января 06, 2010

«Cluedo»: обзор игры и улучшения правил

Коробка Жил да был миллионер. И был у него племянник, единственный наследник. Которому потом и должны были достаться все эти миллионы. И в один не очень прекрасный день наследник обнаружил, что дядюшкины деньги периодически куда-то улетучиваются. И заподозрил, что к этому причастны дядюшкины «друзья»… благо там было из-за чего возникать подозрениям. По старым делам кто-то запросто мог дядюшку шантажировать. И решил наследник с дядюшкиными «друзьями» поговорить, ибо что за нафиг?! А один из них и впрямь оказался причастен. Ну и, натурально, разоблачения ему не захотелось. И он решил вставшую перед ним проблему по старому доброму принципу «есть человек — есть проблема; нет человека — нет проблемы». В общем, племянник трагически погиб.

Обозреваемая игра является в мире настолок одной из старейших; она была издана ещё в 1940-х годах, так что недавно ей исполнилось шестьдесят лет. Её периодически меняли, совершенствовали, и совсем недавно, в 2006, вышла новая редакция с осовремененными реалиями. Но у нас речь пойдёт о старой, классической версии.

Здесь нужно сделать ещё два замечания. Во-первых, относительно названия. Изначально игра называлась «Clue» — «Улика». Но впоследствии из-за проблем с патентованием её пришлось переименовать, и чтобы не использовать распространённые слова, название было придумано оригинальное. Гибрид изначального английского «clue» и латинского «ludo» («игра») — так вот и появилось немного загадочно звучащее «Cluedo» (читается как «клю:до», где двоеточие означает удлинение звука).

Во-вторых, относительно содержимого коробки. Если вы посмотрите на снимок в «шапке», то увидите, что коробка вытянутая. В продаже до сих пор ещё встречаются коробки такого же оформления, но квадратные. Разница большая: квадратная коробка содержит старую версию, но с сильно упрощённым оформлением. А продолговатая — тоже старую версию, но более дорогую, с шикарно оформленными компонентами. Приведённые ниже кадры сняты мной со второго дорогого варианта, счастливым обладателем которого я являюсь. :)

Игровое поле

Итак, имеется большой богатый дом, в котором был убит человек. Всё, как в классическом английском детективе: есть ограниченный круг подозреваемых, один из которых точно виновен. Ещё нужно установить, в какой комнате произошло убийство (ибо тело явно перетащили), и чем именно убили наследника, ибо предполагаемых орудий убийства тоже ограниченное число (об этом ниже). В роли сыщиков выступают игроки… но об этом тоже ниже.

Подозреваемые, прямо скажем, очень подозрительны. Почитав буклет правил, вы познакомитесь с игровой легендой и их тёмными личностями (чего стоит один профессор-шарлатан, выгнанный с работы в музее за подделку экспонатов!)… но в принципе, в этом нет особой необходимости. Расследовать преступление гораздо интереснее. :)

Дом, как видите, представлен игровым полем, а подозреваемые и орудия преступления — шикарными миниатюрками (помните, речь идёт о дорогой старой версии!). И ещё на каждый упомянутый объект имеется специальная карточка. Всего карточек 21: шесть подозреваемых, шесть орудий и девять комнат.

Высота каждой фигурки составляет 3-3.5 см, так что здесь вы видите их близко к натуральной величине. В миниатюрках орудий преступления, вообще-то, прямой необходимости нет, они просто обозначают весь имеющийся «ассортимент». Но симпатичны и атмосферны. :)

Игровая механика лучше всего работает при шести участниках. Давайте посмотрим, как это происходит (в предположении, что их действительно шестеро).

Сначала генерируются обстоятельства преступления. Втёмную выбирается одна карточка подозреваемого, одна карточка комнаты и одна карточка орудия. Они кладутся в специальный конвертик, помещаемый в центр поля. Побеждает сыщик, который сформулирует правильное обвинение, то есть заявит «убил такой-то, тем-то, в такой-то комнате!» — а потом заглянет в конверт и в доказательство своей правоты покажет всем его содержимое. Если же в конверте он увидит не то, что было заявлено… что ж, тогда сыщик признает свою неправоту, засунет карточки обратно (не показывая другим!) и выйдет из игры. А преступление дорасследуют остальные. :)

Расследование же заключается вот в чём. После того, как конверт положен в середину, оставшиеся 18 карточек раздаются игрокам по три каждому. Таким образом, каждый владеет частью информации о том, как преступление не могло быть совершено. Но очень малой частью. А нужно собрать все кусочки головоломки вместе.

