июля 12, 2012

Российская «Локалка»

Как-то не густо у нас в России с настольными играми компьютерной тематики, вы не находите? Был, помнится, такой «Аутсорсер» на движке «Манчкина», который кто только не освистывал… Хотя, с другой стороны, на движке «Манчкина» чего только энтузиасты не делали! В 2009 лохматом году я играл в самодельного — хотя и качественно отпечатанного в типографии, с отличными иллюстрациями — «Аниманчкина», посвящённого анимешной тематике… впрочем, я отвлёкся.

Известно, что журнал «Системный администратор» озаботился вышеупомянутой проблемой — ну, насчёт игр компьютерной тематики, — и недавно выпустил игру «Локалка»… которую, опять же, кто только не освистал. Дескать, копия с «Бах!» и всё тут — и всем пофигу, что суждение это вынесено было по анонсу на несколько строчек.

Кто ищет скандалов и разоблачений, дальше может не читать. «Локалка» — это точно не «Бах!». А кому интересно почему, и что это вообще такое, читайте дальше.

Кстати, совпало так, что я тут задумался для себя над вопросом: а где начинается копирование/воровство и начинается новая игра? Ответ для себя в конце концов сформулировал, и торжественно обещаю изложить в виде особой публикации — следите, как говорится, за рекламой. Это был такой анонс.

Если же вернуться к нашим локалкам, то вскрытие коробки и знакомство с компонентами буквально умиляет. :) Вот чётко видно: игру выпускали люди, незнакомые с миром большого настолья. И это, кстати, не упрёк. Ибо это отнюдь не плохо. Это просто видно, и это именно умиляет. Судите сами:

  • Маленькая коробочка! Ура-ура-ура!!! Есть же ещё люди, которые делают коробочку по содержимому, а не по размеру прилавка. :) Но… она офигенно тугая. Я жаловался как-то на коробки от «Правильных игр»? Забудьте, «Локалка» далеко переплюнула их по части сложности открывания. :) Впрочем, поищите в интернетах, и вы без труда найдёте рецепт, где именно надо подрезать, чтобы открывалось нормально. А ещё при вёрстке был допущен забавный ляп, и задняя сторона ориентирована вверх ногами относительно передней. Ну, забыли, что при склейке оно же перегибаться будет… ;)
  • Прекрасные пластиковые жетончики. Но несут на себе коммерческую рекламу какой-то телекоммуникационной компании. :) Представьте: покупаете вы «Race for the Galaxy» или «Battlestar Galactica», а там на рубашках карт надписи «Главный спонсор NASA — компания “Техаснефтепром”»… ;)
  • Карты разной толщины. :) Это вообще что-то новое в отечественном игрострое — обычно или размеры уходят, или цвета гуляют, или вырубка махрится. Хотя если бы мне предложили выбирать, то я бы предпочёл гуляющую толщину. Её хоть на глаз не видно, можно только руками по жёсткости карт нащупать.
  • Иллюстрация на коробке. Вот вообще не в тему. Хотя с картами художник своё дело сделал идеально: рисунки яркие, красочные, очень симпатичные и стильные. А про коробку ему, похоже, просто сказали: «это… нарисуй-ка… ну, знаешь, чтобы было понятно, что это такое вот типа “мафии”, но про компьютеры и чтоб футуристично». И вот это «типа “мафии”» явно доминировало в задании. Ну, он и нарисовал. Не в струю, но точно заданное. А жаль. Художником, кстати, значится Виктор Исаев — глубокий ему респект, на карты смотреть приятно.

Вот они, эти карты. По ним, кстати, видно: да, игровые роли действительно взяты из «Баха». Ещё оттуда взята идея карт с проверяемыми условиями — в «Бахе» это, например, «Динамит», «Тюрьма», «Бочка». Здесь это «Логическая бомба»: она одна такая, и для проверок игровые карты имеют жёлтый и/или сиреневый цвет.

