июня 15, 2012

«011»: обзор игры

Был когда-то — старшее поколение должно помнить! — такой психоделический мульт «Yellow Submarine». С битловской музыкой. В котором оные же битлы с помощью своей музыки спасали некую сказочную реальность от Страшной и Ужасной Напасти. А ещё, помнится, у Алана Дина Фостера был такой книжный цикл, «Чародей с гитарой». В котором тоже спасали мир посредством музыки (редкий случай, когда автор не изменил здравому смыслу и не скатился в бесконечные самоповторы — спасши мир один раз, впоследствии его герои занимались более насущными и приземлёнными проблемами).

Вы таки спросите, что же общего всё это имеет с обозреваемой игрой «011», и вы таки будете правы. На что я вам немедленно отвечу — так музыка же! Ну, и спасение мира с её помощью, не без этого. Возможно, идея будет понятнее, если назвать и подзаголовок игры: «Приключение с группой “Терион”».

Дело тут в том, что для Конца Света (который хорошим парням нужно категорически предотвратить, а плохому парню всячески зафорсить) выбран скандинавский вариант. В котором фигурируют такие имена собственные, как Рагнарёк и Фёнрир. А шведская группа «Therion» как раз засветилась альбомом «Секрет Рун», посвящённым соответствующей мифологии — так что эти ребята подарили игровым персонажам свою внешность. А сюжет взят из книги Паоло Валлерга, в которой действие происходит в Турине альтернативной реальности позапрошлого XIX века, такой вот хитрый компот.

Сама игра создана Марко Валтриани, а в России локализована и распространяется компанией Pandora’s Box Studio. По типу локализации очень напоминает «Страшилки о призраках»: в коробке содержится куча буклетов правил на разных языках, а игровые компоненты содержат минимум текста (фактически, только названия карт). Один из буклетов в коробке составлен на русском языке.

Сама игра, если описать её первым впечатлением после открытия коробки, восхитительна. Здесь и огромное поле с крутильными элементами на нём, и фигурки, и куча всяких карт с жетончиками, и даже блокнот с карандашами. Сейчас мы увидим, для чего всё это нужно.

Поле представляет собой схему того самого альтернативного Турина с транспортными остановками и достопримечательностями (по которым даже имеется небольшой путеводитель — на фотографии он стоит «ширмочкой»). По бокам имеются счётные дорожки и вспомогательная механизация, приводящая в восторг любителей стимпанка. :)

Важнейшим фактором в игре является время. Партия длится одиннадцать раундов — условных часов (отсчитываются стрелкой в правом нижнем углу) — и каждый участник на все свои действия имеет 45 условных единиц времени (отсчитываются по самой большой дорожке вокруг поля). По полю — вне зависимости от числа участников! — ходят восемь фигурок персонажей, которые жёсткой связи с участниками не имеют. Фигурки красивые, неплохо детализированные.

И вот здесь мы подошли к сáмой сути игры. Из восьми персонажей кто-то один является Избранным — тем, кто способен предотвратить всеобщий экстерминатус. Он обозначается лежащей втёмную картой, и для победы его обязательно нужно вычислить. Дело обстоит так: у каждого игрока есть карта одного персонажа, который Избранным точно не является. И ещё сколько-то карт лежит отдельно — это всё тоже карты не-Избранных.

То есть играют, допустим, пятеро. У каждого карта персонажа на руках, одну Самую Главную Карту нужно вычислить (но нельзя смотреть!) — эта лежит особо, — и две оставшихся «нейтральных» тоже лежат закрыто. Смотреть чужие и нейтральные карты при определённых условиях можно. На это у каждого персонажа есть свои способности, у каждого игрока есть свои способности, да ещё кое-что определяется игровыми событиями.

За право выбрать персонажа и походить им каждый раунд устраивается аукцион. Да ещё на поле раскладываются улики, которые тоже помогают в решении нелёгких игровых задач. А перемещаться по Турину можно либо своим пешим ходом (тратя игровое время), либо на транспорте. Возможность использования которого определяется теми самыми замечательными шестерёнками. :)

Не вдаваясь в тонкости правил, осталось только объяснить главную цель игры. Чтобы предотвратить Рагнарёк, нужно собрать ноты Песни Творения, вычислить Избранного и привести его к Оргáну Бытия (местонахождения которого относительно городских достопримечательностей тоже ещё нужно вычислить). Но — внезапно! — один из игроков по ходу партии окажется воплощением Фёнрира с как раз обратными целями. Вы угадали: ему нужно накопить силу и привести персонажа-воплощение к Избранному, прежде чем тот доберётся до своей фисгармонии. ;)

Но при всём при том «011» не является кооперативной игрой! Либо выигрывает один игрок (союзник Избранного или Фёнрир — как уж получится), либо проигрывают все (если банально не успели или наошибались). Последнее особенно позорно: хором прос… пать Конец Света — это, знаете, совсем уж ни в какие ворота. :)

       

Наошибаться же можно проще простого — запутавшись в просмотренных и непросмотренных картах, а также в своих догадках. Не зря комплектация игры включает блокнот и несколько карандашей (в отличие от «Cluedo» здесь блокнот самый обычный): одной лишь своей памяти маловато будет.

В целом у Валтриани получилась очаровательная, но довольно эклектичная игра. Она по определению будет прекрасным подарком любителю «металлической» музыки, и… теперь я знаю ответ на один периодически задаваемый мне вопрос. Время от времени народ жалеет о прекращении выпуска старой версии «Cluedo» с миниатюрками и спрашивает, где её можно купить. Где купить — честно, не знаю. Но рекомендовать вместо этого «011» можно совершенно смело, благо тут и механика посложней, и задачи поинтересней…

Достоинства игры:

  • Оформление.
  • Возможность регулировки сложности при игре с детьми (можно положить нейтральные карты открыто).

Недостатки игры:

  • Некоторая эклектичность правил. Рассказывать их надо с умом, иначе в головах игроков будет полная каша. :)
  • Цена. Она адекватна (игровые компоненты замечательны), но таки высока.

Неоднозначные особенности игры:

  • Специфическая музыкальная тематика.
  • Невысокий уровень конфликтности (сводится главным образом к аукционам).

Техническая информация:

  • Игра рассчитана на 3-6 участников, рекомендуемый возраст — от 10 лет. На мой взгляд, этот возраст занижен, я бы (особенно с учётом тематики) назвал его от 12 лет.
  • 55 карт размера 56×88 мм.

Смотрите также:

  • Обзор «Cluedo» — другой дедуктивной игры на исключение обстоятельств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий