают!)

Всё это упаковано в традиционно гипертрофированную коробку с крайне неудобным открыванием. Да, я знаю, что очень часто указываю на этот коробочный недостаток. И прекрасно понимаю, что в обозримом будущем вряд ли что-то изменится. Но это недостаток, и я таки буду тыкать в него в него своим грязным пальцем. :)

Правила, как уже говорилось, очень просты. В свой ход можно сыграть одну карту на себя или кого-то другого. Напустить на кого-нибудь зомби, либо поделиться с кем-нибудь (почему бы и не с собой любимым?) полезным ништяком. Если у кого-то при этом оказывается однотипная чёрно-белая пара карт, она сбрасывается. А карты без пары либо приближают к победе (если это белые ништяки), либо наоборот (если это чёрные зомби). Повторяться цвета не могут.

Наличие у кого-то пяти разных ништяков автоматически означает выигрыш — типа, настолько хорошо вооружённому кренделю никакие зомби уже не страшны. :) Наличие у кого-то пяти разных зомбей означает торжество оных. Игрок сам превращается в зомби и остаток игры тупо пакостит прочим живущим. Почему тупо? Ну так мóзги-то съедены. :) Если в живых остался только один игрок, то он побеждает автоматически.

Есть ещё интересный момент. В свой ход можно сыграть одну дополнительную карту при одном условии: она играется либо себе во вред, либо другому на пользу. И вот здесь-то мы подошли к самому интересному элементу игры — социальному.

Мне уже доводилось встречать на разных русскоязычных сайтах презрительные отзывы про игру — дескать, примитивно и тривиально. Со всей категоричностью должен сказать: авторы этих отзывов ни хренá не поняли. Вообще ни хренá.

Блин. Это игра не о раздаче карточек! Это игра про альянсы, весёлые гадости, стёб и некоторую толику отыгрыша. Тут нужна нормальная — не побоюсь этого слова, правильная, — компания. Гики-задроты могут до посинения играть в свои агриколы, виньосы, кýбы, пуэрторики и прочий еврогейм — «Зомби!» просто не для них. Это игра для тех, кто, хвала небесам, не разучился ещё получать удовольствие от самогó процесса игры и общения в рамках оного.

«Зомби!» — игра для большой компании. Чтобы было с кем заключать временные либо постоянные союзы, ибо горе одиночке. Союзы можно поддерживать дополнительными действиями, а основные действия тратить на самозабвенные гадости, ловя лулзы и лучи ненависти с объектов оных… ну и периодически генерируя всё это самостоятельно, как же иначе-то. :) При этом сладостно лелея предвкушение момента, когда на дорогого союзничка весело набегут прибережённые про запас зомби. :)

Я не знаю, как этого можно не понимать. Видимо, еврогейм выворачивает мозги. Нормальные же люди играют в «Зомби!» с удовольствием, чего я лично наблюдал на выставке «МИПЛ-2011» в Красноярске. Кстати, огромный плюс «Правильным играм» за то, что они привезли зомбей не только для демонстрации (как все другие издатели), а и на продажу тоже. Брали весьма неплохо, благо и цена у игры небольшая.

 

Но раз уж я завёл речь о социальном элементе, здесь стоит подробнее поговорить о таком факторе, как число игроков. На коробке значится «3-7», но это явное лукавство. Играть втроём особого смысла нет: всё сразу же сведётся к ситуации «двое на одного» — беднягу-одиночку быстро закидают чёрными картами зомби, и останется ему разве что кингмейкинг: кому из двоих оппонентов нагадить больше, а кому меньше. Настоящая игра начинается от четырёх участников, а пять и больше вообще идеально. Здесь открывается широчайшее поле для альянсов, и скучать точно не придётся. Ввосьмером, кстати, играть вполне можно (ну, конечно, увеличится время партии и даунтайм, но терпимо).

В общем, у «Правильных игр» получилось очень удачно. Я бы сказал, что чего-то именно в этом роде их линейке и не хватало: среди спокойно-размеренных подчёркнуто позитивных настолок такому вот пакостно-трэшевому филлеру самое место. :) Напомню, что я назвал «Зомби!» одним из двух лучших филлеров 2011 года…

Достоинства игры:

  • Оформление.
  • Очень простые правила.
  • Минимум места как для хранения, так и для игры.

Недостатки игры:

  • Коробка.

Неоднозначные особенности игры:

  • Агрессивное взаимодействие.
  • Как и все пакостные игры, требует социальной адекватности от участников.
  • Тематика может понравиться не всем.
  • Предназначена для большой компании.