Остальное отличается, и сильно. «Бах!» ключевой особенностью взаимодействия игроков имеет дистанцию. А чтобы можно было стрелять куда надо, как надо, да ещё по возможности уклоняться от чужой стрельбы, там есть большое количество разного шмота. Обвешивание которым составляет часть игрового фана (сидя верхом на мустанге и держа перед собой бочку с прицелом… мда).

В «Локалке» дистанция и шмот отсутствуют как таковые. Здесь каждый из игроков является по совместительству сетевым узлом, и есть ещё безличные узлы, находящиеся между игроками. Чтобы кого-то атаковать, нужно иметь под своим контролем сетевой узел по соседству с этим «кем-то». Кстати, в правилах этот момент насчёт «под контролем» описан весьма расплывчато.

Единственным аналогом шмота здесь является карта «Сетевая защита», которую можно класть для предотвращения атак на сетевые узлы. Это некий аналог защитного софта, и его впоследствии можно менять, усиливая или ослабляя защиту.

Отсутствие разнообразного шмота, прямо скажем, обеднило игру. Помимо главного («Сетевая атака» и «Сетевая защита»), здесь есть всего лишь десять видов карт (для сравнения, в «Бахе» — около двадцати, и это только в базе, не считая дополнений). Необходимость для атаки ближнего своего методично ломать промежуточные сетевые узлы, прямо скажем, сделало игру менее динамичной (это при том, что и «Бах!» иногда сильно затягивается).

Ещё здесь нету личностей игровых персонажей с их индивидуальными свойствами. Все всегда одинаковы, и только взаимный порядок рассадки меняется от партии к партии. Что как-то тоже не обогащает.

Изложение правил, увы, вызывает нарекания. Некоторые понятия (например, уже упомянутый «узел, находящийся под контролем игрока») чётко не определены и их описания рассредоточены по всему тексту. Нету, кстати, никаких средств для отслеживания, кто чего контролирует.

Карта «Ботнет/Очистка сети» свидетельствует о недопонимании авторами роли Инсайдера (в «Бахе» это маньяк или по официальной локализации ренегат). В её нынешнем виде она однозначно идентифицирует разыгравшего Инсайдера как кого-то нехорошего и не даёт возможности прикидываться Эникейщиком (в «Бахе» — депутат, по официальной локализации помощник шерифа). Я бы изложил её текст по-другому, в духе ККИ:

Системный администраторверните под свой контроль все захваченные сетевые узлы вспомогательных карт.
Другие игроки — выберите одно: получите контроль над соседними сетевыми узлами захваченных карт или верните Сетевому администратору контроль над захваченными соседними сетевыми узлами вспомогательных карт.

Резюмирую. Копией «Баха» игра не является, однозначно. При совпадении игровых ролей мы видим совершенно другой геймплей. Упрощённый и менее динамичный, но другой. Правила явно нуждаются в доработке. Как нишевый продукт (для развлечения околокомпьютерной аудитории и приобщения её к настолкам) «Локалка», наверное, удалась. Как самостоятельная игра для более или менее опытных настольщиков — увы, нет. Они точно предпочтут «Бах!» даже в его нынешней убогой локализации.

5 комментариев:

  1. Анонимный14 июля 2012 г., 11:17

    Отличный обзор! Скажите, где можно купить эту игру в новосибе?

    ОтветитьУдалить
  2. Это сложный вопрос, поскольку игра «от журнала». Неизвестно пока, будут ли её как-то распространять вне читательской аудитории. На данный момент вроде нигде не продаётся.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный17 июля 2012 г., 14:28

    Как же так иллюстрация на коробке как раз-таки в тему. Товарищ в маске Гая Фокса (или маска Анонимуса) из комикса-антиутопии "V - значит вендетта", является официальным символом Анонимусов, а уж они-то к тематике имеют непосредственное отношение.

    ОтветитьУдалить
  4. Эта маска уже настолько затёрта-заюзана многочисленными коробками «Мафии», что на полке среди других игр никаких описанных ассоциаций точно не вызовет. :)

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимус негодуэ, ибо маска анонимуса ни разу не использовалась на коробках "мафии".

    ОтветитьУдалить