октября 15, 2010

«Colosseum»: обзор игры

Коробка Слово «цирк», как известно, происходит от латинского «circus», то есть нечто скруглённое. И цирки с амфитеатрами у римлян были, факт. Правда, то что в них происходило… как бы это сказать… имело весьма немного общего с нынешним цирковым жанром. Вот. :) Однако же, с другой стороны, было бы ошибкой считать, что римские развлечения ограничивались одними только гладиаторскими боями…

В общем, какой-никакой шоу-бизнес у римлян был. Ну, со своей спецификой, конечно. :) А значит, кто-то неизбежно должен был заниматься его организацией. По нынешним временам таких людей называют продюсерами.

Вот об их-то нелёгком труде нам и повествует обозреваемая игра, одним из авторов которой, кстати, значится Вольфганг Крамер (чьи творения завоёвывали Spiel des Jahres аж пять раз).

Коробка в открытом виде Игра чрезвычайно внушает уже одной только коробкой — скажем так, настолько потрясающе удобной и продуманной системы хранения компонентов я пока что не встречал. Всё в индивидуальных ячейках, очень компактно, ничего не перемешивается… Ну, разве что «Доминион» может в какой-то мере сравниться, но там это и проще — всё же чисто карточная игра.

Инвентарь, который хранится в этой чудо-коробке, вполне соответствует игровому сюжету: здесь и материал для строительства-расширения арен, и программы для постановки на этих аренах, и деньги (какой же шоу-бизнес без денег?), и ещё много чего. И самое-то главное — ресурсы для будущих шоу. Гладиаторы, звери, колесницы, корабли, декорации и всякие чтецы-декламаторы для сольных и хоровых выступлений.

Элитная публикаОтдельно отмечу фигурки римской знати, их шесть штук (император, два консула, три сенатора). Если эти особы придут на ваше шоу, то сей факт зачтётся особо — в вашу пользу, разумеется. Фигурки деревянные и очень симпатичные.

Ну да, «Колизей» меня буквально очаровал. Это самая что ни на есть образцово-показательная евроигра в прямом смысле этих слов: её можно показывать, как образец евроигры со всеми тамошними характерными чертами: обширным хозяйством и отсутствием взаимной агрессии между игроками — хотя взаимодействия там хоть отбавляй.

Итак, игрокам-продюсерам предстоит основательно обустроить свои арены, дабы учинить на них величайшие шоу в римской истории… и у кого шоу окажется самым величайшим, тот и есть победитель. Здесь, кстати, кроется очень интересная особенность игровой механики: всё решает лишь одно шоу, а прочие являются лишь прелюдией к нему. Иными словами, достижения не накапливаются по ходу партии, а просто учитывается самое крупное из них. Что, с одной стороны, логично, а с другой довольно-таки непривычно и требует определённой перестройки мозгов на новый лад.

Механика вообще очень интересна — она включает в себя те или иные элементы многих распространённых игровых механик. По пунктам:

  • Строительство и развитие со стратегическим планированием;
  • Аукцион;
  • Свободная торговля и обмен;
  • Кинь-двинь.

Причём всё это происходит именно в таком порядке в течение каждого раунда (сезона), которых в каждой партии пять. Давайте посмотрим, как именно.

Сначала все строятся и развиваются. Как бы всё понятно, но эта фаза довольно коварна. Дело в том, что в норме можно ввести у себя только одно усовершенствование за сезон, а сезонов всего-то пять. Вот и смотрим: самые грандиозные шоу требуют капитального расширения арены, которое выполняется в два этапа. А ещё нужно оплатить сценарий и постановку, что также считается развитием — это уже три. А надо ведь и ещё что-то попроще поставить, и хочется учредить у себя продажу абонементов (больше зрителей придёт), и знать надо как-то привлечь, а для этого потребно у себя VIP-ложу построить… Кстати, наличие VIP-ложи повышает влияние на знать, а это всегда благоприятно для бизнеса — можно, к примеру, получить возможность совершения дополнительных действий. В общем, всё связано и хитро завязано — право, есть над чем поломать голову.

