декабря 28, 2011

«МИПЛ-2011»: часть 3. Игры, которые игрались.

Рассказ о красноярской выставке закончу впечатлениями от сыгранного. Вообще я крайне редко пишу игровые отчёты, но здесь случай особый — выставка-то была игровой. :) И одной из целей, ради которых я на неё ехал, было как раз получить впечатления от новых игр. Ну и поиграть в игры старые с новыми людьми — тоже цель вполне достойная. Понятно, что эти выставочные дни получились довольно насыщенными.

Итак, если к трём дням собственно выставки прибавить ещё один день, ушедший на дорогу туда-сюда в поезде, то вот во что было сыграно.

  • «Ascension: Storm of Souls» — две партии, на двоих и троих;
  • «Диксит» — три партии, на пятерых-шестерых;
  • «Qwirkle» — одна партия на четверых;
  • «Доминион» (база) — одна партия на двоих;
  • «Ascension: Chronicle of the Godslayer» — две партии на двоих;
  • «Zombie Dice» — одна партия на двоих;
  • «Анк-Морпорк» — одна партия на четверых;
  • «Arcana» — одна партия на четверых.

Жирным шрифтом выделено то, что игралось непосредственно на выставке; остальное либо в поезде, либо вечером на квартире. Кроме того, я активно присматривался к тому, во что играли другие, и об этом тоже постараюсь рассказать.

В огромном выставочном зале стратегически правильную позицию заняли «Правильные игры» — они расположились рядом со входом, и именно к ним прежде всего попадали посетители-казуалы. :) Помимо старых добрых испытанных хитов («Зельеварение» — хит абсолютный), заметным успехом пользовалась новинка — карточный филлер «Зомби! Спасайся кто может!». Про зомбей я ещё расскажу в отдельном подробном обзоре, потому что эта игра мне очень понравилась — именно чего-то в этом роде данному издателю и не хватало. Кстати, как можно видеть по снимку, «Правильные игры» представляли посетителям ребята из кадетской школы и, не побоюсь повториться, делали это прекрасно.

Добавлю ещё, что в зомбей можно было не только поиграть — они тут же и продавались. Этим «ПИ» выгодно отличились от других издателей, которые свои новинки привозили лишь на демонстрацию, но не на продажу. :) Ну а пока шла выставка, зомби добрались и до обычных магазинов (во всяком случае, в Новосибирске получилось именно так).

Дальше в моём списке интересов значился «Анк-Морпорк» от «Звезды», и мне удалось в него поиграть. Но, раз уж речь зашла о «Звезде», упомяну ещё две их новинки, которые обратили на себя моё внимание.

Первая — это «Фараон» (который в оригинале «Khet 2.0»). Этакие лазерные шахматы. Поле, по которому двигаются фигуры с зеркальными поверхностями, и из этих фигур две умеют испускать лазерные лучи, убивающие другие фигуры. Всё сделано тщательно и основательно, чтобы лучи не отклонялись в сторону — а то после нескольких отражений поди этот луч найди. :) Я не знаю пока, сколько это будет стоить (подозреваю что немало!), удастся ли «Звезде» удержать на уровне качество, и как это будет продаваться, но можете поверить: выглядит совершенно офигенно и в руках держать приятно. Представляет определённый интерес не только как игра, но и как игрушка.

Другой новинкой «Звезды» были «Звёздные войны: Война клонов». Которые вызывали совершенно противоположные чувства — прямо скажем, граничащие с отвращением.

Чёрное поле с клетками нарисовано на уровне вводной лабораторной работы по CorelDraw, а миниатюры — миниатюры! то, в чём «Звезда» традиционно сильна! — выполнены на уровне второгодника очень средней художественной школы. Ощущение такое, что издатели сэкономили сначала на всём, на чём было можно, а потом ещё и на всем, на чём было нельзя.

Лично у меня, поклонника «Звёздных войн» с 23-летним стажем, сие поделие ни малейшего интереса не вызвало. Это не то что покупать — в руки-то взять противно.

Ну и, наконец, помянутый «Анк-Морпорк». Сразу скажу, что «Плоский Мир» Терри Пратчетта мне нравится. Хотя фанатом назвать себя я никак не могу. :) Но тема безусловно интересная.

Игра получилась примерно столь же странной, сколь и сам этот мир. :) Причём, сыграв, я даже не сразу понял, почему именно. Оформление шикарно, качество изготовления тоже. Механика вроде тоже нормальная. А вот послевкусие остаётся непонятное.

По механике, если кто не знает, это комбинация тайных целей и area control. В городе творится бардак и вы гоняете по кварталам своих слуг (отчего бардак обычно только усиливается). Если где-то с бардаком таки удалось справиться, то можно попробовать привести этот район к общему… э-э-э… пардон, своему собственному знаменателю. А дальше смотрим, насколько всё это согласуется с карточками личных целей. Вроде нормально всё.

Потом уже я понял, в чём дело. Игра подсознательно настраивает на основательную долгую партию — здоровенное поле, много компонентов, карты, ну в общем, большая настольная игра, — а партия запросто может взять и закончиться минут за пятнадцать. Диссонанс такой. Я не знаю, конечно, как это будет у не-гиков. Свою аудиторию «Анк-Морпорк» наверняка всё же найдёт.

