мая 20, 2011

«7 Wonders»: обзор игры

Чудеса света… вы задумывались когда-нибудь, чтó делает их таковыми? Очевидно, всеобщее признание — чтобы весь свет признавал их чудесами. А это значит, что в нелёгком деле чудостроения никак не обойтись без соседей: и ресурсы у них купить в случае чего, и пиар себе обеспечивать за их счёт. Но, с другой стороны, соседи штука сложная — ресурсы вам продадут, чудом вашим повосхищаются… а потом возьмут, да и пойдут на вас войной. Как говорится, вот и верь после этого людям.

Обо всём этом и идёт речь в новой игре Антуана Баузы, которая так и называется — «Семь чудес света». Список чудес в ней классический, по Антипатру-Филону-Плинию, так что играть могут до семи человек включительно. Есть, правда, одна особенность, но о ней ниже. А по жанру мы получили “карточную цивилизацию” с очень интересной механикой, которую сегодня и рассмотрим.

Сначала давайте порассуждаем о коллекционных карточных играх. Я говорил уже, что тамошние идеи вполне ощутимо влияют на традиционные настолки. Вот «Доминион» — он использует идею колодостроения. А вот «Fairy Tale» использует идею драфта (кстати, к ней приложил руку не кто-нибудь, а Ричард Гарфилд — «отец Magic the Gathering»). В «Race for the Galaxy» (RftG) тоже можно играть с драфтом, — а Том Леманн прямо говорил, что корни RftG произрастают из его неизданной ККИ… Идея же драфта, напомню, заключается в передаче карт от соседа к соседу.

Вот и «Семь чудес» используют эту механику. Сделав что-то, нужно отдать свои карты соседу справа/слева, получить комплект карт от соседа слева/справа, и продолжать творить своё чудо. Каждый игрок представляет определённую культуру со своими амбициями и пытается развить её, оказавшись круче других.

Идейно всё довольно похоже на ту же «Race for the Galaxy». Игрокам случайным образом достаются «векторы развития» — планшетки с изображениями чудес, на которых обозначены начальные условия и выгоды, которые чудо будет приносить по мере своего строительства. У каждой планшетки есть две стороны, попроще (сторона “А”) и посложнее (сторона “В”). Исходя из этих данных, каждый будет развиваться по-своему.

Затем начинается само развитие, и проходит оно в три этапа — три эпохи. В каждую эпоху игроки получают по семь карт и шесть раз реализуют вышеупомянутую цепочку «сыграл карту  — передал/получил карты». Последняя оставшаяся на руках карта уходит в сброс.

Конец эпохи ознаменован завоеваниями: игроки сравнивают свою военную мощь с мощью непосредственных соседей и в зависимости от результатов получают жетоны побед/поражений (в конце партии они принесут очки… а может, и отнимут). И наступает новая эпоха с новыми картами (в третью эпоху карты посложнее).

Имеется семь видов карт:

  • Коричневые дают сырьё (глина, руда, камень, дерево);
  • Серые производят товар (стекло, ткань, папирус);
  • Синие дают непосредственно победные очки;
  • Зелёные обеспечивают научный прогресс;
  • Красные дают военную мощь;
  • Жёлтые развивают торговлю (позволяя покупать у соседей дешевле);
  • Фиолетовые дают победные очки согласно выполнению определённых критериев (аналог 6-developments из RftG).

Играть эти карты можно тремя способами:

  • Скинуть карту с руки за деньги;
  • “Построить”, то есть выложить карту на стол за её стоимость постройки ради получения её эффекта;
  • Положить карту под планшетку, как отметку очередного этапа чудостроительства.

Чтобы “построить” карту, необходимо иметь для этого соответствующие ресурсы, а если их нет, то покупать у соседей. (Вся торговля и все войны происходят только с соседом слева и соседом справа — а это означает, что для нормальной игры требуются минимум трое участников.) Есть и другой способ: строить карты «по цепочке» в определённой последовательности, тогда это делается бесплатно. Обозначения на картах, в отличие от RftG, очень просты. :)

Вот примерно так. В конце игры все победы, поражения и постройки, а также деньги в казне и текущее состояние чуда — всё это выльется в победные очки. А теперь давайте разберём механику подробнее.

Взаимодействие есть. Торговля с соседями, победы и поражения в зависимости от военной мощи, да плюс ещё фиолетовые гильдейские карты дают очки в зависимости от ситуации у соседей. Но это не всё. Возможность скинуть карту за деньги — это тоже взаимодействие! Потому что она не достанется соседу, и иногда оказывается важнее напакостить другому, чем самомý получить выгоду. :) В общем, по части взаимодействия всё в порядке. И следить за прогрессом соседей очень даже нужно.

Даунтайма нет. В том смысле, что его не будет, если все игроки соображают одинаково быстро. Потому что действия всех игроков одновременны.