Место действия Элитная публика в крутом цирке

Аукцион — он, собственно, и есть аукцион. Для развлечения публики можно (и нужно!) обзаводиться соответствующими ресурсами. Мастера предлагают декорации и корабли-колесницы, звероловы — зверей, гладиаторские школы — бойцов, актёры и музыканты ищут труппы, где оценили бы их таланты… Чего тебе нужно для задуманной тобой программы, то и приобретай. Только саму программу-то не забудь приобрести: режиссёр и сценарист тоже за свои труды денежку хотят. :) Список всех доступных программ имеется у каждого игрока в виде памятки.

Кстати, если у кого-то чего-то больше всех, то это работает в плюс. Ну понятно же, что если у почтенного Фуфлия самый большой флот кораблей, то навмахии на его арене просто не могут не привлечь дополнительных зрителей. :) А у почтенного Хреникуса самые большие гладиаторские казармы, так что битвы на его арене определённо обещают чего-то особенного… :)

Следующая фаза — свободная торговля и обмен — также вполне понятна. Если не удалось купить чего нужное на аукционе (цену перебили или оно там вовсе не предлагалось), то можно попробовать сторговать это у другого продюсера. За деньги или в обмен, это уж как получится. А можно и попытаться продать что-то ненужное.

«Кинь-двинь» в игре очень уместно и отвечает именно за то, за что и должно: за те вещи, на которые игроки в принципе не имеют прямого влияния. Если помните, там есть знатная публика — вот она и движется согласно кубику. Но если кто построил у себя VIP-ложу, то он становится в некоторой степени сопричастен к высшим сферам, обзаводится там знакомствами и немного повлиять на римскую элиту всё же может. Такой игрок кидает два кубика вместо одного.

По воле кубиков знать может посетить шоу на той или иной арене, принеся тем самым профит её владельцу. Своё какое-никакое влияние можно употребить на то, чтобы зашли именно к тебе. Или не зашли к сопернику. Или просто на то, чтобы удачно встретиться-поговорить с кем-нибудь из знати, заручившись его благосклонностью… с которой можно будет поиметь какой-нибудь профит позже…

А вот потом-то, в конце каждого тура, наступает его кульминация — продюсеры выдают на обозрение жаждущей публике свои шоу! Фаза эта очень «вкусная», хорошо продумана, и содержит массу интересных моментов.

Во-первых, каждое шоу можно поставить в урезанном варианте. Но и зрителей придёт меньше, и профит тогда будет неполным. Ясное дело, что для гладиаторского шоу «Кавалерия Спартака» нужны кони и гладиаторы в количествах, а если чего-то не хватает, то это будет совсем не то! Либо (при нехватке коней) шоу выйдет не очень кавалерийским, либо (при нехватке гладиаторов) придётся сажать верхом каких-нибудь отстойных рабов с ржавым оружием. :) А римская публика весьма взыскательна, и такую лажу видит сразу.

Во-вторых, учитывается масса факторов: и присутствие знати, и проданные абонементы, и звёздные составы исполнителей, и разнообразие поставленных на этой арене программ, и успехи данного продюсера в прошлых сезонах… При этом как-то обходится без мозголомных расчётов, и всё выглядит вполне естественно.

В-третьих, одно шоу можно ставить несколько раз. Сначала, к примеру, в урезанном нищебродском варианте, а потом накопить недостающих ресурсов, и уже по-настоящему. Или ещё по какой причине. Правда, тут есть одна немаловажная оговорка —

В-четвёртых, римские шоу всё же довольно экстремальны. Приходят в негодность декорации, кони ломают ноги, гладиаторы… гм… ну, в общем, понятно. :) Так что с чем-то из задействованных ресурсов придётся расстаться, и это нельзя не учитывать, особенно при надеждах на повторную постановку шоу.

По итогам поставленных зрелищ подбиваются все итоги, и в карманы продюсеров поступает выручка… но вот тут нелишне будет напомнить: фишка на счётной дорожке очков подвинется лишь в том случае, если нынешний успех превзошёл все предыдущие. В противном случае деньги будут, а прогресса нет. :)

Это, значит, была информация об игре. А теперь пойдут впечатления от неё.

