августа 12, 2012

«Знаменосец»: обзор игры

Когда в прошлом году вышло «Братство девяти» (далее «Б9»), я охарактеризовал его как шашки войны. От каковой метафоры не собираюсь отказываться и сейчас. Но… вы не находите, что слово «шашки» в человеческом восприятии имеет определённую особенность: оно обычно воспринимается, как начальная ступень к шахматам? Или что-то вроде того. Мне так кажется.

Ну что ж — вслед за «Б9» Максим Трофименко и Эльман Гасими выдали нам игру, которая вполне достойна именоваться «шахматами войны». Мы ещё разберём внутренние причины, но даже на первый невооружённый взгляд можно видеть, что коробочка по пропорциям и размерам весьма напоминает небольшую шахматную доску. :) Встречаем — «Знаменосец»… хм. Один человек при взгляде на ту коробочку мне сразу откомментировал: «Да какой же ж то знаменосец, це ж прапорщик!» ;)

Новинка выпущена «Магелланом» (=«Мосигрой»), а это имеет как свои плюсы, так и минусы. Плюс понятен: дистрибуция будет всяко получше, чем у «Б9». Хотя и здесь не всё в шоколаде: в Новосибирске цена игры (в тех магазинах, где она есть) сейчас составляет порядка 980 рублей, что сильно много. Минусы тоже очевидны: отвратительная репутация «Мосигры» едва ли пойдёт «Знаменосцу» на пользу. Хотя издано технически совершенно безупречно, что да то да. Не подкопаешься ни к чему: толстый текстурированный картон, качественная печать, хорошая вырубка… Коробочка точно по размеру игры, что в наше время редкость и тоже несомненный плюс. :)

Самым странным аспектом «Знаменосца» является его оформление (создатель которого — известный в кругах российского настолья Михаил “Monkey” Маргитыч). Как бы это сказать… при распаковке и первом рассмотрении компонентов всё кажется идеальным, а вот при игре начинают появляться нарекания. Да и при последующих рассмотрениях тоже. Дабы не быть голословным:

  • Каждая картинка соответствует не конкретному воину-юниту, а типу воинов. В результате два воина с разными характеристиками могут иметь одинаковую картинку, а за деталями приходится обращаться к мелким дополнительным обозначениям. Явно напрашивается решение снабжать картинки дополнительными изобразительными (наряду с информационными) деталями. Самое элементарное — оружие разных размеров или одежда разных расцветок, чтоб отличающиеся юниты одного типа в глазах не путались.
  • Берсерк издалека вообще выглядит какой-то невнятной раскорякой, слишком уж гротескно и карикатурно отрисован. Впрочем, он идентифицируется, ибо такая раскоряка там всего одна. :)
  • А вот всадника с лучницей можно издалека перепутать. Сразу говорю, что это не моё замечание, но мне об этом независимо сказали два (!) человека. Сам я их путаницы не понимаю, но, как говорится, вокс попули
  • Некоторые типажи недвусмысленно напоминают старую серию советских мультфильмов про казаков. Нет, говорить о перерисовке ни в коем случае нельзя, скорее об источнике прихода вдохновения. :) Но всё ж напоминают, без чего вполне можно было обойтись.

В целом оформление удовлетворительное (в буквальном смысле: на троечку с плюсом) и является прекрасной иллюстрацией очевидного факта: нарисовать к игре хорошие картинки и хорошо оформить игру — это две сильно разные вещи.

Но довольно об оформлении, давайте уже и о механике. Тут, прежде чем излагать, нужно пояснить терминологическую тонкость. В правилах (и я для краткости тоже буду так говорить) речь идёт о картах, фактически же это карточки-тайлы из толстого картона, изображение на которых одинаково с двух сторон. Но форма, как и у карт, прямоугольная.