Ключевым моментом расследования является высказывание подозрений. Подозрение — это когда сыщик с задумчивым видом изрекает: «а не полковник ли убил жертву в зимнем саду подсвечником?…» Это не обвинение, оно ни к чему не обязывает.  После того, как подозрение высказано, все остальные принимают участие в разработке сформулированной гипотезы. Игрок слева, если у него на руках есть карточка, опровергающая подозрение в любой его части (кто, где, или чем), обязан показать её подозревающему втайне от других. Если у него есть не одна подходящая карточка, то он сам выбирает, чего показывать. Если у него нет ни одной такой карточки, то он заявляет об этом вслух и теперь уже следующий игрок обязан принять участие. Ну, а если все заявили об отсутствии у них каких-либо опровержений… это означает одно из двух. Либо сыщик додумался до истинных обстоятельств преступления, либо он по какой-то причине назвал свой собственный набор карточек. :)

Вот, в принципе, и все правила. Остаётся только добавить два важных уточнения. Прежде всего, подозрения нельзя высказывать «от балды». В вышеприведённом примере, чтобы высказать гипотезу «полковник, зимний сад, подсвечник», сыщик обязательно сам должен находиться в зимнем саду. И второе — после того, как подозрение высказано, полковника немедленно переставляют в тот же сад, где бы он (полковник) на данный момент не находился. Это последнее обстоятельство на самом деле очень важно; оно несколько ускоряет расследование и придаёт ему этакий коллегиальный характер.

Ну и маленькое упоминание: в игре высказываются весьма приличные объёмы информации, удержать которые в голове нелегко. Комплектация предусмотрительно включает «блокнот детектива», специальным образом разграфлённый. Соответственно, для игры понадобится что-то пишущее: ручки или карандаши, по одному на каждого…

Как можно видеть, создателям игры удалось весьма точно воспроизвести в ней пресловутый дедуктивный метод Шерлока Холмса. :) Действительно, великий сыщик характеризовал свои рассуждения следующим образом (цитата из «Знака четырёх»):

«Отбросьте всё невозможное; то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался»

Именно это и происходит: участники высказывают свои предположения, которые последовательно отвергаются. Тем самым пространство вариантов всё больше сужается — до тех пор, пока не останется один, единственно возможный.

До сих пор речь шла об удачных и положительных аспектах игры, а теперь перейдём к отрицательным. Благо их тоже немало.

Первое непосредственно связано с уже упомянутыми особенностями высказывания подозрений. У каждого игрока есть «свой» персонаж, которого нужно перемещать по дому — и, войдя им в комнату, можно начинать подозревать. Ну так вот — кубик! Перемещение по клеткам поля определяется пресловутым кубиком, который запросто способен растянуть переход в соседнюю комнату на несколько ходов (при выпадении единичек). Нет, ну понятно, конечно, что в расследование могут вмешиваться всякие случайности, мешающие сыщикам… но не настолько же. Раздражает неимоверно. В наши дни гораздо разумнее было бы представить дом в виде графа с промежуточными локациями между комнатами, причём у этих локаций могли бы быть собственные свойства (возможно, связанные с вытягиванием карточек каких-то событий)… Но игра всё же старая (вспомним: шестьдесят лет), и тогда такое не практиковалось. Хотя, конечно, за прошедшие годы любители игры придумали способы борьбы с её недостатками (об этом — в самом конце).

Второе. Опять-таки касается связи игроков и «их» персонажей на поле. На первый взгляд, этим однозначно устанавливается ассоциация «игрок-персонаж».  Но, с другой стороны, в результате расследования запросто можно обвинить «себя»… и если обвинение окажется правильным, то это будет выигрыш! А ассоциировать себя с неким посторонним сыщиком не позволяет перемещение «своего» персонажа по полю. В общем, как-то тут недодумано.

Третье, ехидное. На самом деле, продолжение второго. В игре шесть орудий убийства: кинжал, пистолет, верёвка, подсвечник, обрезок трубы, гаечный ключ. То есть, иными словами: орудия тупого удара, холодное оружие, огнестрельное оружие, средство удушения. Чем-то одним из них — нужно установить чем — было совершено преступление. Ну и вот скажите, как можно перепутать нанесённые ими ранения? :) Ладно, рукояткой пистолета можно приложить по башке не хуже, чем гаечным ключом. Ладно, можно сделать то же самое набалдашником эфеса кинжала. Но верёвка?! Выстрелить из неё крайне затруднительно, зарезать ей тоже. :) Проломить череп… наверно, у меня слишком бедная фантазия, но я не очень себе это представляю. :) Ну, недодумано. При игре в «Cluedo» с детьми будьте готовы что-то на это ответить, дети весьма сообразительны.

