мая 11, 2010

«Игросказ» и «Да, Тёмный Властелин»: сравнительный обзор

«Да, Тёмный Властелин!» — коробка «Игросказ» — коробка Давненько что-то я не писал столь полюбившихся мне сравнительных обзоров — самое время вернуться к этой традиции. Тем более, что сегодняшняя пара игр будет намного более похожа между собой, нежели подбиравшиеся для этой цели ранее. Соответственно, и обзор будет не то чтобы сравнительным, а скорее параллельным. Встречайте — «Да, Тёмный Властелин!» («ДТВ») в синем углу ринга с одной стороны и «Игросказ» («И») с другой.

Мощное сходство этих двух игр заключается как в используемой механике, так и в стоящей за ней идее. Если коротко, то игрокам предстоит складывать истории, используя в качестве сюжетной опоры информацию с приходящих на руку карт. Идея же в том, чтобы получать удовольствие не от результата игры, а от самóй сложившейся истории. Не столь давно я рассказывал о «Сказках арабских ночей» с очень похожим принципом…

Похожие в главном, «ДТВ» и «И», тем не менее, отличаются в мелочах. И основное их различие заключается в целевой аудитории. «ДТВ» позиционируется как компанейская игра для «развлечься и поржать», тогда как «И» более серьёзна… хотя, безусловно, в зависимости от сюжетного поворота развлечься и поржать тоже можно — но тут уж как получится.

Отсюда же вытекает и различие в числе играющих: если для нормальной игры в «ДТВ» требуется по меньшей мере четверо участников, то в «И» вполне достаточно уже троих (а при вдумчивом и адекватном отношении к сюжету можно и вдвоём).

Теперь давайте рассмотрим подробнее механизм слагания историй, и мы увидим новые отличия.

Дело в том, что «ДТВ» является частичкой небольшой игровой вселенной (куда входит ещё одна игра — «Крагморта»). Это мир, в котором Великий и Ужасный Тёмный Властелин Архимаг Ригор Мортис повелевает своими подручными гоблинами — постоянно исполняющими его колдовские поручения, а в свободное время пытающимися исполниться собственного величия и ужаса. Так что одному из игроков придётся взять на себя роль Тёмного Властелина, и это он задаёт общее направление истории — то самое колдовское поручение, которое предстоит исполнить гоблинам (остальным игрокам)… точнее, предстояло исполнить, а они его провалили, но об этом чуть позже.

С другой стороны, «И» является вполне самостоятельной игрой, в которой все участники равноправны и в случае чего могут повлиять на сюжет общим решением. Занудства ради можно упомянуть, что «И» является ремейком зарубежной «Once Upon a Time», но это, что называется, голый факт, который никаких следствий не влечёт.

«ДТВ» — рубашка Игра в «ДТВ» начинается с того, что Тёмный Властелин озвучивает поручение, которое надлежало выполнить его подручным, а они его позорно провалили. Выглядеть это может, например, следующим образом:

«Итак, подлые мои слуги! Дошло до меня (хоть и с трудом), что в соседнем измерении проживает зловещий писатель Кивен Стинг, чьи истории поистине наводят ужас на читающих. И послал я вас, дабы принести мне клавишу «ы» с его пишущей машинки, каковому артефакту отвёл я ключевую роль в моём новом заклятии, долженствующем повергнуть в страх все жалкие соседние страны. Но вижу я, что поручение моё не выполнено?! Что скажете вы, ничтожные, в своё жалкое оправдание?!»

После чего один из гоблинов начинает врать и рассказывать о том, как они честно и доблестно исполняли порученное, но им мешало кошмарное нагромождение совершенно непреодолимых обстоятельств. Врака должна более или менее складно опираться на выкладываемые им с руки карты и заканчиваться «переводом стрелок» на другого гоблина, из-за которого, якобы, и не было преодолено очередное обстоятельство. Если же докладывающий вовсе заврался и/или не имеет карты «перевода стрелок», то Властелин награждает его Испепеляющим Взглядом, и как только кто-то наберёт их три штуки — игра, собственно, и закончена. Данный конкретный гоблин оказывается крайним за провал экспедиции и радостно объявляется проигравшим… ну, а победителей, разумеется, не будет. Где ж вы видели, чтобы Зло побеждало?! (А если оно таки побеждает, то автоматически перестаёт считаться Злом, только и всего.) Ну и, разумеется, самодур Ригор Мортис может в любой момент вмешиваться в процесс жалкого вранья подчинённых — переключать своё внимание на других, припоминать ранее возникавшие обстоятельства и намёки, и т.д. На то он и Тёмный Властелин.