Ещё у меня остались заметные претензии к правилам. Во-первых, они сразу снабжены FAQ-ом, что лично я считаю очень дурным тоном. Если основной текст правил ещё до выпуска игры в продажу вызывает частые вопросы, значит, надо этот текст переписывать, а не FAQ к нему пристраивать! Чтоб не возникали такие вопросы! И никто меня в этом не разубедит. Во-вторых же, правила кишат моментами, вызывающими чисто манчкинские дискуссии типа «когда слуга покидает район» — это как понимать? любой слуга или слуга любого оппонента? Причём проблемы здесь явно не у «Звезды» с переводом, а у исходника от автора. Хотя автором здесь не кто-нибудь, а Мартин Уоллас… Неспроста, ох неспроста «Мир Хобби» отказался от этой локализации… ;)

Переходя к следующему впечатлению, походя пну нелюбимую мной «Агриколу». :) На первый день выставки был запланирован турнир по этой версии «счастливого фермера»… ну так вот — на оный турнир явился один человек. :) Что символизирует. Я считал и продолжаю считать эту локализацию «Мира Хобби» крайне неудачной. Не потому, что там какие-то косяки (про это не знаю), а потому что с таким запозданием она была не нужна в принципе. Пристроить тираж по магазинам наверняка удалось (ну как же — коробка с сáмого топа BGG!), а дальше она лежит мёртвым грузом…

Ну и напоследок, как водится, самое приятное. Таковым для меня стал «Qwirkle» — немного загадочно выстрелившая в этом году абстрактная игра. Загадочно, потому что игра-то весьма не новая, однако медальку на неё навесили лишь сейчас. :) Абсолютно, впрочем, заслуженно.

Игра представляет собой этакий гибрид домино, «сета» и «коровы 006». Приставлять фишки нужно в линию (домино); каждый образующийся ряд должен быть либо из одной фигуры разных цветов, либо из разных фигур одного цвета («Сет»); выставление шестой фишки в ряд приносит плюшку («корова 006», только наоборот).

Идеальная семейная игра. Сыгранная партия представляла собой феерическое зрелище — десятилетний ребёнок, севший за «Qwirkle» впервые, едва не порвал на британский флаг трёх взрослых, из которых один уже сыграл в это кучу партий. :) И лишь отчаянными усилиями этот наиболее опытный взрослый еле-еле свёл партию вничью с ребёнком. :) Единственным недостатком можно назвать лишь необходимость записи счёта — ну, или слежения за ним каким-то другим способом. Штатных средств для этого не предусмотрено. А так всё здорово. При некотором сходстве игра намного интереснее задротского «Сета»…

Кстати, пока мы играли в «Qwirkle», буквально у меня за спиной группа новосибирских маньяков осваивала ещё одну новинку этого года — «Mage Knight». Героически сражаясь с наполовину отсутствующими правилами, которые (правила) в конце концов всё же были побеждены. Впрочем, это отдельная история, которая изложена одним из её участников здесь. Я участвовать не рискнул, ибо заранее предчувствовал, что это часа на три (так и вышло), а я, помимо того что играть, ехал же ещё и тусоваться. :)

Мой же отчёт о «МИПЛ-2011» на этом закончен. Было здорово. Вот.

6 комментариев:

  1. Во-первых,если читать фак к ПМ(А-М), то можно увидеть что вопросы там написаны теми, кто видимо правила не читал совсем.
    Во-вторых,не согласен по поводу Агриколы, я уверен что игра нашла армию поклонников, не желающих сидеть с переводом карт.В том числе и меня.

    ОтветитьУдалить
  2. А важны ли причины, по которым к правилам сразу приставляется FAQ? Автор ли накосячил, издатель ли проявил усердие не по уму — в любом случае это свидетельствует о том, что чего-то прошло не так.

    Что же касается «Агриколы», то я нисколько не сомневаюсь в существовании большой кучи людей, весьма не согласных с моим мнением. Что не мешает мне его иметь — я считаю эту локализацию принципиально не нужной, а над самóй «Агриколой» при случае всегда потешаюсь и буду потешаться. ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Локализация "Агриколы" не нужна? Т.е. вы не видите перспектив развития настольного движения в России? Пусть настолки останутся забавой для избранных, для тех, кто в совершенстве знает английский и без проблем способен заказать себе игру из любого зарубежного интернет-магазина ?

    ОтветитьУдалить
  4. Локализация Агриколы для развития настольных игр в России это шаг в сторону, а не вперёд. Есть много более эффективных кандидатов на локализацию, чем толстенная дорогущая коробка, претендующая на замену казуальной весёлой фермы

    ОтветитьУдалить
  5. Здесь можно спорить бесконечно долго, т.к. люди, свободно играющие в игры с большим количеством текста на иностранном языке и те, кто могут играть только в локализации, никогда не найдут взаимопонимания.

    ОтветитьУдалить
  6. Просто Михаил не любитель евро геймов в целом и агриколы в частности, поэтому его мнение очень субъективное. Я же считаю локализацию нужной, хоть и есть у меня к ней нарекания.

    ОтветитьУдалить