Техническая информация:

  • 63 карты размером 61×89 мм.
  • По заявлению издателя — 3-7 игроков от 10 лет. Я бы указал 4-7 игроков от 12 лет. Объявленная продолжительность партии — 15-30 минут.

Смотрите также:

  • «Lifeboat» — обзор другой пакостной игры на 4-7 участников.
  • «Zombie Dice» — компанейская игра совершенно аналогичной тематики, но со стороны зомби. :)

12 комментариев:

  1. А почему вы увеличили возраст до 12 лет? Из-за социальной неадекватности более младших?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. VAV, в общем да. Я заметил у детей интересную особенность. К дуэльной игре «один на один» они обычно относятся довольно адекватно. А вот в компании, где каждый ВНЕЗАПНО может встать на ту или иную сторону, потом вдруг переметнуться и т.п. (привет от «Манчкина») могут вскипеть такие шекспировские страсти, что мало не покажется никому. :) Да что там дети, если у многих взрослых такие игры нередко вызывают самые настоящие семейные ссоры. Что-то как-то народ разучился разделять игровую и бытовую реальности. :)

      Удалить
    2. Да, есть такая проблема. А вы как-нибудь решаете ситуации, когда игрок лично на себя воспринмает игровые "подставы"? Или просто не играете с не совсем адекватными? :)

      Удалить
    3. В такие игры — стараюсь не играть. :) Хотя иногда случается такое, что хоть стой, хоть падай.

      Уж на что «Диксит» бесконфликтен и позитивен, и то был случай, когда блондинко в свой ход пятнадцать минут (!) смотрело в карты, а когда кто-то заметил, мол давайте запишем остальным по два очка и передадим ход дальше — швырнуло карты, ударилось в слёзы и удалилось на кухню переживать. :)

      Удалить
    4. Внезапно, Диксит перестал быть милой забавой в моих глазах.

      Простите за назойливость, но еще очень хотелось бы узнать ваше ответственное мнение про следующую ситуацию: в играх с прямым взаимодействием частенько бывает ситуация, что несколько игроков (чаще плохо играющие или новички совсем) пытаются валить не того, кто сильнее и ближе к победе, а того, кто послабее и кого гарантированно можно покусать.

      Видимо, это из той же серии, что и неумение игру от жизни отличать :) и есть ли какие-нибудь способы донести до таких, что надо быть проще и разумнее?

      Off : давно хотел спросить - что вы думаете о настольном Старкрафте? :)

      Удалить
    5. Объединиться с кусаемым (тот охотно согласится, скорее всего), и тогда плохоиграющему либо новичку против опытного игрока мало не покажется. :)

      Старкрафт же прошёл как-то мимо меня — и компьютерный, и настольный. Но я несколько раз видел, как его настольную версию приходили покупать подростки или дети, буквально с деньгами из копилки. И как уходили, буквально прижимая коробку к груди. И одно это уже внушает уважение, игра-то ведь из дорогих.

      Удалить
    6. Жалко. Было бы интересно почитать ваши отзывы :)

      Удалить
  2. Очень согласен с мнением. Считаю игру хорошим фаном большой компании от 4 человек.

    ОтветитьУдалить
  3. Честно говоря для большой компании есть Уно - где можно сподлить товарищу и весело поржать. Есть Bang, Mag Blast и прочие игры с прямым и жёстким взаимодействием и при этом достаточно простыми правилами.
    А здесь как-то ну уж совсем примитивно получается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Неплохие варианты, но это немного другое. «Уно» абстрактна (нет отыгрыша) и играется по кругу, то есть нагадить можно не всем. «Бах!» очень хорош, но было бы преувеличением сказать, что там простые правила. Как показывает опыт, иногда до новичков ОЧЕНЬ долго доходит концепция дистанции. :) В «Mag Blast» не играл, тут ничего сказать не могу…

      Удалить
  4. Игра все таки слишком примитивна, даже для больших компаний. Есть ощущение что если добавить пару штрихов к правилам и она станет во много раз интереснее. Ну может кто и придумает такой хоумрульный штрих.

    ОтветитьУдалить
  5. Мы тут собирались ФПМИ-шной тусовкой в честь дня рождения одногруппника. И подарили ему как раз "Зомби". Я вот так скажу - в эту игру надо сыграть несколько раз, чтобы прочувствовать. Первый раз она правда кажется унылой и примитивной.
    И насчёт правил - они как-то странно написаны. Мы над ними довольно долго тупили

    ОтветитьУдалить