Это означает, что и битва происходит в прямоугольной сетке — в отличие от гексагональной у «Б9». Биться можно только вдвоём, зато битва будет помасштабнее: по двадцать бойцов с каждой стороны. Размер поля — 7×8 клеток, и на нём довольно тесно, во всяком случае, бегать от противника, как иногда бывало в «Б9», уже не очень получится. :)

Теперь обещанная параллель с шахматами в их отличии от шашек. Помните, в «Б9» для победы нужно было завалить всех врагов (ну, или довести ситуацию до того, чтобы оппоненты сдались)? Ну, как и в шашках. Вот. А здесь нужно завалить три ключевые фигуры соперника при сохранении хотя бы одной своей. Состояние всего остального войска при этом не является значимым фактором. В шахматах ключевой фигурой является король, а здесь — те самые знаменосцы. Да и по числу фигур здесь будет как-то поближе к шахматному. Да и в разложенном виде близко к шахматам по размеру.

Структура хода с «Б9» почти не изменилась: передвигаемся и атакуем. Ну, тут трудно ждать глобальных изменений. :) А вот тонкости сильно эволюционировали. Самое-то главное: перемещаться и атаковать обязательно. В случае невозможности выполнить хоть бы что-то одно — придётся снимать с поля одного своего воина (на выбор). Так что, опять же, не очень-то побегаешь.

Перемещаются все по-разному; это описано в правилах и показано символами на картах. Хитрее всех перемещается знаменосец, который может вести с собой вертикальный или горизонтальный ряд воинов (было бы куда). На то он и командир.

Атаки более хитрые, чем в «Б9». Атаковать можно лишь кого-то не более сильного. Причём при равенстве сил огребаешь в ответ. Причём в зависимости от атакованного возможны бонусы по взаимному соотношению родов войск (назовём их так). И здесь надо отметить два интересных момента.

Момент первый связан с начальным восприятием этого правила. Один из моих тест-соперников было возмутился: «Да этот мужик с топором какой-то читер, он может всех атаковать, а его может мало кто!» :) Однако партия показала, что никакого читерства здесь нет, ибо для победы тот самый мужик-с-топором значим чуть более чем нисколько. :) Это, опять же повторюсь, как в шахматах: ты можешь потерять ферзя и всё равно поставить мат сопернику, который своего сохранил. И сильно ли его тот ферзь утешит?

По поводу момента второго уже было сломано немало копий в онлайн-обсуждениях, и касается он лучника (точнее, по отрисовке это как раз лучница). Народ не соглашался, что она при дистанционной атаке воина равной силы получала ответный урон, и предлагал его не навешивать. Лично я по опыту нескольких партий склонен считать, что такой вариант делает лучницу убероружием… нет, конечно, играть с таким правилом никто не запрещает, но я бы предложил другое. Пусть лучница дистанционно атакует только более слабых воинов, это будет как-то посбалансированней.

Вернёмся теперь к полю, которое меня несколько озадачило. Ну, не поле как таковое, конечно, а начальная расстановка на нём. Тут немного странно, ибо предлагается расставлять воинов рандомно. По одному из двух предлагаемых шаблонов. Нет, понятно, что двумерно расставлять отряд в 20 рыл — это может загрузить таким параличом анализа, мало не покажется никому… :) Но рандом в таком важном деле… Вот вынесет прихоть случая трёх ваших прапорщиков знаменосцев в первый ряд на тех самых мужиков-с-топорами, а вражеских командиров в самый тыл и что ж вы будете делать? :)

Я честно попытался измыслить, а как бы я сам вышел из ситуации, поборов (елико возможно) рандом. Придумалось только три варианта:

  1. Авторам игры дополнить правила рекомендуемым порядком расстановки, одинаковым для обеих сторон. Чтоб уж совсем как в шахматах.
  2. После рандомной начальной расстановки дать каждому игроку возможность оставить на своих местах не более половины (т.е. десятка) воинов, а остальных снять с поля, перемешать и перевыложить на освободившиеся позиции также рандомно.
  3. После рандомной начальной раскладки дать каждому игроку возможность поменять одного своего знаменосца местами с любым другим своим воином.