Игра с детьми вообще очень специфична. С непосредственного ребёнка лет 8-9 вполне станется ляпнуть, что у него есть карточка в опровержение гипотезы (или наоборот, нету), даже если до его очереди ещё далеко. Разумеется, отсюда можно извлечь полезную информацию. Имейте это в виду, если будете рассматривать «Cluedo» в качестве семейной игры.

Четвёртое. Я описал игру на шестерых, и тут всё замечательно. А вот если игроков меньше, то всё становится плохо. Рекомендуемый официальными правилами вариант (раздавать на руки все карточки, пусть даже их раздастся не поровну) не годится ни к чёрту! А для 4-5 игроков их будет не поровну, и это приведёт к тому, что «отказы» игроков с разным числом карточек будут иметь разную информационную ценность. Игра сразу потеряет симметричность. На троих раздастся поровну, но с шестью карточками на руках у каждого это уже будет не дедукция, а чистая угадайка… Опять же, способы обойти это есть, но издатели-то куда смотрят?

Традиционно резюмирую свой обзор.

Достоинства игры:

  • Самый настоящий «классический» детектив и дедуктивный метод. Без обмана и натяжек.
  • В старых изданиях игры — потрясающие миниатюрки.

Как следствие достоинств — игра является отменным подарком для любителей детективов. В том числе, она прекрасно идёт и у достаточно пожилых людей, не испытывающих особого интереса к настолкам. Проверено неоднократно.

Недостатки игры:

  • Кубик! И связанный с ним механизм перемещения персонажей.
  • Явная недодуманность связи игровой механики и игровой легенды.
  • Нормально играть можно лишь при 4-6 участниках. И то лишь при доработке правил для четырёх и пяти игроков.
  • Игра очень чувствительна к ошибкам участников. Если хоть один ошибочно скажет, что у него нет опровержения на высказанную гипотезу — картина происходящего сразу искажается, и это практически необратимо.

Ну, а теперь обещанные усовершенствования правил.

Прежде всего, как бороться с рандомом кубика? На это придумано два варианта.

Можно играть без кубика вообще. Считается, что у каждого игрока в ход есть 9 «действий». Вход/выход в комнату, а равно и переход с клетки на клетку в коридоре, требуют одного действия. Подозрение, как и обвинение, «занимает» три действия, причём можно высказывать лишь одно подозрение за ход.

Другой вариант — использование четырёхгранного кубика вместо обычного шестигранного. К показаниям прибавляется четвёрка (так называемое «4+d4»), что даёт результат от 5 до 8. Тоже рандом, но в гораздо более узких и терпимых рамках.

А как играть менее чем вшестером?

Играя впятером, удалите из игры одного персонажа, одну комнату и одно орудие убийства. Дальнейший процесс ничем не будет отличаться от обычного, у каждого игрока окажется по три карточки.

Играя вчетвером, удалите из игры двух персонажей. Каждому игроку раздайте по четыре карточки.

Втроём, что бы там ни говорили правила, лучше не играть. Возьмите какую-нибудь другую игру.

7 комментариев:

  1. У меня в коллекции есть такая игра в отечественной локализации 90-х. Называется "Кража". Качество компонентов, естественно, оставляет желать лучшего, но, поскольку сама игра хорошая, то впечатления о ней сложились положительные.

    ОтветитьУдалить
  2. В дополнении к комментарию Монуила: Да, "Кража" еще хороша тем, что у нее более "нейтральная" тематика (применительно к детям, я уже где-то это писал). К тому же в ней легко объясняется упомянутый в статье "минус" когда персонаж выдвигает объявление против себя, и оказывается прав - это просто чистосердечное признание и раскаяние в содеянном, вор как бы возвращает награбленное и его все прощают (:

    А по поводу третьего минуса - у "Кражи" он тоже присутствует, но насколько я помню мы, детьми еще, ни разу об этом не задумывались.
    Но если разить тему, "Улики", то можно придумать легенду, что тело после умерщвления было сброшено злодейцем с утеса (ну или в пруд с пираньями :)

    Unholy Lizard

    ОтветитьУдалить
  3. товарищ, не знаете ли где можно купить такую версию, как у вас?

    ОтветитьУдалить
  4. В настоящее время — только если сильно посчастливится встретить где-нибудь на прилавке остатки старых запасов. Такую делюксовую коробку давно не выпускают, увы.

    ОтветитьУдалить
  5. купил за 7 гривен в идеальном состояние в пяточке)

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Как зовут полковника в игре "Cluedo"?

    ОтветитьУдалить