«Игросказ» — рубашка Совсем другая картина в «И». Здесь нет ни наперёд заданного сюжета, ни «мастера». Точно так же используя карты с руки, игроки строят сюжет, что называется, к вящему благу истории. Вместо «перевода стрелок» на другого здесь, напротив, игроки сами перехватывают инициативу на себя — когда есть такая возможность и в голове рождается красивый поворот. (Справедливости ради: в «ДТВ» такой «перехват» тоже есть, но используется нечасто, ибо привлекать на себя внимание Тёмных Властелинов довольно-таки чревато!) Вместо игровых наказаний здесь практикуются игровые поощрения: когда кто-то считает, что текущий рассказчик завернул ну уж очень изящно, он вправе выдать ему «жетон аплодисментов», и в конце именно по этим жетонам определится победитель. Если же, наоборот, очередной поворот не понравился, то можно общим решением отвергнуть его — и тогда горе-рассказчик заберёт обратно использованные карты, да ещё новых набрать придётся. То есть игроки сами, между собой, определяют достоинства и недостатки того или иного сюжетного фрагмента. А условием окончания служит достижение кем-то финала — вот этого в «ДТВ» нету. Карты финалов (есть счастливые, есть грустные) раздаются в начале игры по одной втёмную, и сыгранный финал (при условии, что его не оспорили) вознаграждается особо.

Разумеется, в обеих играх требуется определённая гибкость в толковании карт и частоте их применения. Правила оставляют это на самих игроков, и опыт показывает, что обычно чувство меры и здравый смысл вполне справляются. Однако, поскольку карты являются «источником вдохновения», нелишне будет остановиться на них подробнее.

Как следствие различий тематики, арт у игр тоже отличается. Изображения на картах в «ДТВ» лаконично-карикатурны (и выдержаны в едином стиле с упоминавшейся «Крагмортой»), подписи к ним местами ехидны. Изображения в «И» многокрасочны и тщательно выписаны, они напоминают качественные иллюстрации из дорогущего, на шикарной бумаге изданного сборника сказок; подписи могут содержать возможные варианты толкований и разночтений. В каждом случае все очень уместно, вызывает уважение к художнику и радует глаз.

    

О качестве исполнения, увы, этого сказать нельзя. Если к «И» придраться совершенно невозможно — издавал «Мир фэнтэзи», который суть дистрибьютор коллекционных карточных игр и сам выпускает ККИ «Берсерк», — то «ДТВ» в России издавал «СМАРТ» и этим всё сказано. Грубый картон, корявая вырубка, неоправданно огромная коробка… единственным реально качественным компонентом игры является листовка правил.

Но самым неожиданным — и очень приятным! — отличием двух игр является то, что «И» совершенно официально доступен для «самиздата». Все желающие могут скачать соответствующие материалы и самостоятельно изготовить себе экземпляр игры в меру желания и полиграфических возможностей. Замечательная инициатива, про которую и сказать-то нечего кроме «почаще бы так!».

Завершая этот обзор, я не буду традиционным образом перечислять-сравнивать плюсы и минусы игр. Я просто скажу следующее: storytelling-игры достаточно своеобразны и нравятся не всем. Однако того, чтобы попробовать поиграть в них, они однозначно стóят. Попробуйте. Мне кажется, я рассказал о них достаточно, чтобы выбрать одну из двух себе по вкусу.

P.S. Если кто не знает, то «Rigor Mortis» — это медицинский термин, в переводе с латыни означающий «трупное окоченение». :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий