марта 26, 2010

«Dominion»: обзор игры

Коробка «Как и ваши родители, вы монарх. Правитель маленького симпатичного королевства — речки, леса и всё такое. Но, в отличие от родителей, у вас есть амбиции! Вы хотите королевство больше и симпатичнее — ещё речек, лесов, и всё такое. Вы хотите себе реальные владения! И ведь вокруг полно “независимых” клочков земли, управляемых игрушечными “лордами”, а на деле погрязших в анархии. Ну как не принести туда цивилизацию, объединив их под своим флагом?

Но что это?! Неужели идея настолько очевидна, что соседние монархи тоже до неё додумались? Придётся действовать на опережение: хватать ничейные земли и отгонять от них соперников. Обзаводиться приспешниками, начинать строительство, укреплять замок, набивать казну… Мда, пожалуй ваши родители не пришли бы от этого в восторг. Хотя, если копнуть историю, всё это вполне в духе ваших предков по материнской линии…»

Такими словами открывается книга правил игры, о которой и пойдёт сегодня речь. «Доминион» был хитом Эссена-2008, и остаётся хитом сейчас: на данный момент седьмое место в рейтинге BGG при 12.5 тыс. проголосовавших. Список наград тоже весьма внушает; достаточно сказать, что в нём есть “Spiel des Jahres” и “Meeples Choice”.

Я уже писал о «Доминионе», но то было сравнение с другой весьма любимой мной игрой, «Race for the Galaxy». С тех пор я вошёл во вкус, и настало время для полноценного обзора, тем более, что есть для этого весомая причина… но об этом позже.

Итак, перед нами карточная игра на 2-4 человек, играемая в среднем 30-40 минут. Тематикой является построение как можно более сильного королевства, каковое представлено карточной колодой. И тут, прежде чем говорить дальше, нам придётся вспомнить два кита, на которых стоят коллекционные карточные игры (ККИ):

  • каждый игрок в соперничестве с оппонентом (-ами) оперирует своей собственной колодой;
  • обзаведение картами и составление из них своей колоды является неотъемлемой частью образа жизни игрока.

Казалось бы, при чём здесь это, ведь «Доминион» не является ККИ? На самом деле очень даже при чём. Дело в том, что он воспроизводит эти же два принципа в рамках игры традиционной.

Разница с ККИ в том, что карты для своей колоды придётся добывать не в магазинах и обменах с другими игроками, а из «базы». Коробка содержит большое количество карт с разнообразными эффектами (всего 25 видов), и перед началом партии их них выбирается некоторое подмножество (конкретно 10). Каждый игрок получает минимальный «стартовый набор» (он одинаков у всех) — и вперёд! Расплачиваясь «денежными» картами из этого набора, можно купить себе в колоду карты из «базы», и затем пользоваться ими для дальнейшего развития колоды, а равно и для обзаведения картами победных очков.

База доступных карт

Всего имеется три вида карт:

  • Карты действий — позволяют что-то сделать или получить какую-то выгоду.
  • Карты денег — позволяют покупать себе в колоду новые карты.
  • Карты победных очков — приносят эти самые победные очки в конце игры. (На самом деле есть ещё карты проклятий, которые делают то же самое, но с обратным знаком, т.е. отнимают победные очки.)

Бывают ещё комбинированные карты, которые совмещают в себе более одного типа, но таких сравнительно немного.

Колоды игроков постоянно «прокручиваются»: сыгранные и уплаченные карты уходят в сброс, а когда колода заканчивается, сброс перемешивается и снова идёт в дело. Как и в ККИ, есть понятие «удалить из игры» (здесь это называется трэш-зоной).