Первый вариант представляется самым правильным, третий — самым простым. Выбирать игроку, ибо никто не мешает модифицировать  правила под себя. А я пока попробую подытожить.

Достоинства игры:

  • Компактность как при хранении, так и при игре.
  • Простые правила.

Недостатки игры:

  • Оформление.
  • Начальный рандом расстановки войск.

Неоднозначные особенности игры:

  • Играется вдвоём и только вдвоём. В рамках предлагаемого поля невозможно разыгрывать сценарии, как в «Б9».

Техническая информация:

  • Двое игроков от 10 лет, продолжительность партии — от получаса. В зависимости от склада ума соперников партия вполне может затянуться до часа-полутора.
  • Компоненты игры выполнены из толстого картона и не требуют защиты.
  • Для случайной начальной расстановки рекомендуется пользоваться непрозрачными матерчатыми мешочками, они же могут оказаться удобными и для хранения.

Смотрите также:

Постскриптум: А всё-таки «Братство» как-то несло в себе больше шарма… ;)

10 комментариев:

  1. Спасибо за обзор!

    Да, у Б9 есть потенциал ко всяческим модификациям и сценариям. Но у Знаменосца тоже есть некоторый потенциал, больше касающийся наборов армий. Вот если игра станет более-менее популярной, то дополнения крайне возможны. =)

    ОтветитьУдалить
  2. Набор армий — это не совсем дополнение, это скорее альтернативный геймплей, как большие коробки в «Доминионе». :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. если новыми армиями можно играть и вместе со старыми (как например карманные битвы), то уже к дополнению ближе. =)

      Удалить
  3. А как с динамикой? Т.е. как сильно меняется (может меняться) ситуация от хода к ходу?

    Можно ли сравнить с ККИ "Берсерк" (очень уж похожа - по картинке - стартовая расстановка)?

    Время партии всё же не говорит, сколько событий уместилось в эти 30 минут :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "А как с динамикой? Т.е. как сильно меняется (может меняться) ситуация от хода к ходу?"
      Зачастую ситуация на поле может радикально смениться буквально за один ход, особенно если противник заметит слабину в построении защиты знаменосца. Нужно найти и правильно выстроить комбинацию ход+атака (в зависимости от ситуации на поле брани). Ослабленные (раненные) воины хорошо подходят в роли "пушечного мяса" - можно вынудить противника разбираться с ними и терять драгоценное время, в тоже время выстраивая ряды со знаменосцем для усиленной атаки.

      "Можно ли сравнить с ККИ "Берсерк" (очень уж похожа - по картинке - стартовая расстановка)?"
      Возможно игра немного похожа на "Берсерк", но по моему это абсолютно разные игры (разные механики боя, передвижения...)

      Когда играю с детьми (8, 14 лет) на партию уходит 20-40 минут. А с взрослыми (вдумчивая игра) часа полтора и даже более.

      Удалить
  4. чем так отвратительна репутация мосигры?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бессовестным плагиатом и его яростным, осточертевшим всем пиаром в начале деятельности. Вопиющей безграмотностью розничных продавцов. Примером того, как не надо идти в регионы. Былинной клоунадой на «МИПЛ-2011». Это так, навскидку. В подробности лениво вдаваться.

      Удалить
    2. Интересно а давно у них магазин в Новосибе закрылся?

      Удалить
    3. То что у них было в Новосибирске — магазином называть слишком громко. :)

      Удалить
  5. Ну, я могу только пофантазировать...
    Например:
    Магазин был в виде стеклянной витрины в каком-нибудь торговом центре. Продавцами были студенты, познания об играх у которых сводились к информации с тыльной стороны коробки того, что они продают. Наименований было пару десятков: башня, элиас, активити, монополия и т.д.
    Что касается мипла — даже думать не хочу. Я не могу пойти дальше мысли "как можно было так назвать мероприятие?!".

    ОтветитьУдалить