ноября 15, 2011

От «101» через «Уно» к «Свинтусу 2.0»

Была такая традиционная карточная игра под названием «101» («Сто одно»). Весьма популярная у детей и подростков — рандомная, но фановая, эмоциональная и весёлая. Весь её движок можно описать одной фразой: сбрось свои карты первым, играя их в масть или в номинал. Фишка же в том, что большинство карт играются не просто так, а имеют разные эффекты при розыгрыше на стол и/или подсчёте очков. По большей части пакостные. Заставляющие соседа пропустить ход или там чего-то подобное.

«101» имеет множество вариантов и названий: и «чешский дурак», и «сумасшедшие восьмёрки», и «мау-мау», и бог весть ещё сколько, имя им легион. Нетрудно догадаться, что игра достаточно распространена по миру — за братьев-чехов я, правда, не скажу, а вот немцам она точно знакома: в 1989 году (аккурат на новогодние праздники) я играл в неё в Берлине с тамошними оболтусами, своими ровесниками. :)

А «сумасшедшие восьмёрки» — это англоязычное название игры («Crazy Eights»). И вот в 1971 — сорок лет назад! — некто Мерль Роббинс выпустил коммерческую версию сей народной игры.

Версия эта называлась «Уно» («UNO»), и по сравнению с оригиналом Роббинс добавил немного психологического элемента. Добавок таких всего две: необходимость объявлять розыгрыш предпоследней карты с руки специальным воплем, и проверка на вшивость игрока, вбросившего Самую Мерзкую Карту. В случае чего неосторожный пакостник или забывчивый дятел мог получить ответную пакость или поиметь штрафные санкции. :)

Эти нововведения вполне пришлись ко двору — игра, как мы помним, и так-то была изначально пакостной! — и «Уно» оказалось коммерчески весьма успешной. Ключевое слово тут «коммерчески»: продаётся, и неплохо, но у настольщиков ценится не шибко высоко. Рейтинг на BGG у неё болтается где-то в середине восьмой тысячи, и это говорит само за себя…

Сам я не считаю «Уно» хорошей игрой. Цена на неё явно задрана (это при почти полном отсутствии оформления как такового), и задрана сильно. В сравнении со «101», играемой традиционной колодой, она имеет только одно достоинство: больше карт и, как следствие, больше число возможных участников. Правда, это имеет и оборотную сторону: больше карт — меньше процент пакостных. Для сравнения: в классическом «101», играемом малой 36-колодой, те или иные эффекты имеют 25 карт (все, кроме десяток, валетов и трёх королей). А в «Уно» 108 карт, и из них лишь 32 эффектных. Так что оно играется более спокойно. Народ, конечно, оперативно допилил кучу хоумрулов, а издатели спохватились и пачками штампуют колоды с тематическим оформлением («Симпсоны», «Тачки» и т.п.), но… в общем, понятно.

«Уно» имеет реализации практически под все компьютерные платформы и выпущено мини-приложениями под разные социальные сети. Интересно, кстати, упомянуть один факт. Дело в том, что официальные реализации игры от компании Gameloft под Android и iOS дружат между собой! То есть вы можете совместно играть на iPad/iPhone/iTouch и куче андроидных планшетов без всяких ухищрений и танцев с бубном, была бы лишь WiFi локалка. Прямо скажем, нечастый случай в наш век конкуренции…

Впрочем, вернёмся к нашим картам. История продолжается, и в 2006 году — пять лет назад! — выходит российская коммерческая версия игры под названием «Свинтус». Название говорящее, ибо участникам предлагается подкладывать свинью другому, о чём коробка непосредственно и намекает. :) На сайте издателя также утверждается, что изначально название было приурочено к грядущему году Свиньи, но оказалось настолько удачным, что это уже давно позабылось. :) Свинская тематика нашла отражение в оформлении, которое совершенно безупречно, да и ценник тут пониже, чем в случае с «Уно», так что это воплощение я считаю очень удачным.

Кстати, так считаю не только я. Это может удивлять, но в рейтинге BGG «Свинтус» находится гораздо выше, этак на две с лишним тысячу позиций. Можете убедиться сами. :)

В «Свинтусе» добавлены отыгрышные элементы (карта запрета разговоров на следующий круг) и даже проверка физических навыков (знаменитая карта «Хлопкопыт», требующая как можно быстрее положить ладонь на колоду. Самый тормоз будет наказан двумя картами). В общем, игра сохранила все старые прелести и получила парочку новых. Геймплей гораздо энергичнее, чем в «Уно», что опять-таки видно по соотношению карт: всего 112, из них эффектных 48. Плюс некоторые самые интересные хоумрулы сразу заложены в правила. В общем, очень удачно получилось.

Достаточно удачно, видимо, чтобы в конце нынешнего 2011 года «Игрология» выпустила «Свинтус 2.0», чью коробочку вы можете видеть в шапке статьи. Смысл заветного «2.0» ясен каждому, кто хоть сколько-нибудь близок к миру компьютеров: подобные заявки означают, что в продукте что-то коренным образом изменили и/или улучшили.

Казалось бы, ну что можно усовершенствовать в механике «101», уже и так развитой коммерческими версиями (тем же «Свинтусом 1.0»)? Вот и мне было интересно. После некоторого ожидания (пока появится в наших местностях) коробочка была открыта, карты и правила изучены… хм, а оказывается, и впрямь можно усовершенствовать! :)

В общем-то, уже сама коробка сообщает: внутри 176 карт (напомню, раньше было 112). Это много, конечно — и очень много! — так что в большинстве случаев имеет смысл выбрать из них подмножество, в зависимости от личных предпочтений и размера компании. Несколько идей предлагается в книге правил, но никто не мешает проявить творческий подход и придумать что-то своё…

Опять же, по коробке видно, что стиль оформления остался прежним. Это абсолютно правильный шаг и в общем, менять здесь просто ничего не нужно — ни сейчас, ни впредь. Графика у «Свинтуса» великолепна (художник — Сергей Дулин) и на все 100% соответствует тематике. Хотя на сей раз к офисным свинтусам добавились и другие животные персонажи.

Вот как раз и давайте поговорим о новшествах подробнее. Их можно примерно разделить на две категории.

Категория первая — это чистое развитие карточной идеологии 101/Уно. Здесь почти нет компанейской составляющей, просто появились дополнительные действия картами с последующими неприятностями в адрес наименее удачливого игрока. Если говорить более конкретно, то можно затеять раунд специального вида. Так называемый Свинорост требует играть карты возрастающего достоинства, и первый же, кому положить будет нечего, огребает лишние карты в руку. А так называемый Темнодел открывает раунд игры втёмную — всё по обычным правилам, но карты кладутся закрыто и называются вслух. Можно продолжить, а можно не поверить и проверить. Ну да, вы правильно догадались: тот, кто не поверит напрасно — тот и огребёт. В противном же случае огребает последний совравший. :)

Честно говоря, «Темнодел» настолько органично вписывается в идеологию игры, что даже удивление берёт — как сам-то до такого не догадался. :)

Категория вторая, напротив, чисто компанейская. Она образована так называемыми картами этикета и картами куража. Они не имеют цвета, но имеют номинал — в номинал они и играются, на любой цвет. Но это не главное их применение, главное в другом.

Карты этикета, по существу, являются картами событий. Каждый раз, когда означенное на карте событие происходит (точнее, когда оно генерируется кем-то из участников), ему можно впарить эту картами вместе с ещё двумя картами из руки. Можно ограничить это правило, чтобы никто не имел возможности выиграть таким образом.

Карты куража — это, по сути карты пакостей. Которые, согласно идеологии игры, можно устраивать просто так. :) Ну то есть надо всего лишь, чтобы кто-то сыграл карту совпадающего номинала, тогда ему можно всучить пакость, он положит её себе на стол и вынужден будет выполнять. :) Правда, от пакости можно будет избавиться, сыграв её с стола точно так же, как с руки. Особенно доставляет карта «Поклонник», напоминающая «Крагморту» и одновременно «Из грязи в князи». :)

Ну и, наконец, где-то посередине между этими двумя категориями находится третье новшествокарты вызова. Суть вполне определяется названием: сыгравший такую карту что-то затевает, и в результате кому-то не повезёт. Ага, вполне возможно, что и самомý затейнику. :)

Эти карты, напротив, имеют цвет, но не имеют номинала, и на них изображены персонажи такого собакообразного-гопникоподобного вида. Что вполне соответствует. А промежуточное положение они занимают из-за того, что часть игровых вызовов носит чисто карточный характер, а часть — чисто фановый и компанейский. Пример последнего вы можете видеть слева, равно как и соответствующий арт.


Вот такой вот он, дванольный «Свинтус». Удалась ли затея? Я категорически считаю, что да — равно как и дванольность. Это действительно новая игра, которая, как и полагается, осталась обратно совместимой со старой: никто же не мешает убрать из колоды все новинки и играть как прежде. Недостатком можно назвать разве что чрезмерно большую коробку (насколько я понимаю, это произрастает из партнёрства с «Миром хобби», в котором издана игра).

И кстати, — второго «Свинтуса» возили в Эссен-2011. По словам Тимофея Бокарева, там игрой заинтересовались четыре издателя, так что не исключен экспорт свинства в заграницы. :) Что ж, пожелаем удачи!

3 комментария:

  1. Сам я к филлерам прохладен, но во время тестирования игра со змеями понравилась. Всякие компанейские штучки уже не по мне. Проделанной работой доволен. (:

    ОтветитьУдалить
  2. А я от филлеров, похоже, никуда уже не денусь. :)

    ОтветитьУдалить
  3. ИМХО: По качеству проработки и продуманности это игра где то между 4- и 3+, Uno в этом плане выигрывает, т.к. не имеет лишних карт, а в этой игре их чуть ли не больше половины.

    P.S. А ведь свинтус позиционируют как совершенно новую отечественную разработку

    ОтветитьУдалить