Каждый ход состоит из трёх фаз:

  • Действия. Здесь можно сыграть карту действия — по умолчанию только одну, но некоторые карты добавляют возможность тут же сыграть ещё.
  • Покупки. Здесь можно купить себе в колоду карту из «базы» — опять же, по умолчанию только одну, но некоторые карты действий (играемые в предыдущую фазу) добавляют число покупок. Расплачиваться можно как картами сокровищ из руки, так и «виртуальными» бонусными деньгами, которые опять-таки предоставляются некоторыми картами действий из предыдущей фазы. Покупаемые карты кладутся в сброс.
  • Очистка. Выполнив действия двух предыдущих фаз, игрок сбрасывает остаток карт с руки и тут же берёт из своей колоды пять новых.

Собственно, это и есть все правила! Остальное определяется играемыми картами действий. В качестве примера давайте рассмотрим три штуки (изображения карт взяты из посторонних источников — мой экземпляр игры ко мне ещё едет — так что не удивляйтесь некоторому различию цветов).

Шпион Деревня Мастерская

Шпион (Spy), будучи сыгранным, тут же даёт своему хозяину одну карту в руку из колоды и право сыграть ещё одну карту действия. Кроме того, после этого все игроки открывают верхние карты своих колод, и сыгравший Шпиона решает: оставить ли их там наверху, или тут же переложить в сброс. Такое действие, затрагивающее других игроков, считается атакой, о чём и написано внизу карты. (Есть карты, позволяющие отбивать или ослаблять чужие атаки.)

Деревня (Village), будучи сыгранной, тут же даёт своему хозяину одну карту в руку из колоды и право сыграть ещё две карты действий.

Мастерская (Workshop), будучи сыгранной, даёт хозяину право бесплатно забрать себе в колоду любую карту из базы стоимостью до 4 включительно (например, того же Шпиона или ту же Деревню). Напомню, что после этого идёт фаза покупки, когда можно будет ещё чего-нибудь и купить.

Я думаю, глядя на карту Шпиона, многие уже нашли ответ на висящий в воздухе вопрос: взаимодействие игроков в «Доминионе» есть. :) Некоторые карты (тот же Шпион) позволяют пакостить другим параллельно с выгодой себе, некоторые эксклюзивно и сугубо пакостят, причём иногда очень гнусно. Число тех и других не столь уж мало.

Игра заканчивается, когда выполняется одно из двух условий. Либо в «базе» истощилась стопка карт Провинций (эти карты самые ценные, каждая приносит 6 победных очков), либо истощились три любые стопки. Победителем является тот, кто набрал больше всех победных очков (в случае ничьей — тот, кому для этого понадобилось меньше ходов, т.е. всё определяется позицией последнего ходившего игрока по отношению к тому, чей ход открывал партию).

Здесь может вполне логично прозвучать вопрос: а в чём, собственно, соль игры? Чем она так цепляет при столь нехитрых правилах?

А изюминка в том же, в чём и в ККИ. :) В играбельном балансе колоды. Сейчас поясню.

В руке — пять карт на начало хода. И это, надо сказать, неслабое ограничение! Потому что:

  1. Надо собирать карты победных очков. Но они сыграют свою роль лишь в самом конце. А приходя на руку по ходу игры, будут лишь бесполезно занимать в ней место, сковывая действия.
  2. Надо иметь много денег для покупки ценных карт. Но упомянутая карта Провинции, к примеру, стоит 8 монет. А в начале игры в принципе нельзя иметь на руке более пяти (пять карт-“медяков” по одной монете, и то если повезёт). Значит, надо покупать деньги «в крупных купюрах», но… карта-“золотой” ценностью в три монеты при покупке стоит аж шесть! И даже после их покупки малоценная мелочь будет лезть в руку, опять-таки сковывая действия.
  3. Надо иметь мощные карты полезных действий. Но они и стоят дорого (см. п.2), и не факт, что придут в нужный момент. Значит, нужно иметь какие-то средства для их доставки в руку. Которые опять-таки являются мощными картами полезных действий — см. п.3. :)

В общем, колоду надо строить с большим умом. Так ведь мало ж того — ей непосредственно по ходу построения ещё и играть надо! Да ещё, возможно, и как-то адаптироваться к действиям соперников, и к их пакостям! Так что изюминка есть, и преизрядная.