Начну немного  издалека. У меня довольно сложное отношение к евроиграм. Кое-кто — не буду показывать пальцем, — может подтвердить, что меня уже год как не удаётся уговорить на «Агриколу». :) Есть и другие представители жанра, за которые меня даже силой не засадишь. То есть я их даже пробовать не хочу. И есть ещё другие представители жанра, за которыми я безусловно и безоговорочно признаю массу достоинств, но играть в которые желанием отнюдь не горю. :)

Ну так вот. За всю мою историю знакомства с настолками лишь две — повторяю, две — «хардкорные» евроигры завоевали от меня не только безоговорочное признание достоинств, но и столь же безоговорочную симпатию. Первой из них является «Dungeon Lords». А второй… второй — собственно, «Колизей». Вот.

Надеюсь, я объяснил свои впечатления от игры. :) Факт говорит сам за себя. Игра, кстати, тоже.

Достоинства игры:

  • Великолепный дизайн и чрезвычайное удобство хранения.
  • Хотя игра по моей классификации является большой, партия отнюдь не затягивается во времени. В норме при 3-4 игроках она довольно чётко укладывается в 90-100 минут.
  • Немало общения и взаимодействия (чего частенько не хватает евроиграм).
  • Нормально играется с детьми (компоненты не несут языкозависимых элементов, при этом красивы и привлекательны).

Недостатки игры:

  • Даунтайм таки может возникать.
  • Необычная система определения победителя хотя и логична, но усложняет процесс «въезжания» в игру. При том, что в евроигры по определению непросто «въехать»: всё хитро увязано между собой, и постижение этих связок требует нескольких партий.

Неоднозначные особенности игры:

  • Я вполне могу себе представить, что кому-то тематика языческих игрищ (да ещё с гладиаторами) способна показаться неприемлемой. С другой стороны, кто-то может попенять на отсутствие в игре наиболее экстремальных римских развлечений. ;) С  третьей стороны, а кто мешает выпустить на эту тему дополнение? ;)
  • Вдвоём играть нельзя. Вообще, для евроигр это вряд ли допустимо считать недостатком… но ведь в некоторые всё же можно. Жаль, что «Колизей» к их числу не относится.

P.S.: Именно после знакомства с «Колизеем» я обратил внимание на брэнд «Days of Wonder»… :)

11 комментариев:

  1. про нее постоянно пишут, что игра отменная. но почему то со временем очень быстро похвалы утихают. или даже не похвалы, а просто упоминания о ней.

    по этому поводу вопрос - насколько хочется в нее поиграть еще раз?

    ОтветитьУдалить
  2. Ну я её никогда не хвалил и не ругал.
    Но в моей коллекции (см БГГ) это самая ходовая из не карточных игр. За полтора года сыграно 19 партий. Больше только в карточные Доминион, Бонанза, Гонка за Галактику. В последнее время играем реже. Но с удовольствием.

    ОтветитьУдалить
  3. Ну… пока что хочется. Она приятно играется, мне в неё интересно играть вне всякой зависимости от результата. Как и в помянутый «Dungeon Lords», кстати.

    ОтветитьУдалить
  4. В статьях стало больше "лурка" =)

    ОтветитьУдалить
  5. Вполне возможно. Много (очень много) общаясь со студентами, крайне трудно избежать влияния современного слэнга. :) Однако ж спасибо за замечание. :)

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за обзор, очень интересно. =))
    Скажите, пожалуйста, вы пишите "«хардкорные» евроигры", выходит, что она не подойдет для семейных посиделок? Можно ли ее использовать для игр с семьей и казуалами? =))

    ОтветитьУдалить
  7. Она хардкорна в смысле множества компонентов и завязки разных игровых аспектов между собой. :) Но чисто психологически в неё вполне можно играть, не впадая в паралич анализа, просто получая удовольствие от процесса. Очень ценное качество, кстати. Так что для семьи вполне играбельна, а для казуалов... тут зависит от того, готов ли человек потратить пару часов времени на въезжание в правила и одну партию, или ему предпочтительнее филлер полегче.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за ответ =)) Хорошие у вас статьи, вообще =))

    ОтветитьУдалить
  9. Дмитрий.
    В эту игру мы играем как раз семьёй. Один из основных игроков девочка 9 лет. Неплохо кстати справляется.

    ОтветитьУдалить
  10. Очень интересно. У нас как раз сыну 9 лет =)) Похоже, нужно брать =)

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за обзор =)

    ОтветитьУдалить