сентября 09, 2010

Кости и зомби

«Zombie Dice» как есть Отношение русскоязычных настольщиков к игровым творениям Стива Джексона неоднозначно. Натурально, прежде всего вспоминается «Манчкин» с его тысячью и одной разновидностью… кто-то скажет, что оно-де чересчур однообразно, кто-то ещё и добавит, что даже без учёта однообразия оно примитивно…

Однако, как ни крути, а придётся отдать должное дядьке Стиву: он-таки отлично знает свою целевую аудиторию, умеет ей угодить и её заинтересовать. А это уже немало. Насчёт примитивности вопрос спорный, а вот утверждение про однообразность точно не соответствует действительности. Компания Steve Jackson Games — это на самом деле много чего.

А сегодня у нас речь пойдёт об их новинке лета-2010 — игре «Zombie Dice»… которая не стала исключением в части восприятия настольщиками. :) Заодно попробую немного порассуждать о целом классе игр, для которого даже пришлось завести отдельную категорию. Внимание: игры на кубиках.

Вообще говоря, правильнее было бы сказать «кости» вместо «кубики», однако словосочетание «игры на костях»… как-то оно звучит того… мрачновато. :) Хотя к данной конкретной игре и вполне подходит. :)

Игральный кубик — то бишь симметричный многогранник (чаще всего именно куб), бросабельный с целью генерации случайных состояний в зависимости от выпавшей грани, — это штука шибко древняя. Самые старые из известных образцов найдены в Египте, и им примерно пять тыщ лет. А примерно четыре с половиной тыщи лет назад умным египтянам надоело тупо кидать кубики на предмет «кто кого перекидает», и они впервые приспособили свой инвентарь к более интеллектуальным играм. Об этом я писал здесь, и именно отсюда есть пошло наше с вами настольное хобби. :)

Прямым (хотя и очень-очень далёким) потомком тех египетских игр являются нарды. Но нарды трудно считать игрой на кубиках: мастерство и расчёт игроков значит здесь гораздо больше рандома. А игры на кубиках — это ведь где сплошной рандом, верно?

По этой сáмой причине придумать действительно хорошую такую игру крайне трудно. Ну кого может заинтересовать игра, в которой сам ты ничего не определяешь? Либо самые интеллектуальные низы, либо людей, которым решительно нечем заняться, кроме жестокого убиения времени. Да и то вторая категория наверняка попробует придумать себе что-то более умное. :)

Хорошая игра на кубиках должна предоставлять игрокам некоторые возможности проявить себя. Но поскольку всё-таки рандом — эта возможность практически неизбежно должна взаимодействовать с азартом, надеждой на удачу, желанием хапнуть больше. Но выбор должен быть!

Видели вторых «Пиратов Карибского моря»? Да почти наверняка видели ж, чего я спрашиваю. Так вот там можно увидеть пример действительно хорошей такой игры. Когда каждый видит лишь часть целой кучи брошенных кубиков — рандом! — и пытается на этой основе пудрить другим мозги, используя чужую брехню для попыток анализа чужих данных и генерации новой своей брехни. Выбор тоже есть, причём куда как нелёгкий: до каких пор изображать веру в чужую брехню и генерить свою собственную (а вдруг да не врут?!). Кстати, показанное в фильме есть не что иное, как почти 1:1 игра «Bluff» (она же «Liar’s Dice»), до сих пор ещё встречающаяся на прилавках. Между прочим, обладатель Spiel des Jahres ’93.

К чему было это исторически-киношное рассуждение с элементами психологии? Да к тому, что перед Стивом Джексоном стояла крайне трудная задача. И я утверждаю: с ней он справился отменно. Разумеется, в рамках описанных выше ограничений и целевой аудитории. А целевая аудитория — это развесёлые компании, возможно подзаправившиеся пивом, но точно не предполагающие совершение интеллектуальных подвигов на настольном поприще. :) Весь инвентарь — стакан-костехранилище… гм… ну, в общем, да, это название для него подходит,.. и 13 штук специальных кубиков. Стакан непрозрачный, и он там действительно нужен — скоро будет ясно, зачем.

Чем занимаются зомби? Охотятся на людей. Говорят, их мозги привлекают. Гастрономически. Может, потому что со своими туго. А что делать людям, на которых охотятся зомби? Да в общем-то, альтернатив немного. Три всего. Если ты лох, то можно оказаться жертвой. Если ты крут, то можешь шмальнуть в зомбака из чего огнестрельного — повторённая несколько раз, сия лечебная процедурка на некоторое время его у(с)покоит. Ну и попытаться убежать… но от этих зомбей всего можно ожидать, в том числе и настырного преследования.

Так вот, каждый кубик — это потенциальная жертва зомби. Кубики разноцветные. Красный кубик — крутая жертва. Хорошо стреляет и с мозгами расстаётся крайне неохотно. Зелёный кубик — лох. Не всегда может попасть в стенку сарая, даже находясь внутри… но иногда всё же попадает и в зомби. :) Жёлтый кубик, как нетрудно догадаться, — нечто среднее.

Игра же, собственно, заключается в том, что игроки-зомбаки выходят на охоту. Из стакана наугад вытряхиваются три кубика (вот зачем стакан непрозрачный), и очередной зомбак бросает их. На каждом кубике три символа, встречающиеся в зависимости от цвета в разных пропорциях:

  • Мозги — жертва была поймана и рассталась с ними.
  • Бабах — жертва бабахнула в зомбака и даже попала.
  • Следы — жертва убежала. Пока убежала.

Мозги кладём направо, они зачтутся нам (может быть). Бабахи кладём налево, они могут обломить нас (если не повезёт). Следы оставляем, их можно будет перебросить.

Суть вот в чём. Пока игрок в свой ход не набрал три бабаха, он может продолжать бросать кубики, при необходимости доставая новые из стакана. Пока игрок в свой ход не набрал хоть одни мозги, он должен бросать кубики. После любого броска можно остановиться и записать набранные мозги на свой боевой счёт. Но упомянутые три бабаха обнуляют набранные мозги, и в этот ход зомби-неудачник не записывает себе ничего. Затем все кубики возвращаются в стакан, который передаётся следующему игроку.

Раунд, в котором кто-то записал на счёт 13 или более мозгов, оказывается последним, и по его окончании победитель определяется наибольшим достижением. В случае ничьей самые удачливые охотники играют между собой дополнительный раунд. Всё.

Как видите, чистый трэш в минималистично-примитивном духе. :) Но довольно азартный и увлекательный, зараза. :) Время убивает отменно, увлекает и щекочет чувство удачи только так. Я ж говорю — для своей ниши удачно получилось.

Чисто коммерчески, видимо, проект тоже удался. Помимо прочего, компания выпустила его в виде игры для Apple iPod Touch/iPhone, и эта игра даже распространяется бесплатно. Правда, за «бесплатно» вы получаете лишь возможность играть в одиночку против AI (если тут употребим этот термин). Но за $0.99 игру можно разлочить, после чего появится возможность играть компанией до 8 человек, передавая гаджет по кругу. Плюс полная версия имеет дополнительные визуальные и звуковые эффекты. :) Именно из яблоигры я взял скриншоты, иллюстрирующие данный обзор.

Ну, а раз обзор — подытожу традиционно… хотя и не очень серьёзно это. :)

Достоинства игры:

  • Весёлая, убивает время, правила элементарные.
  • Абсолютный минимум требуемого места (было бы куда стакан поставить и кубики из руки высыпать).
  • Любое число участников. Сверху оно ограничено только терпением на предмет даунтайма.
  • Легко изготавливается самостоятельно.

Недостатки игры:

  • Всё, что неизбежно связано с понятием игры на кубиках.

Неоднозначные особенности игры:

  • Неинтеллектуальная. :)
  • Кого-то заявленная тема может и возмутить… а кому-то может дать повод их потроллить. :)

7 комментариев:

  1. Под впечатлением от статьи скачал демку для айпода. Действительно, рандомно, но затягивает.

    ОтветитьУдалить
  2. "Вкусно" описали, уже хочется сыграть :)
    Где такое дают?..

    ОтветитьУдалить
  3. К сожалению, только заказывать в западных интернет-магазинах. Или сделать самостоятельно, могу если что рассказать подробности.

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемый автор, а нельзя ли рассказать подробнее про игру из "Пиратов Карибского моря"? =) А то не очень понятно, что там происходит, хотя по сюжету важный момент. Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. > К сожалению, только заказывать в западных интернет-магазинах. Или сделать самостоятельно, могу если что рассказать подробности.

    Вроде бы дают уже и в России (не сочтите за рекламу - сам только что наткнулся): http://btrain.ru/catalog.php?tp=0&idi=3028

    ОтветитьУдалить
  6. Вполне успешно можно заказать и по ссылке. Проверено.

    ОтветитьУдалить