Если понаблюдать за действиями опытных игроков, то это может очень впечатлить. Опытный игрок может построить колоду, которая за один ход «прокручивается» через руку полностью (а в такой колоде не нужно много денег: зачем их там много, если всё равно они все окажутся в руке?). Опытный игрок может щедро сливать в трэш деньги и победные очки, и при этом всё равно выигрывать (ибо в колоде останется чётко работающий механизм по добыванию куда более крупных денег и куда более победных очков). Это, конечно, зависит ещё и от состава «базы». В общем, тут не увидишь сам — не поймёшь…

Надеюсь, я убедил в том, что механика игры чрезвычайно интересна, и «Доминион» вовсе не зря считается хитом? А теперь я хотел бы поделиться двумя ложками дёгтя из этой бочки мёда. :)

Ложка первая касается игровой легенды, и сейчас я опять помяну «Race for the Galaxy». Дело вот в чём. Некоторые игравшие в «Галактику» отмечают, что у них не создаётся в голове ассоциации игровой механики и заявленной темы (построение галактического государства). Дескать, карты и их действия привязаны к тематике неубедительно.

Ну так вот. Если это про вас, то «Доминион» вам покажется притянутым к своей тематике вообще за уши. :) «Галактика» по сравнению с ним — вершина логики и строгих ассоциаций. :)

Вполне достаточно даже и тех карт, что были приведены выше для примера. Шпион, допустим, вполне логичен. А Деревня?! Почему именно так — «плюс одна карта, плюс два действия»? Какая тут связь с деревенским названием? (замечу, что «плюс две карты, плюс одно действие» — это будет Лаборатория. А «плюс две монеты, плюс одна покупка» — почему-то Лесоруб). Или вот Мастерская. С помощью этой карты можно нахаляву получить в колоду карту Округа (Estate, одно победное очко, стоимость две монеты). Как, скажите мне, мастерская обеспечивает территориальное расширение королевства?! :) И таких примеров можно привести много.

Коробка в раскрытом виде Ложка вторая становится очевидной, если открыть игровую коробку и посмотреть внутрь. Там содержится ровным счётом 500 карт — не больше и не меньше! И карты разных типов не следует мешать между собой (иначе подготовка к каждой партии займёт уйму времени, мало не покажется).

Отсюда, с одной стороны, следует такой вот «лоточный» способ хранения, как вы видите на снимке справа. Разумно и сравнительно удобно с практической точки зрения, но места занимает очень много. В галерее на BGG можно увидеть, как извращается народ с целью минимизации объёма — особо популярны картотечные ящички с подписанными разделителями. :)

С другой стороны, отсюда недвусмысленно следует негласное правило игры: сгоняли партейку — извольте аккуратно разложить все использованные карты по стопочкам для удобства будущих партий! А потом выберите из коробки стопочки для новой партии, да (возможно) отсчитайте из них карты по количеству игроков, да разложите на столе по возрастанию стоимости… Времени уходит довольно-таки не мало, особенно в сравнении с достаточно быстрыми партиями…

С третьей стороны — а купите-ка 500 протекторов! И оденьте в них карты! А это очень рекомендуется, ибо карты гуляют по рукам и по столу чрезвычайно интенсивно. Хорошо хоть то, что (по отзывам) защищённые карты продолжают умещаться в коробку, хотя и с некоторыми ухищрениями.

А теперь давайте итожить, по уже привычной и отработанной схеме.

Достоинства игры:

  • Очень интересная механика, этакая вариация на тему ККИ, но без постоянной траты денег на развитие колоды. Широкое разнообразие возможных стратегий в зависимости от подобравшегося в «базу» состава карт. (Комбинаторика подсказывает, что выбрать 10 карт из 25 можно 3268760 способами. Причём далеко не факт, что в рамках каждого существует единственная оптимальная стратегия, а даже если и так, то её ещё нужно найти…)
  • Никто не заставляет выбирать карты «базы» случайно. Вы можете сделать это, исходя из своих игровых предпочтений. Хотите интенсивных пакостей в манчкинском духе — включите побольше карт с атаками. Хотите чистое состязание с полным отсутствием помех — делайте с точностью до наоборот. Для обучения новичков можно взять набор, исключающий особо изощрённые взаимодействия и эффекты, и т.д. Несколько возможных вариантов приведены в правилах. Это, кстати, очень удобно и для проведения турниров.
  • Отличная масштабируемость. «Доминион» великолепно играется любым составом игроков из заявленных издателем 2-4. Для тренировки (или проверки стратегии) вполне возможно гонять колоду в одиночку.

Недостатки игры:

  • Форм-фактор со всеми вытекающими последствиями: неудобство хранения/переноски, манипуляции между партиями, потребность в большом количестве протекторов. Подробное обсуждение выше.
  • Довольно слабая привязка игровой механики к легенде. (Не стоит дарить игру любителям фэнтези только из-за тематики.) Подробности опять же выше.
  • При некоторых раскладах «базы» может появляться очень большой даунтайм (время ожидания хода). Прокрутка колоды из двух-трёх десятков карт, к примеру, занимает изрядное время — в течение которого другим игрокам остаётся лишь ждать. Если играет больше двух человек, то это может быть весьма занудно. Отчасти лечится возможностью подбора «базы» под ситуацию (см. в достоинствах).

Неоднозначные особенности игры:

  • При том, что правила очень простые, практическое освоение игры займёт немалое время. Тут нужен реальный опыт. Так что «Доминион» — это игра для тех, кто готов учиться и умеет это делать. Пока вас не порвут с десяток-другой раз опытные игроки, вы просто не прочувствуете, в чём особенность и сила тех или иных карт, и как их можно применять с наибольшей пользой. Вы согласны с тем, чтобы вас рвали в процессе обучения? :) Решайте для себя сами.

Ну, и под занавес ещё несколько замечаний.

Во-первых, в «Доминион» можно отлично поиграть онлайн (против живых соперников) на BrettspielWelt. Там даже реализованы дополнения к игре — правда частично, но всё равно заметно усиливает интерес. А можно поиграть и против компьютера, о чём я писал совсем недавно здесь. Правда, этот компьютерный партнёр весьма слаб, но в качестве начального обучения и для базовой тренировки пойдёт.

Во-вторых, сейчас идёт разработка официального компьютерного варианта игры. И не знаю, кто как, а я на него не пожалею денег, когда выйдет.

В-третьих, буквально на днях «СМАРТ» объявил о грядущей локализации «Доминиона» в России. Обещают уже осенью 2010… правда, до сих пор они крайне редко выдерживали заявленные сроки. Мой прогноз — вряд ли раньше Нового года. :) Если кто не понял, это и есть та весомая причина, о которой говорилось в начале обзора. :)

Ну и в-четвёртых, последних. Любопытно, что за последнее время появилось множество вспомогательных «Доминион»-программ для мобильных телефонов и КПК. Назначение — генерация набора «базы» по заданным условиям. Например, какие именно дополнения использовать. Или чтобы в «базу» вошли карты всех доступных стоимостей. Или чтобы на карты атак обязательно вошли «противоядия», и т.п. Понятно, что это недвусмысленно говорит о росте интереса к игре.

2 комментария:

  1. Приведенная для примера Мастерская не дает права "бесплатно забрать себе в колоду любую карту из базы стоимостью до 4 включительно", она предписывает это сделать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но ведь никто же не предписывает обязательно сыгрывать эту карту, если она пришла на руку.

      Удалить