Партии динамичные. Три эпохи по шесть карт — итого за партию разыгрывается 18 карт. Полторы-две минуты на каждую, и получается как раз около заявленного на коробке получаса.

Подготовка партии довольно длительная. Вспомните рассказанное ранее. На каждую эпоху раздаётся по семь карт вне зависимости от числа игроков — это значит, что предварительно нужно выбрать из колод “лишние” карты (там всё помечено). Да ещё на третью эпоху случайно выбрать несколько фиолетовых карт гильдий и втасовать в колоду. А после партии разобрать по эпохам все карты со стола, да выбрать из третьей эпохи гильдии. И на следующую партию случайно определить, кому какое чудо достанется. Минут пять-семь уйдёт.

По-настоящему играется от трёх человек. Выше я объяснил, почему. Вариант для двоих предусмотрен, но он сразу охарактеризован в правилах как “экспертный”. В игру вводится третий нейтральный город, за который по очереди играет каждый из оппонентов — это позволяет хитро получать от него выгоду путём интриг (причём с обеих сторон)… но тут немного общего с основной игрой. Хотя и интересно.

Всё это вытекает из механики логичным образом. А теперь скажу о нелогичном. :) Во всяком случае, я этого не понимаю. Посмотрите, пожалуйста, сюда. И сюда. «Семь чудес» стремительно ворвались в топ BGG, на момент написания этих строк занимая в нём 13 позицию. А в рейтинге семейных игр вообще первую. И вот это сочетание стремительности с такими высокими рейтингами меня удивляет. Нет, поймите правильно — я первый подпишусь под словами, что «чудеса» в высшей степени хорошая и годная настолка… но как-то уж слишком высоко и стремительно…

С другой стороны, как говорил Винни-Пух, «это “ж-ж-ж” неспроста». Игру, которую так оценило настольное сообщество, определённо стоит попробовать — и под этим утверждением я тоже с готовностью подпишусь. Попробуйте обязательно.

А я попробую резюмировать вышесказанное, добавив ещё несколько замечаний.

Достоинства игры:

  • Прекрасное сочетание лёгкости вхождения (несложные правила, динамичная партия) и интересного геймплея.
  • Отсутствие даунтайма.
  • Отменное оформление, в сочетании с тематикой позволяющее заинтересовать детей (игра вполне семейная). Хотя из вредности отмечу, что можно было бы в конце буклета правил разместить историческую справку.
  • Независимость от языка. Правда, карты имеют названия, но всё что с ними реально нужно делать — сравнивать между собой на предмет проверки построения цепочки.

Недостатки игры:

  • Довольно длинная подготовка к партии с выбором и сортировкой карт (см. выше).
  • Нестандартный размер карт, для которого крайне трудно отыскать протекторы. Хотя протекторы в «Семи чудесах» реально нужны — карты активно передаются из рук в руки.
  • У меня сложилось впечатление, что при более чем четырёх игроках механика приобретает критичную чувствительность к качеству раздачи. Это особенно касается зелёных научных карт: если при начальной раздаче они сконцентрируются на одной стороне стола, то другой стороне придётся туговато. Впрочем, это моё частное мнение, на котором я не настаиваю.

Неоднозначные особенности игры:

  • Играется по-разному в зависимости от числа игроков. На двоих это вообще почти другая игра с транзитным взаимодействием через нейтрала. На троих-четверых ещё реально помнить состав каждой «руки» карт (и на троих даже можно иногда надеяться получить что-то нужное после круга через стол). На пятерых-семерых просто приходится играть тем, что пришло.

Техническая информация:

  • По заявлению издателя — партия около получаса при 2-7 игроках от 10 лет.
  • 157 карт размером 65×100 мм.

4 комментария:

  1. Михаил, изменилось ли ваше мнение в отношении "7 Wonders" в какую-то из сторон за полгода прошедшие с публикации статьи? Вижу среди последних сыгранных вами она не значится, вот интересно, часто ли вы к ней возвращаетесь. Кстати, раз уж вы фанат "Ticket to Ride", скажите, что бы вы предпочли из этих двух коробок.

    ОтветитьУдалить
  2. Не изменилось. Хорошая, годная игра, но очень странным образом переоцененная. То что мало играется — просто на неё нужно от трёх человек, а у меня чаще всего на двоих что-то раскладывается. «Ticket to Ride» однозначно предпочёл бы, она и на двоих отлично идёт, и аудитория у неё пошире, и с детьми ежели играть то польза больше. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, понял. На днях установил «Ticket to Ride» на iPad, очень понравилась, запал на неё, но почувствовал, что нужны живые соперники, такую игру нужно играть в живой компании.

    А вот "7 Wonders" нигде не посмотришь, только на обзоры и можно опираться. Вот и взяли меня сомнения, как это средненькая игра занимает первые места на конкурсах. Благодарю за отзыв.

    ОтветитьУдалить
  4. 7 чудес есть версия для обычных копутеров с вполне вменяемым АИ.

    ОтветитьУдалить