марта 20, 2011

Премия «Тесера». Размышления постфактум.

17 марта сего 2011 года состоялось вручение премии в области отечественного игростроения/локализации. Всё было организовано «Игрологией»/«Тесерой», а вашему покорному слуге довелось поучаствовать в качестве члена жюри. Полный состав жюри, списки номинаций и участвующих в них претендентов можно посмотреть здесь. Добавлю, что задачей каждого члена жюри было в каждой из номинаций назвать три игры, которые, по его мнению, должны занимать здесь первое-второе-третье места.

Я, со своей стороны, выполнил эту задачу, после чего мне оставалось с любопытством ждать результатов. И вот они стали известны. Теперь можно порассуждать и покомментировать некоторые из позиций.

Самыми неинтересными номинациями были «лучшая карточная игра» и «лучшая военная игра». Неинтересными — в том смысле, что всё изначально было достаточно ясно. Среди военных игр вне всякой конкуренции была «Великая Отечественная» от «Звезды» (я также назвал лучшей именно её), а среди карточных… не то чтобы вне конкуренции, но было понятно, что победит «Эволюция» от «Правильных игр» (так оно и случилось, хотя лично я отдал пальму первенства не ей).

Самой же интересной номинацией была «локализация». Почти не вызывало сомнений, что приз возьмёт либо «Доминион», либо «Энергосеть» — обе игры из топ-десятки BGG, и обе находятся там абсолютно заслуженно. Но вот кто именно из них двоих, предсказать было абсолютно нереально… тем более, что их и локализовывала-то одна компания («Смарт», как бы он нынче не назывался).

Признаюсь честно, я и сам загрузился. После определённых раздумий всё же отдал предпочтение «Доминиону»: во-первых, у него больше оснований называться локализацией, а во-вторых, у него аудитория будет пошире. Да и «Смарт» (редкий случай!) на этот раз справился с локализацией более-менее удовлетворительно. Не знаю, чем руководствовались остальные члены жюри, но «Доминион» и победил.

А вот дальше всё уже не так просто.

В номинации «лучшая настольная игра» премия досталась «Коронации». Сей выбор разочаровал меня больше всех. Продукт даже не то что вторичен — он третичен, и в мою тройку лучших вообще не вошёл. Но это бог с ним. В жюри, помимо меня, было ещё девять человек, и то что моё особое мнение тут ни на что не повлияло — это вполне нормально. Я хотел бы поговорить о том, почему лучшая на мой вкус отечественная настолка-2010 чисто объективно не имела ни малейших шансов на победу.

Чтобы не тянуть резину, сразу скажу, что таковой я считаю «Как приручить дракона» от «Звезды». Мой выбор может показаться странным (игра-то скорее детская!), но это совершенно неважно, потому что в любом отношении и в любой категории «КПД» является идеальным образцом того, как делать не надо. Сейчас поясню.

По жанру игра представляет собой несложный варгейм на двоих из категории «один набигает, другой отражает». Механика интересна и вполне удачна. Ни малейших нареканий она не вызывает. Если не смотреть на коробку, то всё великолепно.

Но если посмотреть на коробку, а потом почитать правила, то сей же секунд возникает недоумение и вопрос: «а какого, собственно, хрена?!» Дело вот в чём: игра притянута к своему названию (и, соответственно, заглавному мультфильму) вообще за уши. Такое ощущение, что кому-то дали задание выдать под требуемое название результат — а тот, не мудрствуя лукаво, кое-как натянул готовую разработку на тематику. По принципу «натяну как попало, лишь бы не порвалось».

В результате от замечательного мультфильма осталось лишь название и стиль оформления. Ни персонажей, ни сюжета вы там не найдёте совсем. Результат более чем предсказуем: поклонники мультфильма будут дико разочарованы, а серьёзные настольщики от одного вида коробки скривятся и пройдут мимо: «а-а-а, это “Звезда” очередное мультяшное тяп-ляп для детишек нахалтурила…»

Вот нельзя так делать. «Звезда» и без того имеет в мире настольщиков, мягко говоря, неоднозначную репутацию… А если почитать ещё интервью ихнего PR-менеджера, в котором через нескрываемое самолюбование сквозит плохо скрываемое наплевательство, то ситуация вовсе настораживает. Потому что когда тут читаешь «мы сейчас работаем с новыми авторами…», а там разработчики «Братства Девяти» констатируют, что «Звезда» им на письмо даже ответить не соизволила… Короче, вот моё категорическое мнение: «Звезде» надо свои подходы и методы радикально пересматривать.

Вернёмся, однако, к премии «Тесера». Ещё одна номинация — «самая красивая игра». Тоже досталась «Коронации». Небесспорно, но и небезосновательно. Оформлена она действительно весьма прилично. Я сам ей отдал второе место. А первое — карточной «Из грязи в князи» от «Игрологии». Которая, по совместительству, является ещё и самой неоднозначной отечественной игрой 2010 года. Сейчас тоже поясню.

Я принадлежу к поколению, чьё детство и подростковый возраст пришлись на 1980-е годы. И очень хорошо помню дико популярную в те времена компанейскую игру «Король и говно» (или, для краткости, просто «Говно»). :) Популярной она была неспроста, ибо доставляла неимоверно. :) Совмещение карточной механики «дурака» и строгой иерархии участников с некоторым ролевым отыгрышем оказалось исключительно удачным.

Вот эту-то игру и попыталась возродить «Игрология», снабдив её собственной колодой и замечательными ролевыми картами. Оформление действительно замечательное (пример см. здесь), и при том, что многие негативно относятся к самой идее возрождения такой игры, мне неизвестны случаи, чтобы кто-то бросил камень в художника.

Ну так вот. Я без колебаний отдал «ИГВК» первое место по оформлению. И я бы — небо свидетель! — хотел иметь эту коробочку в своей коллекции. Реально хотел бы. Но цена!!! Если кто не в курсе, то в новосибирской рознице она местами доходит до 870 — прописью: восьмисот семидесяти — рублей! Да, я в курсе, что это местная самодеятельность, а РРЦ составляет что-то около 500 рублей. Но и такая РРЦ несколько завышена для игры, базово играемой традиционной карточной колодой. Да чёрт с ним, из ностальгии я бы за 500 даже и купил. Но это здесь нереально. Можно, конечно, включить личные знакомства с игровыми магазинами, но это как из пушки по воробьям: не поймут-с. А жаба давит. Но оформление… Мда. :) В общем, получилось странно и неоднозначно. И непонятно, к чему приведёт такая ценовая политика.

Номинация же «лучшая компанейская игра» вызвала интерес главным образом тем, что таких игр что-то выдалось много. :) «Рисумей» от «Игрологии», «Шляпа» от «Правильных игр», «Крокодил» опять же от «Игрологии»… А есть ведь ещё и «Медвед», и «Остров Страха»… Понимаю, что от меня мало чего зависит, но всё же хотелось бы предложить издателям не переборщить. :)

Удалась ли затея с премией в целом? Мне с моей колокольни трудно судить. Но, по крайней мере, она заставляет задуматься, особенно при взгляде на номинационные списки. Меня, по крайней мере, заставляет. И уже это хорошо. :)

3 комментария:

  1. у нас (киев) с ценами на карточные игры, и на локализации вообще, дело обстоит еще хуже: корова 006 стоит на рубли примерно 600, уно - 500, борьба за галактику чуть больше 1000(!!!)

    ОтветитьУдалить
  2. Кхе, у нас тобой схожий взгляд на достойных. (:

    ОтветитьУдалить
  3. Да, я читал на «Тесере». Был, признаться, несколько удивлён, что моя оценка «Как приручить дракона» не уникальна. ;)

    ОтветитьУдалить