марта 12, 2011

«Братство Девяти. Гексостратегия»: Обзор игры

br9-boxКогда-то, довольно давно, в каком-то фэнтэзи-романе (кажется, у Фрица Лейбера) я встретил такую вот ремарку о шахматах: «Дьявольская игра. Говорят, она существует в каждом из миров…» Что-то в такой характеристике есть, не находите?

Про шахматы, конечно, утверждать трудно. А вот военное ремесло точно существует во всех обитаемых мирах. Или, во всяком случае, существовало.

Вы спросите, к чему это предисловие, и что общего между двумя предыдущими абзацами? Ну так вот же оно, общее — обозреваемая игра. Та самая, коробку которой вы видите на снимке справа. Та самая, которую ждали уже давно, и вот в самом начале нынешнего 2011 года наконец дождались.

Перед нами те самые шахматы войны. Или, может быть, шашки. От шахмат здесь различные по своим свойствам «фигуры», от шашек — простота (внешняя, по крайней мере) правил и общая динамика, приводящая к довольно быстрым партиям. В принципе, эту мысль уже высказывали до меня, и даже не раз, но что ж поделаешь, если такое сравнение достаточно очевидно.

Зато, в отличие от шахмат-шашек, здесь можно играть не только вдвоём — до четырёх человек, — и разыгрывать не только традиционные партии. На игровом сайте уже сейчас предлагаются различные боевые сценарии, и разработка вовсю продолжается.

И, если уж говорить связях с другими играми, нельзя не упомянуть ещё одну. «Братство Девяти» является очень дальним родственником ККИ «Берсерк»: здесь тоже нужно набрать себе отряд, выстроить его на поле боя, и затем доказать превосходство этого отряда с его построением над другим отрядом (или отрядами). Вот только бой тут не карточный (с колодой и кучей возможных навороченных эффектов), а самый что ни на есть боевой — мир тесен, меч остёр, тут свои, там враги… пусть победит сильнейший.

 

br9-field1br9-field2

Игровая легенда повествует нам о мире Бладарии, где разные военные профессии и специализации называются по-своему, однако же по сути вполне традиционны и привычны: лучники, кавалеристы и так далее. По существующим там традициям (а все традиции имеют под собой какую-то почву и на пустом месте не складываются), боевые отряды набираются из девяти воинов.

Как уже упоминалось, это и есть первая половина игры: из доступных тринадцати бойцов надлежит выбрать девять и расставить их. Непосредственно из названия следует, что сражение протекает на гексагональном поле в разных конфигурациях для разного числа участников. Двое начинают с противоположных сторон внутреннего шестиугольника (как на левом снимке), трое — с трёх сторон того же шестиугольника с добавленным светлым кольцом, четверо — с четырёх углов прямоугольного поля. Выбор и расстановка проходят втёмную, для чего все жетоны бойцов имеют «безликую» обратную сторону. Как только предводители отрядов расставили своих воинов, жетоны переворачиваются и начинается собственно битва.

Боевая система очень проста, и при этом очень интересно сбалансирована. В принципе здесь можно усмотреть некоторое сходство с «Doom»/«Descent»: есть три возможных действия (движение, атака, приказ), которыми можно заполнить некоторое количество «слотов хода». Но вот тут-то самое интересное и начинается.

Во-первых, слотов здесь тоже три (при желании/возможности можно использовать не все). Во-вторых, их заполнение подчиняется довольно строгому ограничению: каждый воин за один ход не может выполнить двух одинаковых действий. То есть нельзя подойти к врагу, атаковать его и отойти. И нельзя подойти-атаковать одним воином, а затем подойти-атаковать другим: это будут уже четыре действия. Придётся думать, ведь подход-атака оставит воина на месте, и на следующем ходу противника он сам может быть моментально атакован без предварительных телодвижений.

br9-field4Что же касается приказа, то он в игре только один: «закрыть» воина, поставив его в защитную стойку. Это символизируется жетоном с изображением щита (см. снимок справа), и здесь тоже есть существенные ограничения:

  • «Закрыть» можно не более чем одного воина в отряде.
  • Если в отряде на данный момент осталось три или менее воина, то командиру этого отряда «закрытие» уже недоступно.
  • Положенный на воина жетон щита может лежать на нём сколь угодно долго, даже если отряд становится малочисленным (см. предыдущий пункт). Жетон снимается либо по желанию командующего отрядом игрока, либо по одному из следующих двух пунктов.
  • Как только «закрытый» воин совершает любое действие, жетон щита с него снимается.
  • Любая атака на «закрытого» воина снимает с него жетон щита. Но при этом не проходит: воин не получает ранений.

Я так подробно остановился на использовании щита потому, что в правилах оно прописано коротко и по словам авторов игры, именно здесь возникало больше всего вопросов и недоразумений. Возникли вопросы и у меня, правда, оказалось, что их интуитивное разрешение было правильным…

Осталось сказать об участвующих в битвах воинах. Их пять типов, и «по умолчанию» каждый воин с двумя хитпойнтами может двигаться на один гекс (через сторону) и атаковать с единичной силой на один (также смежный с собой) гекс. У каждого типа воина эти умолчания модифицированы в какую-то сторону:

  • Кавалерист (Квеблир) может (не обязан) двигаться на два гекса, в том числе и не по прямой. Это считается за одно действие, которое не может прерываться атакой.
  • Лучник (Линда) может (не обязан) атаковать через один смежный с собой гекс по прямой. Можно атаковать через смежный гекс, занятый своим воином (через занятый чужим — нельзя).
  • Тяжёлый пехотинец (Дрантул) имеет не два, а три хитпойнта.
  • Лёгкий пехотинец (Эквил), атакуя тяжёлого, наносит ему двойной урон.
  • Берсерк (Суррон) может (не обязан) атаковать два различных смежных с собой гекса. Но при этом сам получает одно ранение (при обычной атаке на один гекс — не получает).

Снова подробно, и снова комбинация правил, FAQ, и лично заданных авторам вопросов. :) На самом деле это всё довольно просто и объясняется весьма быстро. Вхождение в игру реально простое.

Цель в базовом варианте совершенно очевидна: всех убить, самому остаться. (Нужно именно остаться, поскольку возможна ситуация, когда на поле погибают все, и в этом случае победителей нет.) Но это в базовом варианте. Даже штатные правила предлагают и другие способы игры — с захватом флага, например. На сайте же можно найти и сценарии, в которых противоборствующим сторонам нужно выполнить определённую задачу, исходя из определённых начальных условий.

От описания игры перейдём к обстоятельствам её появления на свет. Игра, как следует уже из коробки, наша. Разработанная и изданная здесь и для нас с вами. И уже один этот факт делал её самой ожидаемой российской игрой… во всяком случае для меня. А также и тот факт, что разработчиками являются не дизайнеры-за-плату, а такие же точно настольщики, мне (да и не только мне) вполне хорошо знакомые по общению на соответствующих ресурсах…

Издателем выступил Московский комбинат игрушек (МКИ), и здесь нас ждал сюрприз — цена. Менее 300 рублей… я, честно говоря, и не думал, что такие цены нынче вообще бывают. Конечно, оборотной стороной при этом может оказаться качество, и когда я (ещё не имея своего экземпляра) поинтересовался этим вопросом у Максима Трофименко, то получил ответ, что «за такие деньги, увы, чудес не бывает».

Не соглашусь. :) Чудеса, однако, всё ещё бывают, даже и за такие деньги. :) Мы получили, конечно, бюджетное качество — но отнюдь не низкое. Жаловаться абсолютно не на что, даже и с учётом цены. Если сравнить результат с продукцией других российских издателей/локализаторов игр, выставляющих на свои поделки гораздо более высокие ценники, так МКИ их ещё и посрамить может. Ей-богу, картон здесь не тоньше, а вырубка так даже и гораздо качественней. Не будем тыкать грязным пальцем, но все знающие меня и так в курсе, кого я имею в виду. :)

Самым слабым местом издания является коробка — она «обувная» и довольно хлипкая, хотя отдать ей должное, лишнего воздуха внутри себя содержит весьма немного. По иронии судьбы, избавиться от коробки в моём случае категорически не представляется возможным, ибо оная содержит автографы разработчиков. :)

Подарочный вариант (как у меня) содержит маленькие кубики, используемые как маркеры ранений, в обычном же варианте предполагается отмечать раны воинов картонными жетонами. Кубики, конечно, поудобнее и поэстетичнее (вы их видите на фото), так что можно порекомендовать будущим владельцам игры какие-нибудь небольшие объёмные каунтеры. Обычно в хозяйстве среднепродвинутого настольщика что-то такое имеется. Например, аналогичные каунтеры-кубики из «Dungeon Lords», кстати, близкие по размеру.

Что же касается проверки игры на практике — а это, как известно, главный критерий, — то она очень приятно поразила меня в двух тесно связанных между собой аспектах: динамике и реиграбельности. Партия проходит быстро (хотя это, конечно, зависит от склада мышления игроков), и по её окончании незамедлительно возникает ряд вопросов типа «а что если бы я так…», которые очень даже запросто могут реализоваться в виде новой партии. :) А в случае чего вполне можно взять песочные часы и ограничить время хода — «аналитическим паралитикам» очень даже полезно будет, это ж бой, и он должен быть динамичным…

Так что на вопрос о том, удалась ли игра, я отвечу «о, ещё как!!»

Достоинства игры:

  • Прозрачные правила с простым вхождением.
  • Динамичность партий.
  • Высокая реиграбельность.
  • Широкие возможности игры с вариантами правил и сценариями.
  • Цена. Вообще вне конкуренции при очень и очень достойном качестве.

Недостатки игры:

  • Коробка. Чахлая и неубедительная.
  • В правилах не оговорены некоторые тонкие моменты. Хотя, возможно, во мне просто говорит профессиональная въедливость математика в сочетании с недавним опытом по переводу правил «Race for the Galaxy».

Неоднозначные особенности игры:

  • «Братство Девяти» относится к категории таких игр, которые легко освоить, но может быть трудно постичь. Как уже помянутые шахматы с шашками. Не всем такие нравятся.

7 комментариев:

  1. Спасибо за обзор, Михаил, довольно познавательно. Смею лишь заметить, что у вас небольшая опечаточка вкралась: нынешний год - 2011, а не 2010 :)

    ОтветитьУдалить
  2. Да, действительно. :) Поздно вечером писал, видимо, сказалось. :) Поправил спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за обзор игры. Очень важным этот обзор можно назвать только потому, что он является по-своему уникальным обзором-FAQ, где подробно разобраны все нюансы и спорные моменты. Очень хорошая работа проведена, до этого так разобрать никто не смог.

    Буду надеяться, что игра у вас будет появляться на столе и приносить удовольствие.

    ОтветитьУдалить
  4. Михаил. Хотим сотрудничать с вами касательно ваших обзоров. Напишите пожалуйста мне на мыло oleg.olgimskiy собака gmail.com

    ОтветитьУдалить
  5. Интересно, она чем-нибудь на command & colors похожа?

    ОтветитьУдалить
  6. Сколько же у нас поклонников этого Борговского отстоя. Ужас просто.

    ОтветитьУдалить