января 13, 2010

«Бонанза»: обзор игры и дополнений

Русская коробка В своей предновогодней заметке я назвал эту игру своим лучшим филлером ушедшего 2009 года и проанонсировал её обзор в качестве одного из первых материалов на новый, 2010 год. Настала пора выполнять обещание.

Имя создателя игры говорит само за себя — Уве Розенберг. Комментариев не требуется (хинт для недалёких — «Агрикола»). :) А вот название прокомментировать можно и нужно. Будучи немцем, Уве построил этакий словесный каламбур из родного для себя «bohn» — «боб» и интернационального «bonanza» (золотое дно, источник огромного богатства; оно вошло в обиход после того, как возле Клондайка на ручье Бонанза-Крик были обнаружены золотые месторождения). Получилась «Bohnanza», в переводах, увы, теряющая вложенный в слово смысл и юмор…

Как следует непосредственно из названия, игрокам здесь предлагается обогащаться на бобах. :) В общем-то, это условно — я как-то говорил, что бобы здесь вполне можно заменить сырьём для производства самогона, а бобовые поля самогонными аппаратами, — но ради сохранения приличий пусть будут бобы. :)

Итак, игроки выращивают бобы, продают их и обогащаются. Тема незатейливая, механика простая, правила объясняются буквально за три минуты. Но при этом Розенберг сотворил именно ту простоту, которая находится на грани гениальности. Его творение невероятно реиграбельно и увлекательно — давайте посмотрим почему.

В основу положены два главных принципа:

  1. На одном поле могут расти бобы только одного сорта.
  2. Порядок бобовых карт на руке имеет значение, и в этом порядке бобы обязательно нужно сажать.

Каждый игрок изначально распоряжается двумя бобовыми полями, на которых и нужно как-то размещаться со своими урожаями. Если нужно что-то высадить, а некуда — придётся чего-то с полей продавать… а продавать раньше времени, естественно, невыгодно.

Карта кофейного боба В начале своего хода игрок обязан «высадить» одну — самую первую — карту боба из руки и может (но не обязан!) высадить вторую. После этого он открывает две карты колоды и может поторговаться ими с другими (неактивными) игроками. Он вправе дарить их, меняться ими, а может оставить их и себе. Можно в свой ход делать объектами торговли и карты с руки. Ну, а после того, как всё торгуемое обрело хозяев, эти хозяева обязаны всё наторгованное опять-таки высадить. И, наконец, в конце своего хода игрок берёт себе в руку три карты (опять же, соблюдая порядок!).

Обидно, если нужно высаживать, а свободного поля (или поля, на котором уже растёт то же, что и высаживаемое) нету. Тогда придётся продавать что-то. Посмотрите на карту справа. Если продать четыре таких боба, то игрок получит один «бобовый талер». За один, два, три — не получит ничего. За пять или шесть — всё равно один талер. Только за семь штук их будет два, и так далее. Понятно, что преждевременная продажа невыгодна и нежелательна!

Собственно, для борьбы с этим и предназначена фаза торговли. Видя порядок карт на руке и прикидывая отсюда свою стратегию, игроки стараются выменять ненужное на нужное или (в крайнем случае!) хотя бы просто избавиться от ненужного, чтобы не засорять свои поля. Можно, в принципе, купить себе третье поле, но… во-первых, на него нужно ещё заработать, а во-вторых, нужно крепко подумать, а окупит ли себя ли такая покупка?

Рубашка карт — талер Кто по итогам всех этих посадок, продаж, обменов и дарений заработает больше всех денег, тот и победитель. Деньгами, кстати, служат те же карточки бобов, положенные лицом вниз. На рубашке каждой карты изображён тот самый бобовый талер. Продавая бобы, игрок просто берёт из них нужное число карт и кладёт их себе талером вверх, а прочие идут в сброс.

Теперь опять взглянем на лицевую сторону бобовой карты. Число 24 видите? Оно означает, что в игре изначально есть ровно 24 карты кофейных бобов (это много, и такие бобы дёшевы). В идеале следует помнить, кто какие бобы сажал, сколько их продал — и сколько, соответственно, карт ещё продолжает находиться в игре. Это непросто, зато помогает в построении выгодной стратегии.

Игра заканчивается, когда колода истощится в третий раз. В первый и второй разы сброс перемешивается и образует новую колоду, причем эта колода будет становиться всё тоньше и тоньше (ведь чем дальше зашла игра, тем больше карт осело у игроков в виде денег). И вот тут, кстати, нужно быть очень аккуратным! Дело в том, что продаваемые бобы ложатся в сброс сериями по несколько одинаковых карт подряд, и для нормальной игры сброс нужно тасовать чрезвычайно тщательно!

Колода содержит несколько видов бобов разной численности и стоимости. Вариант игры, локализованный в России, содержит их достаточно для того, чтобы принимало участие от 2 до 7 человек. Для двух человек правила, естественно, определённым образом меняются (дуэльные игры не располагают к альтруизму участников),  а для 3-7 может понадобиться убрать некоторые виды бобов из игры (плюс имеются и другие мелкие модификации).

Локализация воочию Кстати, локализация выполнена и распространяется компанией «Стиль Жизни» (=«Игровед»). Локализованы, собственно, лишь коробка и текст правил, а карты оставлены как есть. Это совершенно не мешает играть даже тем людям, которые английского вовсе не разумеют — бобы легко можно различать и по картинкам. Правила переведены без ошибок, оформление коробочки сохранено, полиграфия хорошая… в общем локализация безупречна. Особым плюсом её является то, что русская коробка имеет более адекватные размеры, нежели английская. Проще говоря, её объём не завышен, как это часто бывает. :)

Заявленная продолжительность партии составляет 45 минут, и это вполне соответствует действительности. Многовато для филлера… но по простоте правил и непринуждённости атмосферы (отлично расслабляющей после хардкорных игр) «Бонанза» воспринимается именно как филлер. Игра очень общительная и отлично подходит для семейного круга.

Традиционно резюмирую сказанное.

Достоинствами игры являются:

  • Простые и весёлые правила.
  • Ориентация на разнообразный численный состав участников (от 2 до 7 человек).
  • Требует немного места как для хранения, так и для игры.
  • Идеально семейный характер (как по правилам, так и по времени).

Недостатки игры:

  • Необходимость модификации колоды и правил в зависимости от числа участников.
  • Очень высокая чувствительность к качеству перемешивания колоды — особенно на промежуточных стадиях.

Неоднозначная особенность игры, как ни странно, заключается в том, что

  • Игра очень социальна и требует высокой общительности. С одной стороны, многие ценят в настолках именно общение. С другой стороны, процесс легко может стать весьма шумным, и этого многие не любят.

Игровое поле Добавлю ещё сюда, что «Бонанза» проще и удобнее играется со специальным полем (для каждого игрока своё персональное), придуманным фанатами. Оно не входит в игровой комплект, но его не проблема найти в сети, распечатать и (желательно) заламинировать. Для удобства читателей этого обзора я размещаю здесь его изображение. Ссылка ведёт к большому файлу, пригодному для печати. Как видно, оно фактически несёт на себе и правила.

Тот факт, что для игры придумываются подобные усовершенствования, говорит о её популярности. А популярные игры обычно получают развитие в виде выпуска дополнений. «Бонанза» не исключение, и дополнения для неё существуют. Я могу рассказать о двух, которые доводилось видеть.

Карта миссии Первое из них — это карты миссий (или, если переводить буквально, приказов). На каждой такой карте указаны через дробь два числа — в приведённом справа примере это 6/3. Они означают, что владелец карты выполнит данную миссию, если на одном его поле будет шесть бобов, а на поле справа от этого три боба. Если удастся этого достичь, то игрок показывает всем карту миссии и кладёт её рубашкой вверх к своим деньгам как дополнительный талер. (Карты миссий имеют такую же рубашку, как обычные бобы, но с немного другими цветами). Если достичь этого не удаётся, то карта миссии подлежит сбросу, как только окажется в руке игрока первой по счёту. Взамен сброшенной или сыгранной миссии игрок возьмёт другую, разместив её последней (карты бобов и миссий лежат отдельными колодами). За игру таким образом вполне реально набрать 2-4 лишних талера.

Второе — это карты зданий. Да-да, теперь к бобовой ферме можно пристроить чего-нибудь существенное, и оно будет помогать предприимчивому фермеру. Пример карты здания вы видите внизу:

Карта здания

Оно стоит два талера, причём это обязательно должны быть талеры бобов-вонючек. Эта инвестиция не будет потеряна, и всё равно засчитается игроку как 2 талера по окончании игры (да ещё за общее количество построенных зданий может быть бонус). Притом на данной карте можно держать один боб для дарения или обмена (но не высаживания). Какое-нибудь подобное свойство имеют все здания, а уж дело игрока — распорядится этими свойствами к своему наибольшему благу…

Честно говоря, я не очень одобряю подобные расширения — на мой вкус, они нарушают простую красоту и изящность игры, внося в неё нечто искусственно-излишнее. Но это дело вкуса. А для тех, кого дополнения всё же интересуют, есть хорошая новость. Поскольку «Стиль Жизни» воспользовался оригинальными картами, дополнения будут сочетаться с ними идеально. :) Правда, приобретать их придётся либо в зарубежных магазинах, либо у посредников.

Но базовая «Бонанза» — это игра, которую обязательно следует попробовать. Благо приобрести её в России труда не составит. Искренне рекомендую.

4 комментария:

  1. Заграничная коробка кстати чуть меньше чем в локализованном "Стилем Жизни" варианте, да и сделана красочнее и вкладыш там удобнее для карт.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте,спасибо за ваши обзоры,оказалось интересно и полезно! Вот купили игру и возникли вопросы по правилам:
    1. Когда покупается 3 поле,то активному игроку в 1 фазе игры можно выкладывать с руки от 1 до 3 карт по желанию,или же 1-2 как в правилах, указано не зависимо от 3го поля?
    2. Пассивному игроку у активного кроме как менять,дарить карты можно ещё и покупать за свои монеты нужную карту(ы)?
    3. Обменивая ненужную карту можно давать "впридачу" сколько хочешь карт?

    Если возможно,ответье,пожалуйста,спасибо!
    4. Можно ли продавать карты с поля не в стопку сброса,а игроку?

    ОтветитьУдалить
  3. 1. Одну-две. Одну обязательно и одну по желанию.
    2. Деньги между игроками в принципе не ходят. Единственная возможность потратить деньги — купить третье поле (если не принимать в расчёт дополнения).
    3. Меняться картами можно как угодно, при условии согласия обеих сторон.
    4. См. пункт 2.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Михаил,понятно! Будем играть!

      Удалить